Избранный народ

Я — Г-сподь, и возьму вас народом Себе, и буду вам Б-гом

Шмот, 6:6-7

А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать Союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов…

Шмот, 19:5

Только вас признал Я из всех семейств земли, поэтому взыщу Я с вас за все грехи ваши.

Пророк Амос, 3:2

О чем идет речь

На многих евреев моего «потерянного поколения» слова «избранный народ» действуют магически: они впадают в ярость, будучи уверены, что слово «избранный» означает «лучший». Вот, например, выдающийся физик, Нобелевский лауреат Виталий Лазаревич Гинзбург, чей вклад в создание водородной бомбы сопоставим с вкладом академика А. Д. Сахарова (см. Борис Горобец «Круг Ландау» С-т Петербург, «Летний сад», 2006) в своей «Нобелевской автобиографии» («Заметки по еврейской истории», № 38, 27 янв. 2004 г.) пишет: «Я атеист и интернационалист, т. е. не считаю никакой народ «избранным», в частности, не считаю, что евреи лучше, скажем, арабов» (выделено мной — С. Д.). И еще: «Самым ярким проявлением у меня еврейского национального чувства является стыд и негодование, когда я сталкиваюсь с евреем-негодяем и вообще отрицательной личностью…».

А, собственно, почему он должен стыдиться за еврея-негодяя больше, чем за негодяя-нееврея? Напомню ему слова Владимира Жаботинского, сказанные им еще в 1911 году (статья «Вместо апологии»): «Нам не в чем извиняться. Мы такие, как все народы; не имеем никакого притязания быть лучше. В качестве одного из первых условий равноправия требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев точно так же, как имеют их другие народы» (выделено мной — С. Д.). «Большой ученый — еще не всегда значит большой человек» (академик П. Л. Капица).

Итак, «избранный» отнюдь не «лучший». Тогда что? О чем, собственно, идет речь? 21 октября 1973 года на 15-й день Войны Судного дня, когда победа Израиля стала для всех очевидна, и Киссинджер договорился в Москве с Брежневым навязать Израилю перемирие, на сессии ООН выступил советский делегат Яков Малик. Он сказал: «Сионисты выдвинули идею избранного народа — идеологию абсурда. Это религиозный расизм». Малик потребовал от израильского представителя «доказать миру», что евреи — избранный народ.

Что же, действительно, означают слова «избранный народ»? В каком смысле избранный, кем избран и для чего? Попробуем разобраться и обратимся к первоисточнику — Книге книг, Святой Торе.

Напомним, спасаясь от жестокого голода в земле Канаан, спустился наш праотец Яаков Авину со всем домом своим в Египет, где уже 22 года жил его сын Йосеф и в течение последних 9 лет был вторым человеком после Фараона. Фараон и египтяне хорошо приняли евреев, отвели им прекрасные земли на севере страны, земли Гошен, и первые 94 года жили евреи в полном достатке и были весьма уважаемы. Но вот умер Яаков и все сыновья его, и «возвысился над Египтом новый царь, который не знал Йосефа» (Шмот, 1:8). И превратил он евреев в своих рабов и «изнурял тяжелыми работами». И повелел Фараон всякого новорожденного еврейского мальчика бросать в Нил (там же, 1:22). Случилось так, что дочь фараона Батия спасла из вод Нила праправнука Яакова, усыновила его и «назвала она его именем Моше, потому что… из воды я вытащила его» (там же, 2:10, слова на иврите читаются справа налево). Однако если прочесть слово «Моше» слева направо, получим имя Б-га: ХАШЕМ). Моше убил египетского надсмотрщика, избивавшего еврея, и был вынужден бежать из Египта. Оказавшись в стране мидян, он повстречал дочерей правителя страны Итро и женился на старшей, Ципоре. И вот однажды, пася скот своего тестя, поднялся он на гору Синай, горой Б-га называет ее Тора, и увидел горящий, но несгорающий куст ежевики и «повернул к нему посмотреть на это великое диво» (Шмот, 3:3). И заговорил с ним Б-г из горящего куста и сказал: «Вопль сынов Израиля вознесся ко мне, и увидел я… как притесняют их египтяне» (там же, 3:9). И повелел Б-г Моше идти в Египет и передать сынам Израиля слова Его: «Я — Г-сподь, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им и спасу вас мощью великой и страшными карами; и возьму Я вас народом себе и буду вам Б-гом» (там же, 6:6-7; выделено мной — С. Д.)

Через 40 лет после Исхода из Египта, когда стояли евреи на берегу Иордана, говорил им Моше: «Не за праведность твою (Израиль) и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их (землю Канаан), но за нечестие народов этих Г-сподь, Б-г твой изгоняет их от лица твоего и дабы исполнить слово, которым клялся Г-сподь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову» (Дварим, 9:3-5).

Союз судьбы

Слова Всевышнего: «Возьму Я вас народом Себе и буду вам Б-гом» выражают союз, договор, заключенный Им с сыновьями Израиля. Таким образом, не мы сами «со своей гордыней и чванством» самовольно избрали себя, но Б-г избрал нас своим народом. «Тебя, — говорит Моше Израилю, — избрал Б-г Всевышний твой, чтобы ты был Ему народом, избранным из всех народов, что на лице Земли» (Дварим, 7:6 выделено мной — С. Д.).

Напомню, что задолго до этих событий заключил Г-сподь «вечный союз» с праотцами нашими Авраамом, Ицхаком и Яаковом и поклялся отдать потомству их в «вечное владение» землю Канаан, поэтому и называется она Обетованной (Берешит, 17:7; 26:3 и 28:13). И вот теперь, заключая с сынами Израиля союз, вспомнил Всевышний, — говорит Тора, — союз Свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и назвал их потомков «Израиль — мой первенец» (Шмот, 4:22).

«Еврейский народ, — говорит Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендл Шнеерсон (на Дварим, 32:9), — своей сущностью связан с Творцом (он — доля Б-га, часть Его) и получает влияние непосредственно от Всевышнего. Поэтому в существовании этого народа руководство Всевышнего особенно явно».

Не лишая каждого еврея его индивидуальности, Всевышний предписал нам единую судьбу, назвав всех Своим первенцем. Поэтому назвал рабби Йосеф-Дов Соловейчик («Голос любимого зовет…» Иерусалим, «Швут Ами», 1988) слова Б-га, сказанные Им Моше из горящего куста ежевики, «Союзом судьбы». Союз этот, разъяснил Моше евреям, распространяется не только на «поколение Исхода», но и на тех, «кого нет здесь с нами сегодня» (Дварим, 29:14).

Союз судьбы — это принудительный союз: Творец не спрашивал нашего согласия. В Талмуде (трактат Шаббат, 88а) разъясняется, что действительно вначале евреи вступили в союз с Б-гом по принуждению. Но спустя почти тысячу лет, пережив чудо спасения в Персии при царе Ахашвероше (чудо Пурима), они уже добровольно окончательно «ратифицировали» договор.

Вместе с единой судьбой нам была предписана и коллективная ответственность друг за друга: не только не стоять безразлично перед кровью брата своего, но и возлюбить его, как самого себя (Ваикра, 19:16, 18).

Именно чувство сострадания заставило Моше, воспитанного во дворце Фараона, вступиться за еврея, избиваемого египтянином. Сострадание и ответственность друг за друга испытывали евреи на протяжении всей нашей истории, где бы они ни находились, в Эрец Исраэль или за его пределами. И поэтому выкупали евреи братьев своих из рабства, а наши бабушки рассказывали, как еще вплоть до революции «всем миром» собирали евреи местечек деньги и вещи на приданое бедным невестам. Рабство, галут, множество испытаний и трагедий, перенесенных нашим народом, выработали основанные на Торе и передаваемые из поколения в поколение традиции поведения, сформировавшие уникальный еврейский характер, который позволил нам выжить и сохраниться вопреки всем законам истории. Прежде всего это — чувство сострадания, не просто дать цдаку (денежное пожертвование), но услышать внутренним слухом страдания евреев, подобно тому, как «услышал Б-г страдания их в Египте» (Шмот, 2:24), «влезть в шкуру» страдающего, ибо разделить судьбу народа означало разделить его страдания. «Если в характере еврея нет трех черт: совестливости, сострадания к слабому и стремления делать добро, возникает подозрение: еврей ли он», — приведем еще раз слова из «Кицур Шулхан Арух, 145:6» (сокращенного свода еврейских законов).

А вот признание очень популярного на переломе веков поэта Семена Яковлевича Надсона (1862 — 1887):

«Я рос тебе чужим,

отверженный народ,

И не тебя я пел в минуты

вдохновенья…

Но в наши дни, когда под

бременем скорбей

Ты гнешь чело свое

и тщетно ждешь спасенья,

В те дни, когда одно

название «еврей»

В устах толпы звучит

как смысл отверженья,

Когда враги твои,

как стая жадных псов,

На части рвут тебя,

ругаясь над тобою,

Дай скромно встать и

мне в ряды твоих бойцов,

Народ, отверженный

судьбою».

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

3 комментариев к “Избранный народ

  1. Читайте статью Л. Радзиховского \»Самые умные и самые богатые\» в газете \»Еврейское слово\» за этот год.

  2. В письме Эйнштейн писал: «Слово «бог» для меня является не более чем выражением и продуктом человеческой слабости, Библия — коллекцией достойных, но, тем не менее, примитивных легенд, которые выглядят весьма по-детски».
    Умнее не скажешь!

  3. Альберт Эйнштейн убийственно прав в своем письме о сути религиозных легенд. К тому же его высказывания вполне культурны и не являются чьим-то заказом. В таком же ключе можно рассматривать догмат об избранном народе. Ответ на него совершенно очевиден.

Обсуждение закрыто.