Окончание.
Начало в № 810
Дочь Сильвия прожила с матерью почти сорок лет. Ее ухажеров Гетти разгоняла, подозревая, что всем им нужны только деньги. Наконец жених был найден. Но даже убедившись, что Мэттью Астор Вилкс, один из представителей династии Асторов, в деньгах не нуждается, она заставила его перед свадьбой подписать брачный контракт, по которому он отказывался от денег Сильвии.
Все эти странности не помешали Генриетте Грин стать самой богатой женщиной Америки. Формула ее успеха была проста: покупать то, что никому не нужно, и продавать, когда это понадобится всем. Ее деловая стратегия строилась на нескольких простых правилах. Инвестиции, во-первых, должны быть очень осторожными. Во-вторых, они всегда должны подкрепляться большим резервным фондом.
Генриетта занималась недвижимостью и ценными бумагами, вкладывала деньги в строительство железных дорог, но не гнушалась и ростовщичеством. Причем несколько раз деньги у нее под высокие проценты брал муниципалитет Нью-Йорка.
К 1900 году, когда годовой доход средней американской семьи не превышал 500 долларов, Генриетта Грин зарабатывала 7 миллионов долларов. Размеров ее состояния никто точно не знает. Скорее всего, она оставила детям не меньше 100 миллионов долларов — $17 млрд. в пересчете на нынешние деньги. Единственной слабостью Ведьмы с Уолл-стрит была собачонка, которая питалась намного лучше хозяйки. Песик обладал таким же скверным характером и часто кусал гостей. Одна искусанная знакомая попросила Гетти избавиться от злой собаки. «Ни за что! — отрезала Грин. — Она любит меня, и ей наплевать, богата я или бедна».
Скончалась Гетти 3 июля 1916 года после серии апоплексических ударов. Первый произошел из-за спора с кухаркой по поводу покупки молока.
Родственники?
Нет, однофамильцы
Джон Пол Гетти, малоизвестный в Соединенных Штатах до 1957 года, когда журнал «Форчун» назвал его самым богатым американцем, наверняка знал историю жизни Ведьмы с Уолл-стрит. В любом случае в схожей ситуации он поступил примерно так же, как она. 10 июля 1973 года в Риме был похищен его внук. Похитители потребовали за 16-летнего Джона Пола Гетти III семнадцать миллионов долларов. Гетти платить выкуп отказался. Юноша славился независимым характером, поэтому миллионер подумал, что мальчишка решил инсценировать похищение, дабы вытянуть из него деньги.
В ноябре в редакцию газеты принесли конверт с локоном волос и кусочком уха похищенного юноши. Преступники обещали вернуть его маленькими кусочками, если в течение 10 дней не получат $3,2 млн. Гетти-старший наконец согласился заплатить выкуп, но при условии, что он будет оформлен как заем под 4 % годовых. Он долго торговался и в итоге заплатил лишь $2 млн. Свой первоначальный отказ Гетти объяснил тем, что у него еще 14 внуков и внучек и что он не хотел подвергать их жизнь опасности. «Если я сдамся, — сказал он, — то их начнут похищать одного за другим». Джон Пол Гетти III, кстати, так и не пришел в себя и впоследствии стал наркоманом. Через 8 лет он ослеп, потерял дар речи и провел остаток жизни в инвалидном кресле. Несмотря на все нежелание быть на виду, Гетти, состояние которого оценивали в $2 — 4 млрд., словно нарочно подогревал к себе интерес. Он ходил в дешевых мятых костюмах, протертых на локтях свитерах и прятался за стенами британского поместья Саттон-Плейс. В Саттон Гетти переехал в 1960 году. Во время ремонта он заметил, что телефонные счета начали стремительно расти. Пол догадался, что телефонами пользовались рабочие. Причем звонили не только по Британии, но нередко и за границу. Гетти велел поставить в холле платный телефон, а все остальные запер на ключ.
Такое объяснение этому странному поступку дал сам Пол Гетти в своем бестселлере «Как быть богатым». Однако в одном из редких интервью он признался, что поставил его, чтобы гости поменьше болтали по телефону.
В целях экономии Гетти сам стирал по вечерам нижнее белье, не отапливал большую часть огромного дома и часами проверял счета от мясника и бакалейщика. Один журнал попросил его написать небольшую статью о том, как он добился успеха, и прислал чек на 200 фунтов стерлингов. «Одни люди находят нефть, — написал в ответ Гетти, — другие — нет».
Однажды Гетти пригласил трех знакомых на ужин в лондонский ресторан «Каприз». У самого ресторана он неожиданно предложил немного погулять. «Погуляем? — удивился один из его спутников. — Но я голоден». «Еще нет десяти часов, — объяснил нефтяной барон. — До десяти здесь накидывают сверху по пять шиллингов на каждого посетителя. Я не хочу платить лишний фунт за какие-то 15 минут».
Так же, как у Генриетты Грин, был в его юности короткий период, когда он пытался жить, как представитель «золотой молодежи». После окончания учебы Пол сделал за два года свой первый миллион, но в 1916 году объявил отцу, что бросает дела и становится плейбоем. И хотя через три года будущий миллиардер вернулся в бизнес, уважение Гетти-старшего он потерял. Перед смертью в 1930 году Джордж Франклин Гетти, адвокат, заработавший миллионы на нефти, сказал сыну, что боится, что тот разорит семейную компанию. Джордж был человеком умным, но тут интуиция его подвела.
Чего стоила хотя бы самая гениальная авантюра Джона Пола Гетти, который в 1949 году купил у саудовского короля Ибн Сауда за $9,5 млн. наличными концессию на полоску земли между Саудовской Аравией и Кувейтом сроком на 60 лет и обязался выплачивать еще по миллиону ежегодно. Нефть там нашли только через четыре года. К тому времени Гетти вложил в проект более $30 млн., а конкуренты потирали руки и ждали его скорого банкротства. 16 млн. баррелей «черного золота», ежегодно выкачиваемые из аравийской земли, в немалой степени способствовали тому, что Джон Пол Гетти стал одним из первых миллиардеров на планете.