ПОДОБНО ХРАБРЫМ МАККАВЕЯМ

«Муза, воспой же о том многоопытном муже, который

Грекам устроил такое, что даже пером не опишешь…

Год на дворе за три тысячи лет уже сильно с творения мира…

Царь Антиох Эпифан восседает на троне,

Прибравши к рукам Иудею.

Позапрещал он евреям молиться,

Справлять брит-милу и субботу…

(Отрывок из поэмы «Ханукиада», запрещенной древнегреческой цензурой некоего Г. Омера, опубликован в журнале «Это жизнь»).

Каждый праздник (Пурим, Песах, Шаббат…), который проводит в синагоге «Нахалат Цион» (угол East 23 Street и Ave. V, Бруклин) молодой раввин Ашер Альтшуль – это веселье, радость, множество народа, интересные программы и вкусный стол. И этот ханукальный праздник получился особенно удачным. Здесь было все: и интересная форма, и прекрасное содержание.

На улице зажгли впервые поставленную в этом году менору. Сели за уставленные деликатесами столы, и ведущий перед тем как провозгласить тост сказал: «Праздник Хануки, который мы сейчас отмечаем, — это не только событие нашей древней истории. Все это же происходит сегодня. Наш маленький народ в героической борьбе с многочисленным, жестоким и сильным врагом отстоял свою независимость. Так было в 166 г. до н. э., когда восстали Маккавеи. Так было 50 с лишним лет назад. И эта борьба продолжается по сей день. И все же у Хануки есть существенное отличие от других дней Победы, дней Освобождения. В Песах евреи фактически победили египтян, в Пурим – персов. А в Хануку воевать пришлось не только с греками, но и с эллинизированными евреями. В те далекие времена греки не хотели уничтожить нас физически. Они стремились стереть нашу национальную память, навязать нам свою культуру, сделать нас такими, как все. Духовное уничтожение более опасно, ибо физическую боль человек чувствует сразу, а горькие плоды духовной интервенции вызревают позднее. В этом смысле борьба за наше выживание продолжается до сих пор. И многие евреи, к сожалению, не на нашей стороне. Вспомним Евсекцию. Да и сейчас в Израиле русскоязычная пресса изобилует статьями, в которых, если заменить слово «религиозный» на слово «еврей», проглядывает тот же антисемитизм.

Я предлагаю поднять тост и сказать «Лехаим» за то, чтобы мы, подобно храбрым Маккавеям, боролись за свое духовное наследие, чтобы мы уважали друг друга, а «греческая» культура перестала быть инструментом ассимиляции.

ПРИТЧА О РАЕ И АДЕ

А теперь я хочу поблагодарить наших уважаемых спонсоров, без которых наш праздник очень много бы потерял. Но прежде, чем назвать их, я расскажу вам маленькую притчу.

В разных культурах существуют разные представления о рае и аде. По еврейской традиции – это понятие духовное. У хасидов рассказывают, что был один раввин, который в результате духовной работы сумел посмотреть ад и рай.

Вот приходит он в ад и видит роскошно накрытый стол со всевозможными яствами, и сидят за ним люди и плачут.

– Почему вы плачете? – спрашивает рав.

– Мы очень голодны, – отвечают ему.

– Но у вас столько еды. Кто мешает вам есть?

– Нашими ложками кушать невозможно. И ему показывают ложки с человеческий рост.

Посочувствовав несчастным, рав отправился посмотреть, что происходит в раю. Приходит туда и видит шикарный стол, люди едят, пьют, веселятся. Рав спрашивает:

– Чем вы кушаете?

И ему показывают такие же ложки, величиной с человеческий рост.

– Как вы с ними управляетесь? – удивляется раввин. – Ведь ими невозможно попасть в рот!

– Ну и что? – сказали небожители. – Мы кормим друг друга через стол.

Эта притча о том, что отличие рая от ада заключается в людях. Там, где царствует эгоизм, забота только о себе любимом, – это ад. А там, где люди помогают друг другу, – это рай.

И потому одна из важнейших заповедей Торы – цдака (пожертвование). Я горжусь нашей общиной, нашими русскоязычными евреями, которые многого добились в этой стране и выполняют эту важную заповедь.

Я приношу свою глубокую благодарность доктору Рае Окландер за ее большой труд по подготовке не только этого, но и всех предыдущих организованных нами праздников.

«ХАНУКАЛЬНОЕ КАЗИНО»

Одним из самых интересных развлекательных моментов праздника была игра «Ханукальное казино». (Своими истоками она уходит в древние времена, когда греки запрещали евреям изучение Торы. И у детей всегда был наготове волчок (дрейдл), который они запускали, делая вид, что просто играют, если их заставали за занятием Торой).В центре зала стоят большие круглые столы, покрытые зелеными скатертями. Вокруг них столпились дети и взрослые. У каждого игрока набор «ханука гелд» (шоколадные монеты) и карточки с ивритскими буквами, на которые они ставят эти «монеты». Дилер раскручивает волчок, и все с интересом следят, на какую букву он упадет. От этого зависит выигрыш или проигрыш. Зал гудит, как настоящее казино. Возгласы, радость, огорчение. Особенно ликуют дети. Их радость множится, когда в специально организованном магазине за выигранные шоколадные деньги они могут выбрать книжки, видеокассеты и другие симпатичные вещи.

ВИКТОРИНА

Но вот все «деньги» выиграны-проиграны, магазин опустел, и начинается новая игра – историческая и музыкальная викторина, тоже с призами.

Ведущий задает вопрос по недельной главе: «Как звали тещу Иосифа?» Правильный ответ – Дина (дочь Яакова).

«Иосиф был настолько красив, – поясняет Ашер, – что, когда его колесница проезжала по городу, все женщины снимали с себя украшения и бросали ему. Дочка Дины (сестры Иосифа по отцу) бросила ему свой фамильный амулет. Иосиф узнал свою родственницу и женился на ней».

Марат, давший правильный ответ, получает приз. Но адвокатская контора «Сирота» протестует: «Тещей Иосифа была жена Потифара». Ведущий уточняет: «Жена Потифара была приемной матерью Дининой дочки. И потому не была тещей Иосифа».

“Приз за этот ответ, – говорит раввин, – видеокассета о событиях Шестидневной войны, когда маленькое еврейское государство за 6 дней разгромило 5 крупных арабских армий. Ходили слухи, что израильтянам помогли французские и английские десанты. На самом деле никакой помощи евреям не было. Эзер Вейцман (племянник первого президента Израиля Хаима Вейцмана, а сам в будущем – седьмой президент страны) разработал схему, по которой самолеты могли взлетать каждые 55 минут, а не 2 часа, как это было раньше. И потому они смогли разбомбить всю египетскую авиацию пока она еще находилась на земле».

В викторине были и другие интересные вопросы. Например, о подвиге Юдифи, спасшей свой народ. Был и вопрос: «В какой из ханукальных дней не зажигают свечей?» Мальчик по имени Дени ответил: «В Шаббат!» Действительно, в этот день ханукальные свечи зажигают перед наступлением субботы.

А затем историческая викторина плавно перешла в музыкальную. По нескольким вступительным звукам нужно было угадать песню. Дети и взрослые с удовольствием принимали участие в этой игре. А мальчик Лоренс по первым звукам не только угадал «Хатикву» (Гимн Израиля), но и спел ее. И зал стоя пел вместе с ним.

По окончании викторины на сцену выходили «добровольцы», и полились одесские, хасидские и другие озорные и веселые песни. В желающих от души сплясать тоже недостатка не было.

Праздник был организован при поддержке Одесского землячества. А уж одесситы умеют веселиться.

Да на то она и Ханука.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора