По еврейским улицам Европы

Летом этого года мне довелось побывать в ряде европейских городов, где до сих пор не угасла еврейская жизнь. Первым в этом путешествии стал Амстердам.

Историки обычно описывают существование евреев в Амстердаме по трем разделам:

Сефардская община до 1795 г.

Первое достоверное свидетельство о поселившихся в Амстердаме евреях относится ко второй половине XVI века, хотя, вполне вероятно, евреи жили здесь и раньше. После обретения Голландией независимости в 1571 году мараны из Испании и Португалии бежали в Амстердам, где они могли вернуться к иудаизму и открыто исповедовать свою религию. Здесь уже существовали две сефардских общины, которые совместно создали школу и фонд поддержки нуждающихся евреев. После «Утрехтской унии» в 1579 году, когда на территории нынешней Голландии были окончательно ликвидированы любые религиозные преследования, поток маранов в Амстердам увеличился. Первые раввины были приглашены из Германии. Они читали свои проповеди по-немецки, а переводчик доводил сказанное по-португальски.

Столица Голландии стала центром духовной жизни «маранской» диаспоры – в прошлом насильно крещеных испано- и португалоязычных евреев. Большая часть религиозной иудаистской литературы для бывших маранов печаталась в Амстердаме на языках двух стран, которые они вынуждены были покинуть.

После войны Голландии с Испанией в 1648 году приток в Амстердам маранов, которые хотели вернуться к иудаизму, увеличился. Евреи в рамках общины помогали друг другу открыть собственное дело. Мастерство еврейских ремесленников и более низкие цены на их продукцию способствовали расцвету общины. Именно в эту пору быстро стало возрастать участие евреев и в крупном бизнесе.

Но среди религиозных евреев не было мира. В 1624 г. был предан «херему» (отлучению от синагоги) философ Уриель Акоста, а в 1656 г. – философ Барух Спиноза.

Еврейские купцы и промышленники торговали со многими странами, занимались книгопечатанием, биржевыми операциями, производством табачных изделий… Мастерство «пейсатых» гранильщиков алмазов и художников-ювелиров привели к тому, что эти отрасли полностью перешли под еврейский контроль, а город стал европейской столицей золотых и алмазных изделий. Но после завоевания Голландии французами в 1794 г. трехтысячная община сефардов сильно обеднела. Первая еврейская газета сефардов «Газета де Амстердам» издавалась на испанском языке с 1690 по 1695 год.

Старый Еврейский квартал находился в районе нынешнего дома-музея Рембрандта. Но кроме дома великого живописца на Еврейской улице, «Португальской синагоги», «Немецкой синагоги» и еще двух маленьких синагог, там ничего не сохранилось.

«Португальская синагога» напоминает о происхождении ее строителей. Однако «португальские» евреи XV века – это «дважды» беглецы от испанской инквизиции. Дело в том, что в 1481 – 1495 годах испанские инквизиторы сумели протянуть свои кровавые лапы к беженцам, нашедшим временное пристанище в Португалии. Несчастные люди были вынуждены бежать в Нидерланды, включавшие в то время и современную Бельгию. Часть из них осела в Антверпене, часть в Амстердаме. Но после захвата испанцами и Антверпена в 1585 г. евреи бежали в Амстердам к своим соплеменникам-единоверцам. «Португальская синагога», построенная в 1671 – 1675 гг. по проекту архитектора Элиаса Баумана, – одна из красивейших в мире. Ее фасад обращен к Иерусалиму, а интерьер в стиле барокко представляет собой обширный зал, перекрытый трехпролетным сводом. Строгое, как это принято в иудейской архитектуре, внутреннее убранство здания оживлено лишь красивыми ионическими ордерами (верхушками) четырех рядов колонн. К высокому стройному объему синагоги примыкает одноэтажное здание знаменитой библиотеки «Эст-Хаим-Ливрания Д. Монтезинос» со старинными книгами по истории испанских и португальских евреев на иврите и испанском.

Ашкеназийская община до 1795 г.

За все время от первого поселения евреев в Амстердаме до конца XVIII века евреи пользовались свободой вероисповедания, но были ограничены в гражданских правах. Декретом 1632 г. им были запрещены все роды занятий, кроме тех, которые связаны с их религиозной жизнью, например, торговля съестными продуктами, издание и печать еврейских книг и тому подобное. Но закон фактически не выполнялся, и за его нарушения не карали.

Погромы Богдана Хмельницкого в 1648-49 гг. в украинской части Польши и нашествие в 1655 г. на Польшу шведов привели к бегству выживших евреев-ашкеназов в Западную Европу, главным образом, в Амстердам. Ашкеназы быстро установили торговые отношения со странами Восточной Европы и Германией. Многие из них стали зарабатывать посреднической деятельностью при кредитных операциях голландских и немецких банков и на обмене валют. Ашкеназы сумели вторгнуться и в святая святых сефардов – продажу бриллиантов. Но разбогатели не многие. Об этом говорит тот факт, что из 18200 амстердамских ашкеназов в 1799 году получали общинные пособия по бедности около 16 тысяч человек.

Первая еврейская газета на идиш издавалась ашкеназами в 1686-1687 гг. и выходила два раза в неделю.

В интервале 1670 – 1752 гг. в Еврейском квартале построены четыре ашкеназийских синагоги. Одна из них – «Немецкая синагога» передана евреями в собственность муниципалитета Амстердама, который открыл в ней Еврейский музей. В музее сохранен интерьер синагоги и добавлены исторические реликвии голландских евреев.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора