Вино для кидуша Недельная глава Торы «Хукат»

Тора сообщает закон об использовании пепла красной коровы («пара адума») для ритуального очищения людей, находившихся в контакте с мертвым телом. В сороковой год после Исхода умирает сестра Моше, пророчица Мирьям, в заслугу которой евреев сопровождал в странствиях колодец с неиссякаемым запасом питьевой воды. Народ в панике: где взять воду? Отвечая на молитву Моше и Аарона, Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и «попросить» у нее воды. Однако Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из нее бьет мощный фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и его брата права войти в Эрец Исраэль за то, что они «не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля». Евреи вынуждены идти в Землю Обетованную кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На горе Гор умирает Аарон, передав свои полномочия и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. И снова жалобы на тяготы пути и упреки в адрес Б-га и Моше. Нашествие ядовитых змей положило конец бунту. По указанию Всевышнего Моше изготавливает искусственного змея и закрепляет его на шесте. Взглянув на этого змея, все ужаленные исцеляются. Тем временем евреи подходят к границе страны эмореев и просят царя Сихона пропустить их в Эрец Исраэль через территорию его государства. Сихон отказывает им в этой просьбе, и тогда Моше приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.

s320x240

***

Еще сравнительно недавно среди евреев встречались заурядные на вид люди, которые, попав в экстремальную ситуацию, проявляли феноменальную духовную силу и стойкость. Сейчас таких людей не встретишь.
Во время Второй мировой войны сотни евреев рисковали и даже жертвовали своей жизнью ради выполнения заповедей Торы. Мы знаем, что в гетто, созданных нацистами в оккупированных странах Восточной Европы, продолжали действовать подпольные иешивы и хедеры, что узники лагерей уничтожения шли на смертельный риск, чтобы добыть немного муки для выпечки мацы к Песаху, и многие, несмотря на предельное истощение, постились в Йом Кипур. Одним из таких титанов духа был рабби Шмуэль Давид Унгар. Слава о его праведности и учености распространилась далеко за пределами его родной Словакии.
В начале 1944 года, стремясь избежать депортации в Освенцим, рабби Унгар спрятался в лесных зарослях в окрестностях городка Нитры. Он мучительно страдал от голода, заметно ослаб, но решительно отказывался идти на компромиссы в соблюдении законов Торы. Однажды рабби Унгара разыскал один из его учеников; он принес немного винограда (Б-г весть, где он достал его) и буквально умолял учителя съесть эти свежие ягоды. Но рабби Унгар ответил: «Как я могу есть их сейчас?! У меня тогда не будет вина для субботнего кидуша. Может ли еврей наслаждаться виноградом, если у него нет вина для освящения ближайшего шаббата?!»
С наступлением зимы его здоровье резко ухудшилось. Но, несмотря на снегопады и лютый холод, он продолжал самозабвенно изучать Тору в своем лесном убежище. Рабби Унгар не дожил всего нескольких дней до капитуляции нацистской Германии.

Кипит наш разум возмущенный

«Вот закон об Учении, который повелел Б-г изложить…» (19:2).
Сегодняшний раздел, в начале которого излагаются законы ритуальной чистоты и использования для этой цели пепла красной коровы, открывается словами: «Зот хукат а-Тора» («Вот закон об Учении»). Поясняя их значение применительно к религиозным заповедям, не имеющим логического обоснования (на иврите «хок»), Раши пишет: «Сатан и народы мира насмехаются над сынами Израиля, говоря: “Что это за мицва и какова ее причина?” Поэтому, говорит Б-г, она (мицва) представлена в виде “хока”, Моего постановления, и нет у вас права ставить ее под сомнение».
Обратите внимание: Раши упоминает двух насмешников. С «народами мира» все понятно. Но кто такой Сатан, или, говоря по-русски, дьявол? Согласно традиции, это наш «йецер а-ра» — дурное побуждение, личная склонность к греху и отрицанию Б-жественной мудрости. Этот внутренний голос «интеллектуально» убеждает нас: «Ну хорошо, отдыхать в седьмой день разумно, обрезание — вещь медицински полезная, свинину есть вредно. Но почему я не могу щелкнуть выключателем в шаббат? К чему жертвоприношения? Мракобесие какое-то. И этот пепел красной коровы. От чего он очищает? Что за глупости!»
Сатан атакует не всеми признанные, общечеловеческие заповеди, понятные нашему разуму, например «люби ближнего, как самого себя», а «хуким» — те законы, которые невозможно логически разъяснить.
Человек стремится понять окружающий его мир. То, что ему непонятно, он инстинктивно отвергает. Принимая Тору у горы Синай, мы поклялись: «Наасе венишма» («Сделаем и услышим»). Некоторые понимают этот девиз так: делать, конечно, важно, но обязательно с пониманием. Подразумевается, что мы должны понять все. А если что-то остается непонятым, значит, это неправильно или необязательно?
Феномен красной коровы — «пара адума», — который Тора называет «законом об Учении», дает нам ответ на этот сложный философский вопрос. Нет, не все в мире должно быть логичным. Наша вселенная — не часовой механизм, который можно разобрать до винтика. Мы вовсе не обязаны все понимать. Мы выполняем заповеди, все заповеди, без отбора (эта заповедь «хорошая», а эта «бессмысленная» или «устаревшая»), потому что Б-г дал их нам через Свою Тору, потому что это законы нашей жизни и мироздания, потому что это высшая, хотя и не всегда доступная разуму правда.
Нашему поколению особенно трудно понять эту истину. В прежние времена евреи выполняли мицвот без вопросов «почему?». Многие вообще избегали этого вопроса, даже когда он был уместен. Считалось, что знание причины уводит человека от чистой, искренней веры. Наш век — век почемучек. Мы стремимся во всем докопаться до корней, а если какая-то тайна остается неразгаданной, мы ее просто игнорируем. Впервые обращаясь к иудаизму, особенно в зрелом возрасте, мы, бывшие советские евреи, требуем объяснений: почему это, почему то? Любознательность и заведомый скепсис, конечно, хороши и часто необходимы, во всяком случае, так мы воспитаны, так нас приучили жить, но иногда они мешают почувствовать дух нашей древней традиции, оторваться от материального восприятия мира.
Наверное, поэтому мы считаем героями борцов Варшавского гетто, погибавших с оружием в руках, а праведники, которые, стоя на краю гибели, вовсе не думали о сопротивлении и спасении жизни, а жертвовали ею ради соблюдения ритуала, кажутся нам в лучшем случае чудаками, людьми не от мира сего. Их мужественная преданность Торе и Б-гу недоступны нашему восприятию, мы не способны ее оценить.
Талмуд (трактат «Кидушин») рассказывает об одном нееврее по имени Дама бен Нетина, у которого был драгоценный камень редкостной красоты. Как раз такого самоцвета не хватало в нагруднике, входившем в комплект одежд первосвященника Иерусалимского Храма. К Даме бен Нетине пришли еврейские мудрецы и предложили ему высокую плату за этот камень.
Но тот отказался, поскольку ключ от сейфа, где лежала драгоценность, находился под подушкой, на которой спал в это время его ­отец, и Дама не хотел будить старика, даже если бы ему предложили все сокровища мира.
В награду за такое самоотверженное почитание отца Дама бен Нетина удостоился того, что в его стаде родилась красная корова, редкостная по тем временам (а затем и вовсе исчезнувшая) масть. Мудрецы купили у него эту корову за ту же сумму, которой он пожертвовал ради спокойствия своего отца.
Мы знаем, что в мире нет ничего случайного и каждый поступок, хороший и плохой, откликается нам по принципу «мера за меру». Почему же Дама бен Нетина был вознагражден таким странным образом — красной коровой?
Задача еврейского народа — быть «нацией священников и святым народом», выделяться своим образцовым, высокоморальным поведением. Поэтому, когда нееврей Дама бен Нетина проявил такое самопожертвование ради своего отца, в Небесный суд поступило обвинение против евреев: «Вот, смотрите, перед вами нееврей, выполняющий заповедь почитания родителей, по крайней мере, не менее ревностно, чем евреи. Чем же евреи лучше других? В чем их похвальное отличие?»
И тогда мудрецы привели красную корову из стада Дамы бен Нетины. Тем самым они показали, что, хотя Дама бен Нетина способен отдать целое состояние за мицву, диктуемую логикой, еврейский народ готов идти еще дальше — жертвовать всем, самой жизнью ради заповедей, не объяснимых с позиции простой логики, лишь потому, что это воля Творца.
Одинокий слабый еврей замерзает в заснеженных лесах Словакии. Здравый смысл требует от него съесть виноград и забыть о шаббате. Но он пренебрегает настойчивыми требованиями своего голодного желудка, вообще не замечает их. Этот человек обладает огромной силой. Ему подвластны миры. Ни за какие сокровища, ни даже во имя собственной жизни он не упустит возможности освятить день субботний и Того, Кто создал шаббат и весь наш огромный мир.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора