«Евреи были образцовыми бойцами»

Как чеченская нефть спасла тысячи евреев от гибели и почему немцы приняли евреев за горцев рассказал историк и автор книг о Дербенте, заслуженный учитель России Ягутил Мишиев.

Ягутил Мишиев
Ягутил Мишиев

— Дербент называют самым древним городом России и насчитывают пять тысяч лет его истории. А в религиозных кругах можно услышать сказание о том, что основал Дербент чуть ли не один из детей библейского Адама. В какой степени это так?

— Когда Петр I навещал Дербент, глава города сказал: «Город, построенный одним великим человеком, встречает другого великого человека». Это приветствие отсылает нас к другой легенде — о том, что Дербент основал Александр Македонский. Петр I, кстати, некоторое время жил в крепости — это было начало его Персидского похода. А Дербенту действительно более пяти тысяч лет. На это указывают артефакты, найденные во время раскопок. Я много работал в архивах и опирался в основном на многочисленные арабские источники, потому что арабские ученые и историки в то время были довольно просвещенными. И такая древняя история города во многом объяснялась удачным местоположением. Здесь шла самая удобная дорога, по которой кочевники могли пройти на юг — по узкой кромке между горами и Каспийским морем. Дербентский переход оказался фактически единственным местом, где можно было пройти, минуя горы, но в VI веке дорогу перекрыли.

— А как евреи там вообще оказались?

— После захвата Иудейского царства многие евреи были насильно переселены на другие ближневосточные территории, а после разгрома Вавилонского царства многие евреи не захотели оставаться жить в тех местах, где прежде были рабами. Они пошли через Персию к берегам Каспийского моря: часть из них осела на правом берегу, часть — на левом. Таким образом евреи пришли на Кавказ и в Среднюю Азию. Это разные племена одного и того же народа или разные колена, если хотите. Уже много позже ученые находили на кладбищах надписи и могильные камни XV–XVI веков, что в том числе и позволяет составить общую картину перемещения и истории еврейского народа. А в Иерусалимском Талмуде, к слову, встречается упоминание о том, что Дербент существовал как минимум уже в первом веке нашей эры.

— Обычно с появлением евреев всё сразу меняется. Как их появление повлияло на регион и соседствующие народы?

— Надо понимать, что евреи перебрались в Дербент не разом, а прибывали волнами. Спасаясь, к примеру, от сасанидского и византийского гнётов. Но в созданном в VI веке крупном местном государстве — Хазарском каганате, в котором соседствовали и хазары, и мусульмане, и евреи, и язычники — еврейский сегмент был всё же наиболее грамотным. Вероятно, именно поэтому хазары и переняли иудаизм. А Дербент и Куба постепенно оформились как крупнейшие еврейские религиозные центры. Еврейские же купцы, привозившие из Египта и религиозные книги, на основе которых, кстати, была собрана крупная библиотека, положили таким образом начало переписке с другими религиозными центрами иудаизма. 

— Сам термин «горские евреи» давно возник?

— Только в XIX веке — после присоединения Дербента к России. Тогда в Дербент стали прибывать прогрессивные слои населения, которые увидели евреев, совсем не похожих на тех, что жили в Европе. Горские евреи ведь переняли некоторые черты характера местного населения — они были хорошими всадниками и образцовыми бойцами и при необходимости защищали свои поселения с оружием в руках. Словом, они умели за себя постоять.

— Чем промышляли евреи Дербента в свободное от защиты своих поселений время?

— В основном — мареноводством, за счет которого в Дербенте стало очень много имущих. Из марены делали стойкую краску, которую успешно продавали в России, пока не был разработан более дешёвый искусственный краситель. Тогда уже евреи перешли на табаководство, овощеводство и мелкую торговлю.

— Вся жизнь евреев в Европе сопровождалась погромами. Как обстояло дело с антисемитизмом на Кавказе?

— Примерно так же. Было очень много набегов, уничтожали целые еврейские слободы. Наиболее жуткий набег произошёл на аул Аба-Сава — один из культурных центров евреев того времени. Там было множество жертв и пострадавших от рук местного хана. Те, кто смог выжить в той резне, прибыли в Дербент. А бежавшие от другой резни, из поселения Хелькот, обратились к Кубинскому хану, тот показал рукой и сказал: «Живите там, напротив». Но уже позже, при советской власти, антисемитизма как такового на Кавказе не было, а бежавших сюда ашкеназов здесь принимали как родных.

Справка:

В 1799 году правитель лакцев Сурхай-хан ночью напал на Аба-Сава и после ожесточенного сражения, в котором погибли 160 защитников села, казнил всех взятых в плен мужчин, разрушил село, а женщин и детей забрали в плен. Вот как описывали это событие современники: «Мужей и сыновей убивали на глазах у беззащитных женщин, а женщин и девушек насиловали на глазах истекающих кровью мужчин. Не щадили даже детей: победитель уничтожил всех мальчиков, а женщин увёл в полон».

«Все дома были сожжены, во дворах лежали трупы. Женщин, детей, стариков зарезали кинжалами, как скот, многих закололи саблями и пиками, у многих была отрублена голова. Среди трупов лежали живые дети. Воины Сурхай-хана увели в плен из Аба-Сава около 150 человек». 

Рисунок8— Нет практически ни одной ашкеназской семьи, в которой не было бы погибших в Холокосте. В какой степени Холокост затронул Кавказ и проживающих там горских евреев?

— Когда немцы пришли на Кавказ, они, привыкшие видеть перед собой светлых ашкеназов, ошибочно приняли местных евреев за горцев. Однако нашёлся предатель, который объяснил им, что к чему, и сдал целый совхоз возле Моздока. Немцы там закрасили известью окна домов кавказцев — чтобы те не видели, что будет происходить на улице — и расстреляли всю еврейскую общину. На дворе стоял январь. Второпях, опасаясь контрнаступления Красной армии, немцы побросали тела в глубокий ров. Но засыпать не успели. И на морозе надо рвом в небо поднимался красный пар. Однако продвинуться дальше на Северный Кавказ немцы уже не смогли — потому что чеченцы намеренно жгли бакинскую нефть. Так пламя, дошедшее до самого Избербаша, спасло горских евреев.

— Что происходит с горскими евреями сейчас, когда они переезжают в Израиль? Абсорбируются, как и все?

— Многие обычаи, такие, к примеру, как кухня или уважительное отношение к взрослым, сохраняются, но язык — джуури — постепенно уходит, потому что молодежь хочет говорить на иврите. И языком владеют только те, кого учили этому ещё бабушки.

Ксения ГЕЗЕНЦВЕЙ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора