Королевский портной

Героя статьи мир знает как «Бааль левушим» (Властителя одеяний) — то есть Королевского Портного. Есть и другая слава: с него началась популярная фамилия «Йоффе» (Иоффе, Яффе, Юффа…) — «красивый, прекрасный», полная раввинов, академиков, генералов, изобретателей… Чтобы вы не сомневались, первый Йоффе таки да связан с прекрасным: Большая Хоральная синагога в Гродно, построенная в конце 16 века, ради которой герой приглашал итальянского архитектора Санти Гуччи, признана ныне «красивейшей синагогой Европы».

Рисунок14Рав Мордехай Йоффе родился в 1530 году в Праге, бывшей и будущей столице Священной Римской империи, в неспокойное время: начавшаяся в 1517 году Реформация стала триггером междоусобиц, привёдших через век к жестокой Тридцатилетней войне (1618-48). Вероятно, он потомок Раши (а значит, Гилеля, правителя Иудеи Эльнатана и царя Давида). Его отец, рав Авраам, стремился дать сыну наилучшее образование и юным отправил того в Польшу. Учился там Мордехай у друзей-кузенов: Мааршаля (рабби Шломо Лурия, 1510-1573) и Рама (рабби Моше Иссерлиса, 1520-1572), соизмеримых величием в Торе и очень разных по взглядам. Так, Мааршаль жёстко критиковал друга за занятия философией Аристотеля.

Он, «отец ашкеназских обычаев», был противником метода изучения, именуемого «пилпуль» — изощрённого интеллектуального анализа нюансов Закона, позволявшего перекидывать мосты между далёкими понятиями и принципами. По его мнению, перенятому равом Йоффе: предпочтительней тщательный филологический анализ источников, дабы понять нюансы прямого значения Талмуда; лишь после этого можно думать о «эквилибристике». Мордехай изучал и каббалу у рава Мататьягу Делакрута, напитавшегося сей наукой в Италии. По совету Рама занимался также математикой, астрономией, философией…

Рав Йоффе возвращается в Прагу и уже в 1553 году, 23-летним, становится главой ешивы. Впрочем, вскоре выяснилось, что, как писал он в предисловии к первому из «Левушим»: «никого не интересовало простое понимание Талмуда, все увлекались пилпулем (и так) искажали слова Б-га живого». Рав ограничил общение со студентами и сосредоточился в работе над книгами.

В 1554 в Цфате выходит труд рабби Йосефа Каро «Бейт Йосеф», выстроенный как комментарий к «Арба турим» (4 ряда) рабби Якова бен Ашера (1269-1343). Рабби Каро обобщил законотворческую практику веков, прошедших после Тура, труд получился длинным и подробным — «книгой для знатоков». Это чувствовал и автор, издавший через 11 лет, в 1565 свой грандиозный кодекс «Шульхан арух» (Накрытый стол), куда более лаконичный и ориентированный на практическое исполнение заповедей. По этой книге еврейский народ живёт с тех пор, прилагая принципы к новым реальностям, варьируя детали и обычаи… Но ещё до того рав Йоффе начал писать «Левуш мальхут» (Царское одеяние), дабы представить законы в сокращённой и удобной для использования форме.

Теперь разыгрывается интеллектуальная драма, «подслащённая» драмами социальными. В 1561 Фердинанд II издаёт указ об изгнании евреев из Праги. Рав Йоффе перебирается в Италию, поселяется в Венеции, изучает астрономию и — пишет свой труд. Как вдруг узнаёт, что его задачу выполнил сам автор «энциклопедии» — издан «Шулхан арух»!

Первая реакция — прекратить работу. Но, изучив «конкурента», рав выделил проблемы, которые он готов исправить. 1 — недостаток ашкеназских постановлений и обычаев, поскольку из трёх «главных советчиков»: Рамбама, Рифа и Роша — двое сефардов и при «голосованиях» они пересиливали. 2 — отсутствие ссылок на источники, из-за которых выбран вариант прочтения Закона. Поэтому — работа над «Одеяниями» продолжается.

Новый «удар» — рав узнаёт, что его наставник, рабби Моше Иссерлис, работает в том же направлении. И, не желая конкурировать, переключает перо на иные задачи. Он комментирует «Путеводитель растерянных» и «Календарь» Рамбама, разбирает каббалистический комментарий к Торе рабби Менахема Реканти (1250-1310), составляет суперкомментарий на комментарии Раши к Пятикнижию (эти работы войдут в последние «Левушим»). В 1571 он возвращается в Польшу — здесь один из духовных центров диаспоры. С 1572 Левуш — раввин и глава раввинского суда Гродно, он основывает ешиву, главой которой остаётся 16 лет.

В 1578 году выходит комментарий Рама «Мапа» (Скатерть) — дополнения к «Шульхан аруху» с позиций евреев Европы. Отныне «Накрытый стол» всегда печатается вместе с его «Скатертью». И — рав Йоффе возвращается к работе над«Левушим», ведь ашкеназское его учителем заявлено, но осталась излишняя, с его точки зрения, краткость. Постепенно начинают выходить первые 5 томов, посвящённых законам еврейской жизни в нашу эпоху.

Левушим написаны прекрасным языком, очень логически чётко и последовательно. Отчего же, при всём к ним уважении (комментаторы «Шулхан аруха» обязательно цитируют Левуш), их не относят к основополагающим трудам, ведь рав Йоффе пользовался примерно той же методикой, что рабби Каро, «опрашивая» в первую очередь тех же великих законодателей (Рифа, Рамбама и Роша)? Назовём 2 причины. Во-первых, к моменту публикации «Левушим» «Накрытый стол» с его «Скатертью» уже завоевали всеобщее признание и были приняты большинством общин за основу жизни. Явное это было чудо — словно на крыльях разлетелись они по диаспоре; да и разница в публикации составляет 3-4 десятилетия, что при скоростях 16 века… Но чудо произошло, демонстрируя выбор Творца. Во-вторых, рав Йоффе немало ссылается на каббалистические источники и использует их методы при установлении алахических правил — что вызвало протесты, ибо такое характерно для сефардской (и в дальнейшем хасидской) традиции, но меньше — для ашкеназских законоучителей. За исключением, пожалуй, рабби Йеуды а-Хасида.

Было сие в духе «Пражскаго возрождения» 16 века, когда гетто сделалось центром каббалы и мистики, но чуть в стороне от принятого. Оттого «Левушим» подверглись, если можно так выразиться, «восторженной критике». Заменой «Шулхан аруху» они не стали — как предполагал рав Йоффе, но вошли в корпус авторитетнейших текстов.

Надо отметить, что Левуш заранее ответил критикам, именуя каббалу «короной, венчающей духовность» и указывая, что алахические нормы нельзя устанавливать, опираясь на каббалу. Однако народ наш словно предчувствовал, как опасно пускать в обиход глубинное учение. Мистическое — вещь индивидуальное и до него нужно дорастать. Дело было почти за век до катастрофы шабтианства… про нынешние профанации не будем и вспоминать. 

Раввин Гродно принимал активное участие в жизни еврейской общины, он был одним из лидеров «Совета (ваада) четырёх земель», руководившего еврейской жизнью Польши, России, Литвы и Галиции, в последние годы жизни его председателем. На важнейших таканот (установлениях) ваада стоит, среди прочих, его подпись.

Принято считать мистиков людьми «неотмирными» — такое пророй действительно случается; однако примеры величайших тайнознатцев еврейского народа, начиная с Моше и через века, этой расхожей сказке противоречат. Рава Йоффе привело в «слуги народа» величайшее чувство ответственности: кто больше знает, понимает или умеет — обязан больше давать другим и заботиться о большей человеческой общности. Когда он находил время писать? Но между 1590 и 1604 в типографиях Люблина, Праги и Кракова выходят 10 Левушим; 3 последних он называл «раввинскими» и предлагал изучать в таком порядке: философия, астрономия, каббала. 

 Рав Йоффе перешёл в 1588 главой ешивы и суда в Люблин, через 4 года заменил Маараля во главе общины родной Праги — пока тот уезжал раввином в Познань; в 1599 году произошла обратная «рокировка» — Маараль вернулся в Прагу, а евреев Познани возглавил Левуш. Этой общиной он руководил до своего ухода 3 Адара (7 марта) 1612 года. За 2 дня до смерти рав отсылает в Ваад ответ и завершает письмо: «я в постели перед судом Царя царей, пусть Он сжалится над нами! Подписываюсь слабеющей рукой: Мордехай по имени Йоффе». Двое сыновей и три дочери пошли по стопам отца…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора