Агент, который легко отделался

Американские прокуроры не любят доводить дело до суда. Они предпочитают, чтобы обвиняемый мирно признался, а они взамен согласились бы просить для него у судьи не триста лет, а, скажем, десять.
Вот почему.

Суды в Америке страшно дороги. И потом они всегда лотерея. Как бы ни готовилась прокуратура к процессу и сколько бы она ни вывалила перед присяжными вещдоков, всегда есть шанс, что ловкий адвокат запудрит им мозги и отмажет своего клиента. Надежнее договориться с арестантом о сделке и быстро закрыть дело. Десять лет — тоже не подарочек, хотя и не триста.
Судов над шпионами прокуроры не любят больше всего, поскольку на них им придется разгласить вагон гостайн. Такие процессы столь редки, что я, например, ни на одном не был, хотя десятилетиями не вылезаю из судов.
Я надеялся на российского шпиона Евгения Бурякова, но в марте он внезапно признался и этим лишил меня возможности хоть раз в жизни посидеть на шпионском процессе. В среду, 25 мая, федеральный судья Ричард Берман приговорил Бурякова к двум с половиной годам, на которых тот поладил с прокуратурой.
Россиянин признался не в шпионаже, в котором его официально и не обвиняли. Как и десять российских разведчиков во главе с обер-шпионкой Анечкой Чапман, Буряков признался в том, что действовал в США в качестве агента иностранного правительства, но не зарегистрировался как таковой в американском Минюсте.
Термин «иностранный агент» в США не имеет такой зловещей окраски, как в России, и регистрация в таком качестве — это далеко не каинова печать, а формальность. Но и формальности нужно соблюдать.
Буряков находился в США по линии Службы внешней разведки России, хотя официально числился заместителем главы нью-йоркского представительства «Внешэкономбанка». Регистрироваться как сотрудник СВР было бы неловко, вот он и не стал.
Как мне говорили, в России бытует мнение, что американская прокуратура в этом деле облажалась, потому что не сумела доказать причастность Бурякова к СВР, и ей пришлось ограничиться куда менее серьезной статьей, по которой ему грозило максимум пять лет. Это не так.
Доказательств было сколько угодно, прежде всего записи разговоров, которые велись густым матом в нью-йоркской резидентуре СВР, на 67-й улице. Буряков в них не участвовал (очевидно, из нежелания светиться в шпионском гнезде), но нередко в них упоминался как коллега по «службе», которую он представлял до Нью-Йорка в ЮАР.

regnum_picture_1445475456_big
Перед приговором судья Берман получил письмо от протоиерея Иоанна Лапидуса, в прошлом настоятеля православного храма в Йоханнесбурге, который называл Бурякова образцовым прихожанином и просил его пожалеть.
Все гадали, как это ФБР сподобилось слушать разговоры в резидентуре СВР. Весной прокуратуре пришлось это объяснить. Оказывается, один из коллег Бурякова завербовал американца, который стал давать ему на время папки с закрытыми документами. Американец был сотрудником ФБР, а в папках были запрятаны миниатюрные подслушивающие устройства. Что называется — oops!
У меня есть часть этих прослушек на оригинальном русском, но я не рискну процитировать их нашей рафинированной аудитории.
Буряков, прямо скажем, был не Зорге и добывал разведданные в основном в Интернете. Это с таким же успехом можно было делать и из Москвы, где он окажется уже на будущий год. Его защитник Скотт Хершман сказал мне, что шпион откинется уже в марте. А если победит Трамп, то, может, и раньше, потому что Трамп способен подарить его Путину.
Как говорится, живой человек — лучший подарок. Впрочем, в Америке могут решить, что эта фраза есть родимое пятно рабовладения. Так что в США лучше ею не пользоваться.
Адвокат ссылался на бедность Бурякова и просил не взыскивать с него штраф. Судья, однако, учел, что в банке тот получал 17 тысяч долларов в месяц, то есть по-американски 204 тысячи в год, и назначил ему выплатить Дяде Сэму 10 тысяч.
Буряков, который в очках уж совсем был не похож на Джеймса Бонда, отказался от последнего слова. Судебная переводчица Нелли Алишаева, которую на всякий случай вызвали на приговор, просидела без дела.
Я подумал: как странно, что Бурякову, который и работал в ВЭБе, и шпионил, в том числе, наверное, вербовал американцев, пришлось за государственный счет предоставить английского переводчика. То ли он профессионально непригоден, то ли СВР хотела для пакости применить активные меры и выбросить на ветер чужое бабло.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора