ЕВРЕИ – КИРГИЗСТАНУ: ОТ «А» ДО «Я». ЧАСТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ПОСЛЕСЛОВИЕ

A.Barshay.AuthorАлександр БАРШАЙ, заслуженный деятель культуры Республики Киргизстан

НЕ БЛАГОСТИ ИЩУ, НО ИСТИНЫ!

Уважаемые читатели «Еврейского мира»!

Как я уже отмечал в Эпилоге к этому очерку, рассказ одного человека о вкладе евреев в развитие целой страны, даже такой небольшой, как Киргизстан, не может быть исчерпывающим и полным по определению. Именно поэтому автор очерка и редакция «Еврейского мира» обратились к заинтересованным читателям с просьбой стать соучастниками проекта и присылать все свои замечания, поправки, дополнения, «хвалу или хулу» на сайт evreimir.com в виде комментариев к каждой из опубликованных глав.

Вместе с тем я и сам получаю по имейлу и телефону немало ваших откликов на публикацию, за что сердечно всем благодарен, хотя не всегда эти отклики бывают приятными и благостными. Но не благости ищу я, а истины!  И если в ваших сообщениях есть справедливые поправки, замечания и добавления, я с признательностью принимаю их и прошу редакцию, по мере возможности, вносить изменения даже в уже опубликованные ранее главы. Тем не менее, чтобы избежать путаницы и не нарушать сложившийся текст, я решил обобщить все пришедшие ко мне на сегодняшний день замечания и дополнения и дать их здесь, в этом Послесловии.

Начну с претензий того «перфекциониста», о котором упоминал в Эпилоге. Прочитав в черновике случайно попавшую к нему часть очерка, этот человек, кстати, хороший израильский врач, (не называю его фамилии только потому, что он высказывал свои претензии не мне лично, а приятельнице, приславшей ему мой текст) заявил, что автор сделал свою работу поверхностно и даже недобросовестно, поскольку, мол, упустил, не упомянул нескольких достойных еврейских имен, в том числе группу врачей-гинекологов из второго фрунзенского роддома. Несколько фамилий, которые назвал этот врач, я включил в текст и могу сейчас их повторить.

Это бывшие генеральный директор Кантского цементно-шиферного комбината Илья Бес(з)смертный и его первый заместитель Ефим (Хаим) Ройтман, управляющий Ошским областным строительным трестом Петр Залманович Кнебелис, начальник аэропорта города Ош Маркман, директор Палаты мер и весов Юрий Шварцман. Что касается упомянутой «группы врачей-гинекологов», то их фамилии я в главу о медиках не внес, поскольку они были перечислены не только без имен, но даже и без инициалов. Но сейчас я все же назову фамилии этих женщин-врачей, в надежде на то, что сообща, вместе с читателями мы вспомним и их имена. Вот этот список в том виде, как привел его мой анонимный критик: «Только из второго роддома забыты Баум, Гомельская, Гайсинская, Степаненко, Лежейко, Клименко (все «ко» по мужьям), Кейсар, Тульчинская…». Имя доктора Тульчинской мне удалось установить – Мария.

А не так давно на мою электронную почту пришло письмо Владимира Спекторова. Указав на две действительно допущенные мною фактические ошибки, он был больше возмущен не ими, а тем, что я назвал двух преподавателей Киргизского университета, кандидатов исторических наук, выпускников МГУ Алексея Каца и Илью Скляра, «весьма толковыми специалистами». «Представьте себе, что авторскую характеристику – «весьма толковый», — написал мне В.Спекторов, —  вы отнесли бы к здравствующему профессору Хайфского Техниона Виктору Цалевичу Гуровичу (смею считать себя его учеником — около 30 совместных публикаций). Вы бы услышали не глас, вопиющего в пустыне, а хор голосов: «Да, кто Вы такой?». Он предложил охарактеризовать этих двух уважаемых специалистом словом, наиболее точно, по его мнению, отражающему их суть – «учёные». Так я и сделал, и мы внесли соответствующие поправки в главу о развитии образования в Киргизии.

Spectorov.Lev
Профессор Лев Спекторов, много лет возглавлявший кафедру экспериментальной физики в КГУ

Владимир Спекторов, сын профессора Льва Спекторова, много лет возглавлявшего кафедру экспериментальной физики в Киргизском госуниверситете. Владимир пошел по стопам отца, окончил физфак, работал научным сотрудником в Институте физики АН Киргизской ССР. Его научным руководителем был профессор Виктор Гурович (ныне работающий в Хайфском Технионе), в соавторстве с которым В.Спекторов написал около 30 научных статей. Более 20 лет Владимир Львович живет и работает в Израиле. «По вполне понятным причинам (нельзя объять необъятное), — продолжил В.Спекторов, — в вашем повествовании отсутствуют два близких мне персонажа: брат и сестра Юрий Лазаревич и Инна Лазаревна Луканцевер — физики, кандидаты наук. Юрий, как и А.Кац (они были большими друзьями), работал в Ошском пединституте и, по-моему, руководил там кафедрой. Инна преподавала в КГУ на физфаке.

Врач Лия Владимировна Спекторова
Врач Лия Владимировна Спекторова

У меня еще есть имена…   Арамбицкий (имя-отчество не знаю) был одним из руководителей строительства гидроэлектростанций. Подробности о нем — у дочери Татьяны (живет в Цфате); Погребинская Жозефина Борисовна — врач-фтизиатр Фрунзенского тубдиспансера, прекрасный человек, жена прекрасного человека Юрия Константиновича Погребинского; Спекторова Лия Владимировна (моя мама) около 30 лет заведовала клинической лабораторией в городской инфекционной больнице одновременно, являясь лечащим врачом». Жозефину Борисовну и Лию Владимировну я сразу же «добавил» в главу о здравоохранении. А о Луканцеверах и Геннадии Моисеевиче Арамбицком расскажу сейчас благодаря дочери Инны Луканцевер Ие Владимировны и дочери Арамбицкого Татьяны Геннадьевны, любезно сообщивших мне краткие сведения о своих близких.

Начну с Геннадия Моисеевича Арамбицкого, о котором, к своему стыду, я ничего не знал. А знать следовало хотя бы потому, что он внес неоценимый вклад в развитие гидроэнергетики Киргизстана, наряду с З.Серым, Л.Толкачёвым и другими известными гидроэнергосторителями еврейского происхождения. Достаточно сказать, что участник Великой отечественной войны инженер Г.Арамбицкий был первым начальником управления «Нарынгидроэнергострой», практически с нуля возводил Уч-Курганскую ГЭС на реке Нарын, а потом много лет руководил ее эксплуатацией, то есть, занимал пост директора электростанции.

Геннадий Моисеевич Арамбицкий, первый начальник управления «Нарынгидроэнергострой»
Геннадий Моисеевич Арамбицкий, первый начальник управления «Нарынгидроэнергострой»
Геннадий Моисеевич Арамбицкий, участник ВОВ
Геннадий Моисеевич Арамбицкий, участник ВОВ

Бывший фронтовик, старший лейтенант кавалер орденов Отечественной войны и Трудового красного знамени Геннадий Арамбицкий многое успел в своей жизни. Он строил каскад Аламединских ГЭС в Киргизии, Чарвакскую ГЭС в Узбекистане, канал Иртыш – Караганда в Казахстане, возглавлял управление по внедрению новой техники в Госстрое Киргизской ССР. Выйдя на пенсию, Геннадий Моисеевич вместе с женой Надеждой Ивановной и семьей дочери Татьяны (всего у Арамбицких было четверо детей – три сына и дочь) уехал в Израиль, в город Цфат. И здесь он не сидел без дела, помогал Татьяне воспитывать двух внуков, и кроме того, оказывал помощь в сборе материалов о бывших гидростроителях Киргизстана двум другими ветеранам киргизской энергетики, жившим в Израиле — Д.В.Бушману и В.А. Богуславскому. Писал и сам в газеты статьи и очерки, вспоминая свою боевую молодость. Геннадий Моисеевич Арамбицкий ушел из жизни почти в 90 лет.

Г.Арамбицкий (второй справа) на строительстве Уч-Курганской ГЭС (конец 50-х годов ХХ века)
Г.Арамбицкий (второй справа) на строительстве Уч-Курганской ГЭС (конец 50-х годов ХХ века)

Брат и сестра ЛуканцеверыЮрий и Инна (Нина) – родились в Киеве, соответственно в 1929-м и в1935-м году. Их отец Лазарь погиб в самом начале войны, а дети с мамой эвакуировались в Среднюю Азию, в столицу Киргизии город Фрунзе (ныне Бишкек). После окончания школы Юрий, а затем и Инна поехали в Ленинград получать высшее образование. Юрий получил диплом физика в Ленинградском университете, а Инна – на физфаке Педагогического института имени Герцена. Оба продолжили свое образование в аспирантурах, брат — в Томске, сестра– в Тарту, защитили кандидатские диссертации и много лет отдали высшей школе Киргизии. Какое-то время брат и сестра Луканцеверы вместе работали в Ошском пединституте, затем Инна переехала во Фрунзе, где преподавала в КГУ и в Российско-Киргизском (Славянском) университете. Юрий же до конца своих дней возглавлял в Ошском пединституте кафедру физики.

Нина (Инна) и Юрий Луканцеверы с мамой Любовь Абрамовной (город Фрунзе, 50-е годы ХХ века)
Нина (Инна) и Юрий Луканцеверы с мамой Любовь Абрамовной (город Фрунзе, 50-е годы ХХ века)

Их дети, сын Юрия — Сергей (к сожалению, рано ушедший из жизни) и дочь Инны — Ия тоже получили высшее образование. Сергей – выпускник Фрунзенского политехнического института, а Ия — физфака КГУ, она так же, как и ее мама – кандидат физических наук и тоже преподавала в Славянском университете. Ия Владимировна с семьей живёт в Хайфе. Кстати, она подсказал мне, что писатель Евгений Ковский не был евреем, а вот его сын Вадим таки да, еврей, поскольку его мама, жена Е.Ковского Ольга Самойловна Ковская была, как говорится, «инвалидом» пятого пункта. Ия напомнила мне и о супруге моего университетского преподавателя, весьма уважаемого мною доктора Льва Шеймана Суламифь Георгиевне Варгиной, которая была ученым-вирусологом, кандидатом биологических наук, работала старшим научным сотрудником Киргизского НИИ эпидемиологии и микробиологии.

Все эти «новые» имена я внес в общий Список имен, упоминаемых в статье.

Вот, пожалуй, и все на сегодня…

Александр БАРШАЙ, поселение Элазар, Гуш-Эцион, (Израиль) 2019 год

Дорогие друзья, уважаемые читатели моего документально-публицистического очерка  «Евреи – Киргизстану. От А до Я»! Получаю много ваших откликов на публикацию по имейлу и телефону, за что вам — огромная благодарность.

Для более организованной обратной связи и возможности других людей быть соучастниками проекта, я предлагаю вам (и прошу!) посылать все свои замечания, «хвалу или хулу» на сайт evreimir.com в виде комментариев к каждой из опубликованных глав.

Таким образом, мы с вами сможем совместными усилиями устранить неточности, восстановить упущенное, создать более целостную и объективную картину вклада евреев в развитие Киргизстана.

Редакция сайта evreimir.com и я, автор очерка, заранее благодарим вас за соучастие в проекте.

С уважением, Александр Баршай

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. Вступительное слово

ЕВРЕИ -КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТ «А» ДО «Я»

ЕВРЕИ-КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗУЧЕНИЕ КИРГИЗИИ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТОИТЕЛЬСТВО

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — СЕРДЦЕ СТРАНЫ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ. МЕДИЦИНСКИЙ ФАКТ — ГЛАВНОЕ -ЭТО ЗДОРОВЬЕ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. КУЛЬТУРА — ДУХОВНАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВА

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТИ 9 и 10. СМИ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 11. КОНФИСКАЦИЯ ЖИЗНИ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 12. ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ СЕГОДНЯ

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 13. ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 14. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Сергей Биарэм

Все публикации этого автора