Когда война кончается,
из укрытий вылезают герои.
Юзеф БУЛАТОВИЧ
Павлу повезло. Его приняли на работу в ведущий отдел конструкторского бюро крупного станкостроительного завода. Он уже имел за плечами пятилетний стаж конструкторской работы и сумел сразу же хорошо зарекомендовать себя на новом месте. Начальство было им довольно и включило его в бригаду по разработке новейшего станка с программным управлением. В процессе разработки Павел выдвинул ряд оригинальных идей и получил на них авторские свидетельства. Поэтому, когда в цехе началось изготовление экспериментального образца, Павлу было поручено курировать его производство и проведение испытаний. Поручая ему эту работу, начальник отдела напутствовал его проникновенной речью:
– Это работа государственной важности. Ее надо провести в сжатые сроки, но качественно. Мы даем тебе в помощь лучшего слесаря экспериментального цеха Володю Запольского. Но это непростой человек. Он бывший летчик, Герой Советского Союза, воевавший вместе с эскадрильей «Нормандия — Неман». Надеюсь, ты слыхал про такую. Но самое главное, у него золотые руки. Он может выполнить любую работу, как никто другой. Но с ним надо держать ухо востро. Он внешне общительный, веселый, рубаха-парень. Но очень обидчив, самолюбив, не терпит никаких указаний. Поэтому ты не пытайся командовать. Лучше отвечай на его вопросы, смотри и учись.
После такого напутствия Павел был весьма заинтригован. Он уже видел в цехе этого Запольского. Он ничем среди остальных рабочих не выделялся. Мужчина средних лет, черноволосый, с небольшими усиками. Ходил вразвалку, прихрамывая на одну ногу. Говорили, что он был ранен на фронте.
Запольский встретил Павла дружелюбно, поздоровался за руку, спросил, где он работал раньше и что оканчивал. Рассказал анекдот на подходящую тему и приступил к работе. Начал он с того, что принялся тщательно изучать чертежи узлов станка, насвистывая модную песенку и периодически задавая Павлу вопросы по особенностям конструкции тех или иных узлов. Казалось, что он никуда не торопится. Постепенно это стало раздражать Павла: время шло, а работа фактически так и не начиналась. Другие слесари уже что-то энергично обсверливали, нарезали резьбу, а Запольский все еще продолжал размышлять. А затем и вовсе ушел. Павел был готов уже взорваться, но, помня напутствие начальника отдела, решил пока ничего не предпринимать.
Через несколько часов Запольский наконец вернулся и принес приспособление, установил его и принялся за работу. В итоге он намного опередил всех остальных своих коллег, которые начали работу гораздо раньше его. Вот тогда-то Павел понял, с каким мастером он имеет дело, и зауважал его по-настоящему. Запольский в свою очередь оценил сдержанное поведение Павла, и у них установились деловые дружеские отношения. Со временем они даже перешли на ты.
Запольский очень любил популярные военные песни и постоянно их насвистывал. Особенно ему нравились песни из кинофильмов «Истребители» и «Небесный тихоход». Как-то увидев вопрос в глазах Павла, он пояснил, что он бывший летчик, и Отечественная война была и остается главным событием его жизни.
– Я был на фронте с 1943 года. Воевал в знаменитом 18-м гвардейском истребительном авиаполку. Мы взаимодействовали с французской эскадрильей «Нормандия». Позже она стала называться «Нормандия — Неман». Мы вместе дрались под Курском, в Белоруссии, в Восточной Пруссии. Я был дважды ранен. Видишь, теперь хромаю. А сколько замечательных ребят не дожили до Победы… Мне мои друзья Ваня Коваленко и Марсель Лефевр до сих пор снятся. Когда-нибудь при случае я расскажу тебе обо всем этом поподробней.
В тот день они задержались в
цеху и, выйдя после работы за проходную, Павел увидел, как Запольский вышел вслед за ним, одетый в красивый модный костюм, на котором красовались Звезда Героя и большая орденская колодка. Он сел в поджидавшую его машину, за рулем которой сидела женщина, и тут же уехал.
– Слушай, кто это прихватил нашего Володю? Это жена? — спросил Павел у подошедшего знакомого слесаря из экспериментального цеха.
– Какая жена? У него жена тяжело больна. Она давно уже почти никуда не выходит. Это жена нашего директора. Она подвозит Володю на работу и с работы. Они живут в одном доме, — ответил тот.
– Это с какой стати?
– Кто их знает? Наверное, уважает. А может, и по другой причине. Люди говорят всякое, но я слушать сплетни не люблю.
– А что, у него нет своей машины? Такого быть не может. Он же Герой Советского Союза.
– Почему «нет»? Есть, конечно. Старая «копейка». Он стесняется на ней ездить. Ему предлагали разные машины, но он хочет только черную «Волгу», такую, как у директора. Он даже от «Волги» другого цвета отказывался. Уперся рогом. Хочу, мол, черную. И ждет черную. Я не сомневаюсь, что дождется. Он настырный парень. Не было случая, чтобы он не добился своей цели.
Рассказ слесаря сильно заинтриговал Павла. На следующий день в своем отделе он стал расспрашивать сотрудников, что они знают о Владимире Запольском. Оказалось, что самыми информированными были женщины. И они охотно наперебой обрушили на Павла обширный поток сведений. Они подтвердили, что Запольский женат и имеет сына. Воспитанный на рассказах отца, сын с малых лет мечтал стать летчиком-истребителем, поэтому отец отдал его в суворовское училище. Жена уже несколько лет серьезно болеет, часто и подолгу лежит в больнице. Как Герой Советского Союза он обеспечивает ей комфортные условия содержания, после работы навещает, ухаживает. Периодически выбивает путевки в специальный санаторий. Когда она дома, за ней ухаживает приходящая женщина, естественно, за неплохую оплату. Здесь Запольского нельзя упрекнуть. Он ведет себя достойно. Но, поскольку он мужик молодой, активный, то ничто человеческое ему не чуждо.
Известно, что у него было много мимолетных романов, но он свои связи не афишировал, и слухи о них до жены не доходили. Все рассказчицы признавали, что он умеет очаровывать женщин, но он не ходок, и на каждую юбку не бросается. Что касается его отношений с женой директора завода Мариной, то тут все непросто. Она женщина молодая, красивая, независимая и с достоинством. Работает в отделе информации завода переводчицей. Держится со всеми ровно, доброжелательно, не стремится быть на особом положении как жена директора. Начальство ее уважает, коллеги ценят, но близких отношений она ни с кем не поддерживает. И о своей семейной и личной жизни никому не рассказывает.
Муж ее намного старше. Он уже был женат и после смерти жены долго ходил бобылем. Его дочь от первого брака только на несколько лет младше мачехи. У нее своя семья, дети. И, судя по всему, ее дети новую бабушку не очень жалуют. Где и когда директор познакомился с Мариной, неизвестно. И как они между собой ладят, тоже неясно. Детей у Марины нет. Скорее всего, этого не хочет муж. У него уже есть дочь и внуки, а директорская должность выматывает все силы. А он человек немолодой и не очень здоровый. Приходя домой, ему хочется отдохнуть от дневных передряг, и детские крики и бессонные ночи ему совсем не нужны.
А для Марины это, по-видимому, больной вопрос. Многие обращали внимание, как она смотрит на маленьких детей. Что касается ее взаимоотношений с Запольским, то тут вообще все непонятно. Очевидно, что у них существует взаимная симпатия. Она подвозит его на работу и с работы, но делает это как добрая соседка. Более крамольного никто не замечал. Поэтому и муж этому не препятствует. Хотя никто не знает, что он при этом чувствует на самом деле. Но злые языки утверждают, что это ничего не значит. Марина и Запольский живут в одном подъезде, их супруги часто и подолгу не бывают дома. Никто не мешает Марине и Запольскому в это время встречаться, не попадая никому на глаза. Правда, рано или поздно тайное станет явным, и тогда все прояснится.
Окончание следует
Валерий НИСНЕВИЧ