МЕЧ И МЕНОРА

В 539 году персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, специальным эдиктом разрешил евреям вернуться на родину, и 40000 человек возвратились, с помощью местных жителей восстановили Иерусалимский Храм и частично крепостные сооружения самого города.

Прошло еще почти двести лет сравнительно независимого существования Иудеи, и армия Александра Македонского захватила всю Палестину. После его смерти в 320 г. до н. э. Иудея сохранила относительную автономию с подчинением греко-египетским властителям Птолемеям. Однако в 168 году этой автономии приходит конец.

Греко-сирийский царь из династии Селевкидов, Антиох Девятый, ворвавшись в Иудею, взял Иерусалим, разграбил храмовую сокровищницу и объявил иудаизм вне закона. Показательно в историческом плане, что тот же Антиох вполне терпимо относился к любым религиозным конфессиям. Но евреям было запрещено соблюдать традиционный ритуал, совершать обряд обрезания, и каждому, нарушившему этот запрет или соблюдавшему субботу, угрожала смертная казнь. Власти силой навязывали евреям языческий культ греков, заставляли их есть свинину. Иерусалимский Храм был осквернен.

Однако подавляющая часть евреев осталась верна своим религиозным обрядам и была готова скорее пожертвовать жизнью, но не поступиться верой предков. Впервые, пожалуй, в истории человечества целый народ был готов к борьбе до самопожертвования во имя религиозной идеи, и этот пример подвижничества закрепился на тысячелетия в генах потомков тех подвижников, и еще не раз безграничное еврейское мужество изумляло наблюдателей.

Гонения не заставили смириться евреев, а подвигли на восстание против греков. Его возглавил не воин, не аристократ, а священник Маттатия бен-Иоханан Хасмоней из города Модиин. Он и его сыновья составили единое руководство всеми повстанческими отрядами Иудеи и Южной Самарии. Маттатия, в частности, разрешил даже, «для боя осквернить субботу, дабы соблюсти потом множество суббот». Его деятельность была направлена на создание вооруженных партизанских отрядов, концентрировавшихся в горах и Иудейской пустыне, и осуществление беспощадного террора против греков и их сторонников из местного населения. Эта тактика уже вскоре привела к сковыванию греческих коммуникаций и изоляции их гарнизонов, в том числе и гарнизона Иерусалима и крепости Акра, отрезанных от военных баз.

В 166 году Маттатия умер, завещав руководство всеми вооруженными силами повстанцев своему младшему сыну Иехуде. Это имя на иврите означает – «лев». В первой книге Хасмонеев про него сказано: «Был он и впрямь подобен льву, алкающему добычи». В народе получил он прозвище Маккавей. Все сыновья Маттатия были доблестными воинами, но Иехуда Маккавей, прежде всего, являлся полководцем, мужественным и предусмотрительным. Дар военачальника у него был от рождения, воины его боготворили, верили ему и готовы были идти за ним на любые испытания и на смерть.

Маккавей принял решительные меры для формирования боеспособной армии и только после этого повел ее на греко-сирийцев. Их войска во главе с наместником Самарии Аполлонием, кроме греков, имели в своих рядах и самаритян, и большое количество чужеземных наемников. Все они были опытными воинами, что, казалось бы, обеспечивало этой армии неоспоримое преимущество перед еврейскими ополченцами. Но Иехуда Маккавей не проявил слабости духа, а дерзко напал на греков первым и разгромил их. В этой битве погиб и Аполлоний, его меч с золотой рукоятью взял себе Иехуда и до конца дней не расставался с ним.

Вскоре потерпел неудачу и другой селевкидский полководец, Герои, посланный царем Антиохом, чтобы исправить неудачу Аполлония. Обе армии встретились близ города Бет-Хорон, в ущелье. Невзирая на то, что греко-сирийцы намного превосходили его войска и числом, и мастерством, Иехуда Маккавей прямо с марша, на ходу перестраиваясь в боевой порядок, ударил по ним, причем отважно шел впереди всех. Греческое войско было разбито и бежало, потеряв только убитыми более 800 воинов.

Лисий, которому первоначально иудейский мятеж представлялся нестоящим внимания, предпринял ряд новых, более серьезных военных операций. Сначала он отправил против Маккавея армию, во главе которой поставил двух опытных полководцев, но Иехуда дерзко напал первым, захватил греков врасплох и разбил. После этого Лисий, по приказу Антиоха, собрал огромное войско – 40 тысяч тяжело вооруженных греческих пехотинцев и 7 тысяч кавалеристов и повел их в Иудею. В походе к ним присоединились два легиона – Сирийский и Филистимский. Победа ввиду явного преимущества греков казалась настолько безусловной, что в их лагерь съехалось множество работорговцев, чтобы скупить массу евреев-пленников.

Войско Маккавея было втрое меньше, когда его противник сосредоточился у Эммауса, в трех милях западнее Иерусалима, который тогда находился в руках греков и своих же предателей. Иехуда понимал, что победа небольшой и непрофессиональной армии над регулярным войском, обладающим таким численным преимуществом, станет возможной только при высочайшем подъеме боевого духа у евреев. И он сделал все, чтобы повысить и укрепить его. Священнослужители своими речами подняли чувство веры и национальной гордости в сердцах воинов.

Но Маккавей считал и это недостаточным. Он вернул по домам всех молодоженов, тех, кто недавно выстроил себе жилье или посадил виноградник, всех, обремененных большими семьями. Он удалил тех, кто проявил в бою робость, изгнал слабодушных, неумелых и трусливых. И осталось у Маккавея только немногим более шести тысяч воинов, но были они опытными и доблестными бойцами, над которыми не довлели домашние заботы. И все они поклялись победить или умереть.

Иехуда вел непрерывную разведку неприятельского лагеря, и, когда один из греческих военачальников, Горгий, решил внезапной ночной атакой уничтожить еврейскую армию, Маккавей узнал об этом замысле. Горгий командовал соединением, которое было численно равно всей армии Маккавея: пять тысяч вооруженных пехотинцев и тысяча всадников. И когда он выступил в поход, Маккавей вывел своих воинов, обошел войска Горгия и напал на главные силы греков в их же лагере. Неожиданная ночная атака вызвала панику, евреи воспользовались этим, подожгли лагерь с разных концов. Около трех тысяч вражеских воинов были убиты, остальные греки и их союзники бежали.

Горгий же, не найдя иудеев в их лагере, решил, что они бежали при его приближении в горы и устремился в преследование. Не найдя никого, он вернулся в греческий стан и нашел его горящим, а войско – разгромленным. А армия Маккавея уже стояла перед ним в боевом порядке, полки построены для атаки, суровые воины подняли копья и готовы были драться до последнего. И дрогнул опытный греческий полководец, скомандовал отступление, превратившееся в бегство. Разгром греко-сирийской армии был полным. Оперативный маневр и тактический прием, которые применил Маккавей, до сих пор считаются классическими и изучаются в курсе военной истории в академиях многих стран.

В итоге освободительной войны Маккавей в 164 году овладел Иерусалимом. Именно тогда и вошли его воины и священники в Храм и нашли заветный сосуд с освященным маслом, которое горело в меноре целую неделю..

Затем Иехуда взял штурмом Акру, которую оборонял греческий гарнизон, превратил в мощную крепость город Бет-Цур, защищавший Иерусалим с юга. Опытный и талантливый стратег, Маккавей понимал, что страна, называемая Иудеей, по сути дела беззащитна. Она представляла тогда территорию размером пять на пять с половиной миль. Он поклялся: вернуть евреям все, завещанное Б-гом, возродить Израиль.

Его первый удар обрушился на идумеев, захвативших всю южную Иудею, когда евреи находились в вавилонском плену. Идумейское войско было разгромлено в сражении при Маале-Акрабим. Затем Маккавей блокировал основные крепости маоитян и заставил их сдаться. Мощную армию аммонитян он изнурил внезапными нападениями, засадами и запер в крепостях, завоевав тем временем город Яазер и его окрестности.

Разделив свои войска на три части, он поручил своему брату Шимону завоевание Галилеи, а сам с братом Ионатаном форсированным маршем следует в Гилеад. Как снег на голову обрушивается Маккавей на войска аммонитянского полководца Тимофея, осаждавшего евреев в Рамат-Гилеаде, громит его, преследует и снова громит у Раффуна. Возвращаясь, он встретил заслон из армии жителей Эфрона, не пожелавших пропустить еврейские войска. С марша развернув свой авангард и не ожидая подхода основных сил, Маккавей дерзко ударил во фланг и тыл не готовой к сражению эфронской армии, разгромил ее, перебил всех мужчин, а город сжег. Эти войны между иудейскими войсками и армиями иноплеменников доказали абсолютное превосходство евреев на всей территории страны.

Тем временем новый сирийский царь Деметрий I направил в Иудею целую армию во главе со своим опытным полководцем Бакхидом. Сирийские войска вновь овладели Иерусалимом, и правителем Деметрий назначил Никанора. Его армия выступила в поход для разгрома сил Маккавея и встретилась с ними в районе к северо-западу от столицы, в горной местности под Бет-Хороном. Здесь Иехуда Маккавей одержал свою последнюю большую победу. Это произошло в 161 году, Никанор пал в бою, и иудейские войска вновь захватили Иерусалим.

Однако уже в следующем году селевкидские легионы во главе с тем же Бахкидом вторгаются в Иудею. Маккавей бесстрашно ринулся навстречу поработителям и пал в неравном бою. Восстание лишилось своего доблестного полководца, а еврейский народ потерял одного из величайших своих сынов. Маккавей был гениальным военачальником и мудрым государственным деятелем. Он стремился расширить пределы своей крохотной страны до границ царства Соломона. Однако поскольку армия его была невелика, то даже поставить гарнизоны во всех освобожденных городах было ему не под силу, и он терял добытое с таким трудом.

Но в веках остается память об этом блестящем стратеге и поистине неустрашимом воине, неизменно побеждавшем своих врагов, которые намного превосходили его в силах. Он одолевал их мощью своего полководческого гения, выучкой, отвагой и безграничной преданностью войск, составленных из мужественных и доблестных сынов еврейского народа. Сегодня, когда над евреями вновь нависла угроза уничтожения, и воины Израиля ежечасно ей противостоят, да поможет им память о могучем и грозном предке нашем – великом полководце Иехуде Маккавее!

И мы, зажигая ханукальные свечи и молясь перед менорой, вспомним этого бесстрашного и мудрого Льва Иудеи. Как необходим именно такой вождь Израилю сегодня!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора