«Мой город светлый и святой,
Иерушалаим золотой».
(Из песни Наоми Шемер «Иерушалаим Шель Захав»)
«Всевышний нас избрал из многих наций.
То истина была, а на фантом:
Мы пережили 6 цивилизаций
И тьму поработителей притом.
И мы живем, преодолев мытарства,
И этот факт никем не оспорим.
Мы возродили наше государство,
И вновь столицей стал Иерусалим!»
Давид Трибельский
28 Ияра 5727 года (7 июня 1967 год) в ходе Шестидневной войны Иерусалим, название которого с иврита переводится как «город мира», полностью перешел под контроль и юрисдикцию Израиля. С тех пор каждый год этот день мы отмечаем как «Йом Иерушалаим» — «День Воссоединения Иерусалима». В нынешнем году самый молодой из еврейских праздников пришелся на 19 мая. Этот день – очень важная веха в истории еврейской столицы, которой более трех тысяч лет.
В сегодняшнем филворде приводятся высказывания об Иерусалиме некоторых известных писателей, поэтов, государственных деятелей. Слова эти относятся к разным историческим эпохам. Не все авторы высказываний евреи, но их любовь и уважение к священному городу – несомненна.
Предлагаем читателям отгадать пропущенные в тексте фамилии и имена и отыскать их в сетке филворда.
1. В Талмуде «Мидраш Танхума» сказано:
«Эрец Исраэль посредине мира.
А Иерусалим в самом сердце Эрец Исраэль.
Храм посредине Иерусалима,
Святая Святых в центре Храма,
Ковчег Завета посредине Святая Святых,
А перед Ковчегом – краеугольный камень,
На котором основан мир».
Иерусалим стал столицей еврейского государства 3000 лет назад при царе Д. (5 букв). Его сын царь С. (7 букв) построил великолепный Храм. В VI веке до н. э. вавилоняне разрушили город и Храм. Евреи восстановили свою святыню. В 70 г. н. э. римляне уничтожили Иерусалим и Второй Храм.
Вот что пишет об этом событии автор целого цикла стихов «Еврейские мелодии» английский лорд и поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Б. (фамилия, 6 букв) (1768 – 1824 гг.).
«НА РАЗОРЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА ТИТОМ»
«С холма, где путники прощаются с Сионом,
Я видел град родной в его последний час:
Пылал он, отданный свирепым легионам,
И зарево его охватывало нас.
… Ах, с этого холма, бывало, я глядел
На город в этот час: уж мрак над ним клубился,
И только Храм еще в лучах зари горел,
И розовый туман на высях гор светился…
… Но нет… в твои Храм святой, где ты,
Г-сподь царил
Не сядут, не войдут языческие боги!
Твой зримый Храм упал, но в сердце сохранил
Навеки твой народ, Г-сподь, тебе чертоги!»
2. Стихотворение это перевел очень популярный поэт М. (фамилия, 6 букв) Аполлон Николаевич (1821 – 1897 гг.). Он же – автор нескольких оригинальных стихов на темы еврейской истории:
«Когда ж с главы своей усталой
Израиль пепел отряхнет,
И зазвенят его кимвалы
И с звоном арф он воспоет?»
(«Еврейские песни», 1838 г.)
Не случаен вопрос, заданный российским поэтом. Кто только за его многовековую историю не нападал и не опустошал Эрец Исраэль и, прежде всего, Иерусалим: египтяне, вавилоняне, греки, римляне, персы, мусульмане, крестоносцы, мамлюки, турки. Но убить город, убить душу народа не удалось никому!
3.
Почти 2000 лет продолжалась для Иерусалима «ночь изгнания». В мировой литературе сохранилось немало свидетельств тех, кому довелось побывать на Святой Земле в минувшие века.
Одним из самых знаменитых гостей был американский писатель Марк Т. (фамилия, 4 буквы) – урожденный Сэмюэль Клеменс.
В книге «Простаки за границей» он рассказал о своем путешествии с группой американцев на историческую родину евреев. Побывал он в тех краях в 1869 году, когда Земля эта принадлежала Турции (Оттоманской империи) и выглядела, по словам писателя, как огромная пустошь:
«В этой долине (Изреэль) невозможно встретить даже захудалую деревушку на протяжении 30 миль в любом направлении… Сам Великий Иерусалим, чье имя высечено в веках, потерял свое древнее великолепие и стал нищей деревушкой… Послу полудня показались древние куски стены и осыпающиеся арки. Мы поднимались на один холм за другим, и каждый паломник и каждый грешник снимал шляпу, приветствуя Иерусалим. Мы спешились и, не произнося никаких сентенций, около часа или больше смотрели через широкую, лежащую перед нами долину, на те характерные черты города, с которыми люди знакомы по картинкам – начиная со школьной скамьи и до гробовой доски…
… Желания плакать не было. Слезы тут были неуместны. Мысли, которые внушает Иерусалим, исполнены высоты, поэзии и больше всего – достоинства».
4. 6 апреля 1948 года, за месяц до провозглашения Государства Израиль, будущий первый премьер-министр Давид (фамилия, 9 букв) сделал такую запись в своем военном дневнике:
«Ценность Иерусалима не поддается ни измерению, ни исчислению; если у страны может быть душа, то Иерусалим – душа Эрец Исраэль…
… Иерусалим требует и заслуживает того, чтобы мы его отстояли. Данная когда-то при реках Вавилонских клятва, обязывает нас и сегодня, иначе мы не достойны называться народом израильским…»
К сожалению, полностью отстоять Иерусалим во время Войны за Независимость Израилю не удалось. В течение долгих 19 лет Иерусалим был разделен на две части.
Он был «разрезан по живому», и пограничная стена, словно шрам, рассекала город вплоть до победы в Шестидневной войне. Сорок восемь часов понадобилось Армии Обороны Израиля, чтобы Иерусалим вновь стал единым. Стены, разделяющие Восточный и Западный сектор рухнули навсегда. Иерусалим сегодня – цветущий современный город, с любовью восстановленный еврейскими руками.
5. Первый израильский премьер в своем дневнике вспоминает 137-й псалом из книги «Теилим»: «Если я забуду тебя, Иерусалим, —
Пусть отсохнет моя правая рука…»
«Там, возле рек Вавилонских,
Жив я единственной памятью.
Пусть задохнусь и ослепну,
Если забуду когда-нибудь
Камни, объятые пламенем,
Белые камни твои,
Ерушалаим, сердце мое!»
Так изложил этот псалом известный российский поэт – бард Юлий Черсанович К. (фамилия, 3 буквы), нееврей, живущий с 1998 г. в Иерусалиме. Он приехал туда со своей первой женой Ириной, внучкой казненного Сталиным командарма Ионы Эммануиловича Якира.
Родители Юлия Черсановича также были репрессированы, и отец расстрелян в 1938 г. Ирина скончалась, похоронена в Иерусалиме (нынешняя жена поэта тоже еврейка).
В 1992 г. впервые побывав на Земле Обетованной, Юлий К. отметил: «Ощущение жизни, ее ценности самой по себе – я это очень сильно почувствовал в Израиле». А совсем недавно, в январе нынешнего года, выступая на российском радио, он сказал: «Я ни о чем не жалею и не чувствую себя в Израиле за границей»:
«Любимый мой Ерушалаим!
Преславный Иерусалим!
Насколько ты неподражаем
Насколько ты неповторим!»
Ответы: 1. Давид, 2. Соломон, 3. Байрон, 4. Майков, 5. Твен, 6. Бен-Гурион, 7. Ким