Во время последнего республиканского диспута Джеб Буш строго предупредил Дональда Трампа, что «в Белый дом нельзя въехать на оскорблениях». Не знаю, откуда Буш это взял.
Похоже, очень даже можно. Трамп продолжает хамить направо и налево, но опрос CNN дал ему сокрушительное преимущество среди республиканцев в 39%. На втором месте — техасский сенатор Тед Круз с 18%, за ним — другой сенатор-кубинец Марко Рубио и чернокожий нейрохирург Бен Карсон, у которых по 10%.
У Круза в два с чем-то раза меньше очков, чем у Трампа, но Круз сильно обошел его в Айове, где меньше чем через месяц состоится первое голосование президентской кампании 2016 года. Кроме того, Круза дружно возлюбили главные радиокомментаторы страны, которые в массе своей проповедуют консервативные взгляды. Трамп наконец разочаровал их почти поголовно, и они подняли на щит Круза. Голова Республиканской партии считает его экстремистом и предпочитает ему Марко Рубио. Но он предпочитает Круза Трампу и поэтому все больше проникается к нему.
Результат — Круз сейчас у всех на устах, в том числе у либеральных латиноамериканских активистов, которые затеяли кампанию по развенчанию Круза и Рубио. Они называют обоих сенаторов-кубинцев предателями своей расы и культуры. В испаноязычных радиопередачах, на собраниях и в соцсетях звучат нападки на обоих за то, что они борются против послаблений для мигрантов, повышения минимальной ставки зарплаты и других благ, любезных сердцу наших гишпанцев. Обоих мешают в одну кучу с Трампом, чьи нападки на нелегалов выводят активистов из себя. На декабрьском съезде демократов в Лас-Вегасе фотографии Трампа соседствовали с фотками Круза и Рубио.
Среди прочего тот факт, что сенаторы-латиноамериканцы идут в первых рядах республиканских кандидатов в президенты, плохо вписывается в генеральную линию активистов, согласно которой «белая» партия никогда не выдвинет кандидата из нацменьшинств. А у республиканцев, считая Карсона, их даже трое, и все в первых рядах.
Поможет ли Крузу его происхождение завоевать голоса наших латиноамериканцев? Сперва нужно, чтобы куда-то подевался Трамп, а он как вылез летом в фавориты, так в них и пребывает и только увеличивает разрыв.
Но, предположим, в дамках каким-то образом оказался Круз. Он умница, в юности был первым полемистом среди американских студентов и потом лучшим адвокатом по апелляционным делам в Техасе. Круз — поклонник великих экономистов Фридриха Хайека и Милтона Фридмана и с младых ногтей штудировал Конституцию США. С другой стороны, как заметил по его поводу Трамп, Круз непопулярен в Сенате и, очевидно, не умеет ладить с людьми. На это отвечают, что он просто принципиальнее и бескомпромисснее многих своих коллег и, в отличие от республиканского истеблишмента, не прогибается перед демократами и господствующими мнениями.
С самого начала Круз взял курс на то, чтобы позиционировать себя как ведущего консерватора в Сенате, выехать на этой репутации в избранники Республиканской партии, а потом ловко умерить свои позиции на всеобщих выборах. Знающие люди говорят, что он вполне способен вытянуть такой маневр.
Демократы считают его легкой добычей, поскольку видят в нем экстремиста. Он действительно может припечатать своих коллег по партии, часть которых он однажды уподобил Чемберлену. Круз обидел бывшего шефа Пентагона, сенатора-республиканца Чака Хейгела, публично осведомившись, «получал ли он когда-нибудь гонорары за платные выступления в экстремистских или радикальных группировках».
Демократы любят вспоминать, как Круз однажды напугал трехлетнюю девочку, заявив, что из-за Обамы «твой мир в огне». А то нет?
Были времена, когда журналист Дэвид Брок разоблачал в консервативном журнале «Америкэн спектейтор» амурные похождения Билла Клинтона. Брок давно переметнулся к левым и сейчас агитирует за Хиллари. Он полагает, что республиканцы в конечном итоге выдвинут Круза, и страшно этому радуется, поскольку уверен, что широкие массы избирателей его не поймут и бросятся в лживые объятия Хиллари.
Демократы уже уподобляют Круза консервативному сенатору Барри Голдуотеру, который с треском проиграл в 1964 году выборы демократу Линдону Джонсону. Но демократы сильно недооценивают Круза, говорят знающие его люди, по словам которых он умеет просчитывать ситуацию на много шагов вперед, предельно рационален и способен быстро переориентироваться.
Круз наверняка завоюет много кубинских голосов. Как во Флориде, так и на самом острове Свободы, но последние, увы, пока не считаются. Беда в том, что мировоззренчески американские кубинцы сильно отличаются от других наших латиноамериканцев, которые не жили при коммунизме и склонны ко всяким его разновидностям, хотя обычно и менее кровавым.
Сейчас Крузу не дают много шансов на всеобщих выборах. Но, как пишет публицист Фрэнк Барнс, «примерно в это время в 1979 году многие говорили, что у Рональда Рейгана нет никаких шансов победить на всеобщих выборах 1980 года. Круз — не Рейган, но прецедент заставляет задуматься».
С другой стороны, то же самое можно сказать и о Дональде Трампе.