Продолжая наставлять евреев перед вступлением в Эрец-Исраэль, Моше-рабейну вновь призывает их выполнять заповеди Торы, обещая в награду процветание и благоденствие.
Завоевание Эрец-Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не размножились дикие животные, и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит уничтожить всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима — нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец-Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай — от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета после трагической истории с золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Он говорит, что небольшое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль».
***
«Изваяния богов их сожгите огнем… это мерзость для Б-га, Г-спода твоего» (7:25)
Идолопоклонство один из трех тяжелейших грехов, которые по закону Торы караются смертной казнью. Интересно, что мудрецы приравнивают к идолопоклонству одну порочную, хотя, на первый взгляд, и не такую уж греховную эмоцию. Это гнев. Обратите внимание, не злоба и не зависть, а именно гнев. Почему? Что общего у идолопоклонства и гнева?
Представьте, что вы служите придворным в королевском дворце. Вот вы торжественно шествуете в свите монарха, и вдруг один из ваших коллег — тоже придворный — наступает вам на ногу, да так больно, что у вас темнеет в глазах. Вы ждете извинения, но этот нахал показывает вам язык и гнусно хихикает.
Ваша реакция? Вы начнете кричать на него? Устроите скандал? Может быть, даже возьмете его за грудки? Нет, конечно. Одно присутствие короля и священный трепет перед Его величеством не дадут разгореться праведному гневу. К тому же любая несдержанность может стоить вам головы. Вы моментально проглотите обиду и растянете губы в лицемерной улыбке.
Весь мир — это гигантский дворец, в котором безраздельно правит Царь Царей. В этом дворце тоже существует свой кодекс поведения. Гневливый человек как будто отрицает сей факт: для него нет дворца и нет Царя.
Каждое явление нашего физического мира отражается в духовных сферах. Гнев сравнивают с огнем. Гнев «пожирает» человека, как бурное пламя. Когда мы гневаемся, у нас «горит» лицо, сверкают глаза. Гнев может «сжечь дотла».
Иногда события показывают нам прямую связь между духовным грехом и его физическим следствием. Однажды в американском штате Колорадо произошел катастрофический пожар, уничтоживший сотни гектаров прекрасных лесных угодий. Виновницей пожара оказалась работница местного лесничества. Будучи при исполнении служебных обязанностей, она достала письмо, полученное от бывшего мужа, прочла его и в гневе подожгла бумажный листок. Потом она небрежно затоптала огонь и пошла, не оглядываясь, а через несколько минут увидела позади бушующее пламя…
Когда мы зажигаем пламя гнева, нам бывает очень трудно, а то и невозможно погасить его. Если одна вспышка ярости сожгла полштата, страшно себе представить, какие опустошительные пожары, зажженные гневом, губят невидимые нам духовные миры.
Родная земля
«Ибо Б-г ведет тебя в страну хорошую,…в страну, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будет у тебя недостатка ни в чем…» (8:7, 9). Выдающийся комментатор Торы Рабейну Бахье, живший в Испании в XI веке, дал развернутый комментарий этому отрывку из сегодняшнего раздела.
Страна Израиля, пишет он, не содержит в своих недрах золота и серебра (которые, разумеется, не помешали бы нам, но совершенно бесполезны в обычной жизни). Зато она рождает в избытке все, без чего нельзя обойтись людям, даже железо и медь в высококачественных каменных породах, применяемых в строительстве.
В разделе «Бехар» (книга «Ваикра») сказано, что Эрец-Исраэль не только обеспечивает своих жителей всем необходимым, что значительно уменьшает потребность в импорте материалов и товаров, но и в свои лучшие времена производит такое обилие сельскохозяйственных продуктов, что позволяет хорошо зарабатывать на их экспорте.
На более высоком уровне слова «без скудости есть будешь хлеб» означают, что человек, живущий в Эрец-Исраэль, получает в ней богатую духовную пищу. Рабейну Бахье приводит в подтверждение талмудическую историю (трактат «Бава Батра», 158б), в которой рассказывается, как рабби Зейра, лучший ученик известного мудреца Рава, приехав в Эрец-Исраэль, обнаружил, что неправильно понял какое-то галахическое положение, выученное в Вавилоне. Тогда он провозгласил: «Воздух Эрец-Исраэль делает человека мудрее!» Затем он держал сорок постов, чтобы забыть выученное в Вавилоне (чему вряд ли стоит подражать сегодня) и затем стал одним из величайших мудрецов-амораим в Стране Израиля.
Комментируя стих из Пятикнижия «И золото той страны хорошее» («Берешит», 2:12), мидраш сообщает: «Нет такой Торы, как Тора в Эрец-Исраэль, и нет такой мудрости, как мудрость Эрец-Исраэль!»
Тора часто ассоциируется с хлебом. Например, в «Мишлей» (Притчи царя Шломо) сказано: «Премудрость… неразумному сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное. Оставьте неразумие и живите, и ходите путем разума!» (9:5-6). Подобно хлебу, который является основным продуктом питания для тела, Тора — главный продукт питания для души.
Еще одна ассоциация. Мудрецы Талмуда часто называли серьезное, углубленное изучение Торы «Мильхамта шель Тора» — война за Тору. Слово «мильхамта» содержит в себе все буквы слова «лехем», хлеб.
Исходя из этой концепции, рабейну Бахье приходит к выводу, что изучение Торы в Эрец-Исраэль превосходит по уровню и значению ее изучение в других странах, поскольку, как он поясняет, здесь воздух лучше и чище, и это помогает человеку лучше сосредоточиться на учебе.
В конце сегодняшнего раздела содержится указание, вошедшее в молитву «Шма, Исраэль»: «Положите эти Мои слова на сердце ваше и на душу вашу, и повяжите их как знак на руку вашу…» (11:18). Мудрецы Талмуда дают такое объяснение: «Когда вы уйдете в изгнание, продолжайте соблюдать заповеди: накладывайте тфилин, прибивайте мезузы к дверным косякам. Чтобы они не были для вас чем-то новым, когда вы вернетесь». Поэтому Галаха требует от нас соблюдать личные заповеди (не относящиеся к работе на земле) не только в Эрец-Исраэль, но и в странах рассеяния, везде, где живут евреи.
Однако надо помнить, что заповеди предназначены исключительно для выполнения в Эрец-Исраэль, где, собственно, мы и должны жить. Единственная причина, по которой Тора велит нам соблюдать большинство из них вне Израиля, вполне утилитарна: где бы мы ни находились, куда бы нас ни забросила «галутная» судьба, мы должны хранить и соблюдать заповеди ради «тренировки»: чтобы не забыть их, когда мы вернемся на свою родину.
Тора — это конституция страны Израиля. Она была написана здесь, и здесь же мы должны жить по ее законам. У Торы нет связи с другими странами и территориями.
Святость Торы идеально сочетается со святостью Эрец-Исраэль. Именно поэтому Моше-рабейну так страстно желал войти в Землю Обетованную: он хотел соблюдать все заповеди, включая те, которые неприменимы за ее пределами, и учить в ней Тору на высшем уровне мудрости.