Рабби и профессор

Рабби Ари Кан

Много лет тому назад, будучи еще молодым ешиботником, я учился у одного из великих раввинов прошлого поколения. Его звали рабби Исроэл Зеэв Густман, и он, возможно, является одним из величайших раввинов ХХ века. Он, несомненно, был и одним из величайших «неизвестных» раввинов: избегал внимания к себе, и поэтому широкая публика его не знала, зато знатокам Торы он был хорошо известен. Его ослепительный взлет от вундеркинда до судьи Раввинского суда рабби Хаима Озера Гродзенского в возрасте 20 лет выглядит настоящей легендой, хотя это достоверный факт.

Много лет спустя я услышал от рабби Густмана его весьма скромную версию событий, приведших к этому назначению. Единственное великолепное объяснение, которым он поделился со своими товарищами, молодой студент Густман на следующий день повторил по просьбе приехавшего рабби Хаима Озера в его кабинете в Вильно. Исроэл Густман не знал, что именно это объяснение решило спор в сложном и запутанном деле, обсуждавшемся в суде рабби Хаима Озера, и оно позволило женщине вступить в новый брак.

Один из судей, вынесший это решение, рабби Меир Бассин, навел справки о молодом человеке и вскоре выдал за нeго свою дочь Сару. Рабби Бассин скончался перед самой свадьбой, и рабби Густман был назначен на его место: он стал раввином Шнипошок и членом Раввинского суда.

Несмотря на то, что рабби Густман утверждал, что он просто «оказался в нужном месте в нужное время», было ясно, что рабби Бассин и рабби Хаим Озер поняли величие этого молодого человека. В те годы можно было предполагать долгую и продуктивную деятельность в предместьях Вильно, но еврейская жизнь в самом Вильно и вокруг была сметена кошмаром Второй мировой войны.

Рабби Густману удалось убежать. Он прятался среди трупов, в пещерах, в свинарниках. И выжил. Для меня рабби Густман представлял живое связующее звено с еврейским миром, уничтоженным нацистами. Мне не приходилось раздумывать над тем, как выглядел перед войной рабби в Вильно, потому что я увидел рабби Густмана спустя 35 лет после войны.

Рабби Густман был Рош иешива (директором иешивы) в Рехавии, в Иерусалиме, и обучал маленькую группу преданных ему студентов 6 дней в неделю. В четверг в полдень зал для занятий был заполнен до предела: раввины, интеллигенция, судьи религиозного суда, члены Верховного суда и профессора находились там с другими евреями, стремившимися послушать лекции, которые давали представление об уничтоженном нацистами еврейском мире. Рабби Густман давал урок, и Вильно вновь оживало перед нашими глазами.

Одним из постоянных посетителей лекций рабби Густмана был профессор Еврейского университета Роберт (Исраэль) Ауманн. Когда-то он был многообещающим студентом иешивы, но потом посвятил себя науке. Однако он приходил на еженедельный урок рабби Густмана вместе с другими известными и неизвестными жителями Рехавии и Иерусалима.

В 1982 г. Израиль воевал в Ливане. Были мобилизованы солдаты и резервисты. Среди тех, кого призвали в армию, был офицер-резервист, студент университета, который преподавал в средней школе, Шломо Ауманн, сын профессора Ауманна. 19 Сивана Шломо пал в жестокой битве.

Рабби Густман позвал всех студентов иешивы исполнить мицву захоронения погибших. На кладбище он взволнованно оглядывал могилы молодых людей, солдат, отдавших жизнь за Эрец Исраэль. Возвращаясь с кладбища, рабби Густман обратился к пассажиру в машине и произнес: «Все они святые». Пассажир спросил: «Даже неверующие солдаты?» Рабби ответил: «Все до единого». Затем попросил водителя: «Доставьте меня, пожалуйста, в дом профессора Ауманна».

Семья профессора только вернулась с кладбища и должна была начать сидеть шиву по сыну, брату, мужу и отцу. Шломо был женат и имел одного ребенка. Его вдова Шломит родила вторую дочь вскоре после гибели мужа. Рабби Густман вошел и спросил разрешения присесть рядом с профессором Ауманном. «Рабби, я благодарен вам за то, что вы пришли на кладбище, но вы должны возвратиться в иешиву», — сказал Ауманн. Рабби Густман заговорил сначала на идиш, а потом перешел на иврит, чтобы все присутствовавшие могли понять: «Я уверен, что вы не знаете об этом: у меня был когда-то сын Меир. Он был очень красивым ребенком. Его вырвали из моих рук и убили. Мне удалось спастись. Позже я обменял ботинки моего мальчика на еду для моей семьи, но я не мог прикоснуться к еде, и отдал ее другим. Мой Меир был кадош (святой), он и все 6 миллионов загубленных евреев были святыми». Рабби Густман добавил: «Я скажу вам, что происходит сейчас в Мире Правды в Ган Эден (Райском Саду) на Небесах. Мой Меир радушно принимает Вашего Шломо в миньян (кворум из 10 мужчин, необходимый для молитвы) и говорит ему: «Я погиб, потому что я еврей, но я не мог спасти никого. А ты, Шломо, ты погиб, защищая еврейский народ и Землю Израиля». Мой Меир — святой, но ваш Шломо — шалиах цибур (посланец общества), кантор в этом святом небесном миньяне».

Рабби Густман продолжал: «Я никогда не имел возможности сидеть шиву по моему Меиру, так позвольте мне посидеть немного дольше с вами». Профессор Ауманн ответил: «Я думал, что никогда не смогу утешиться, но теперь я хочу сказать вам, ребе: вы меня утешили».

Рабби Густман не позволял себе предаваться мучительным воспоминаниям. Он находил утешение в студентах, дочери, внуках и в каждом еврейском ребенке. Он и его жена принимали участие в ежегодном параде, в котором в Иерусалиме маршировали с песнями и танцами еврейские дети. Один рабби, увидевший их там, как-то спросил рабби Густмана, почему он тратит свое драгоценное время на такое легкомысленное занятие.

Рабби Густман ответил: «Мы, которые видели, как погибло целое поколение детей, хотим наслаждаться новым поколением детей, которые поют и танцуют». Один ученик рабби Густмана как-то умолял его рассказывать о гетто и войне почаще большему количеству людей. Он просил его рассказать людям о своем сыне и историю с ботиночками. На что рабби ответил: «Я не могу, но думаю об этих ботиночках каждый день и вижу их каждую ночь».

18 Сивана 5751 г. (1991) рабби Густман скончался. Тысячи людей провожали его в последний путь по улицам Иерусалима. Когда наступила ночь 19 Сивана, исполнилось ровно 9 лет с того момента как погиб Шломо Ауманн. Рабби Густман был похоронен на Масличной Горе. Я уверен, что на Небесах он встретился со своей женой, своими учителями и сыном Меиром. Я также уверен, что Шломо Ауманн и все другие «святые солдаты», которые погибли, защищая Землю Израиля, приветствовали этого выдающегося рабби.

10 декабря 2005 г. профессор Роберт Дж. Ауманн получил Нобелевскую премию по экономике. Я уверен, что он привез с собой в Стокгольм память о его умершей жене Эстер и сыне Шломо. Полагаю, что он думал также и о рабби Густмане. Да будет воля Б-жья на то, чтобы народ Израиля освятил Его Имя святой жизнью, а также быть светом для других народов; и дай Б-г, чтобы наши дети, солдаты или студенты иешив никогда больше не собирались на святой миньян на Небесах.

Перевод Нехамы Шварц

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора