«А поутру они проснулись…» Глядь: уже 2016-й

Год ожиданий начался после года тревог и ошеломляющих декабрьских новостей. С чего начать перечисление? С теракта в Сан-Бернардино (14 убитых, 17 раненых), совершённого исламистской семейной парой, облагодетельствованной в Америке? С утешительных речей по этому поводу нашего президента, покрывавшего, кстати, и того мерзавца, который в 2009 году с криком «Аллах акбар» устроил массовую бойню на военной базе Форт-Худ (13 убитых, 32 раненых)?

Президент Обама произносит ничего не значащие речи, заявляет о каких-то «усилиях всего правительства по предотвращению нападений и по защите нашей страны» и в то же время призывает американцев к бдительности перед возможностью террористических атак. Страна замерла в опасении терактов, такого даже после 9/11 не было, и дело здесь не столько в ИГИЛе, как убеждает нас президент, сколько в его порочном политическом курсе, породившем как этот самый ИГИЛ, так и другие нависшие над Америкой угрозы, внутренние и внешние.
Среди внутренних угроз стране упомяну инспирированную Обамой беспрецедентную кампанию унижения полиции нападками и беспочвенными обвинениями. Если полицейский был, к несчастью, белым, а «подросток», увы, темнокожим, это, господин президент, не обязательно расизм, суд присяжных разобрался и полицейского оправдал. Но в любом случае не дело президента США выносить свои публичные суждения, потакающие безответственным преступным элементам вносить раздор в общество посредством организации ничем не оправданных беспорядков, подобных прошедшим в Фергюсоне, затем и в других местах. Никто, вероятно, не ожидал, что с избранием темнокожего президента в Америке возможно оживление этой неприятной, никому не нужной и, казалось, уже исторически изжитой в американском обществе темы.
Среди внешних угроз, кроме ИГИЛа, на первый план выходит агрессия со стороны России в силу ее реваншистских имперских амбиций. Благополучие и интересы Америки подверглись атаке войной России против Украины, затем еще и против позиций США в Сирии. Вялый ответ со стороны США вдохновил агрессора, и если поначалу Обама еще говорил об изоляции России и высокой цене, которую ей придется платить за аннексию Крыма и прочее, то в последнее время эти разговоры сменились трусливой уступчивостью. Апогеем явилось декабрьское паломничество госсекретаря Джона Керри в Москву, где он в обаянии российского коллеги Лаврова, а затем и лично Путина поднял руки вверх в знак капитуляции.
Это грехопадение готовилось исподволь. Еще с полгода назад я писал, что в переговорах и на пресс-конференциях Джон Керри в своих суждениях настолько сближается с установками Сергея Лаврова, что возникает впечатление, будто Керри — человек из его команды.
Сейчас о том же читаю в комментарии Андрея Пионтковского на сайте «Каспаров.Ру»: «Керри — это клинический идиот, и я не собираюсь выбирать выражения в рамках политической корректности. Он напыщенный болван, мечтающий о Нобелевской премии мира и, очевидно, ужасно завидующий своему шефу… Керри ни в коем случае нельзя оставлять наедине с Лавровым. Лавров в этой паре доминантный самец, который делает с ним, что хочет. После сеансов с Лавровым Керри может только стонать в оргазме на совместных пресс-конференциях: “О, Сэргэй! Yes!”». Сильно сказано. Может быть, излишне эмоционально, но верно по существу.
Характерным был шутливо-покровительственный прием, которым Путин встретил Керри после обработки того Лавровым: «Мы видим, сколько усилий вы прикладываете для решения срочных вопросов. Не успеваем следить за вашими перемещениями. Вам нужно выспаться». Не поняв иронии или, если понял, не подав виду, Керри Путина поблагодарил.
Военный эксперт Александр Гольц в «Ежедневном журнале» констатировал: визит главы Госдепартамента США в Москву убедительно доказал, что российская военная операция в Сирии увенчалась успехом. Во-первых, отмечает он, США уже не требуют отставки Асада. Во-вторых, «достигнута главная цель сирийской эскапады: Керри, запинаясь и путаясь в словах, прилюдно отказался от задачи изолировать Россию на международной арене за ее действия на Украине и аннексию Крыма», то есть отказался от того, что прежде провозглашал Обама.
Отчего такое могло произойти? Похоже, оттого, что США, а следом и Европа напуганы оперативностью развертывания в Сирии российской авиации, в пропагандистской кампании грозно представленной как Воздушно-космические силы России, еще крылатыми ракетами, запущенными с кораблей Каспийской флотилии, затем с подводной лодки, дежурившей в Средиземном море. Вряд ли этого так требовала тактическая обстановка в Сирии, как стратегическая идея произвести впечатление на Запад. Мало того, Владимир Путин, выступая в декабре, предупредил, что Россия «применяет не все, что имеет, и при необходимости может применить дополнительные средства». Эксперты гадают, какие еще могут быть применены там дополнительные средства, а The New York Post в редакционной статье по результатам поездки Керри в Москву констатировала: «Бомбардировки Владимира Путина в Сирии принесли ему первую настоящую победу — администрация Обамы сдалась».

Запуск крылатой ракеты с корабля Каспийской флотилии ВМФ России
Запуск крылатой ракеты с корабля Каспийской флотилии ВМФ России

Обама с такой трактовкой не согласен. Он остается в убеждении, что «Башар Асад утратил легитимность в глазах большинства своих сограждан и будет вынужден покинуть пост главы государства, чтобы остановить кровопролитие». На силовое воздействие вооруженной «умеренной» оппозиции он, впрочем, уже не рассчитывает, надеется на переговорный процесс, теперь уже под эгидой ООН: «Дипломаты должны найти способ организовать процесс политического перехода в Сирии, который позволит гарантировать союзникам Асада, в частности России и Ирану, что их интересы будут соблюдаться».
Путин посмеивается: «Лучшие учения, чем операция в Сирии, сложно себе представить. Мы можем достаточно долго там тренироваться без ущерба для бюджета». «России, — сказал он в недавнем интервью, — легко работать по сирийскому вопросу — как с США и Саудовской Аравией, так и с руководством самой Сирии… Легко почему? Мы не виляем хвостом и позицию не меняем… И нам не нужно теперь прыгать из стороны в сторону, как блоха в аркане». А кому-то, дескать, приходится прыгать, как блохе. Кому? Намек прозрачен.
Путин не склонен к политкорректности. Мимоходом отозвался о Европе: «Проблема Европы в том, что она не проводит самостоятельной внешней политики. Вообще… Евросоюз своим поведением скорее напоминает вассала Соединенных Штатов». В отношении Турции — тем более. В ходе пресс-конференции, предположив, что Турция, сбив российский бомбардировщик, действовала в угоду США, Путин высказался так: «Мы этого не знаем. Но если кто-то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место, не знаю, правильно они поступили или нет». Понятно, все это говорится в расчете на восприятие с телевизора российской публикой, но и весь мир ведь слышит! И никак не реагирует…
Эрдоган, правда, реагирует. Как сообщил журнал Der Spiegel, он предупредил Москву, что авиаударами по сирийской оппозиции «подливающие масла в огонь конфликта скоро сами окажутся в огне». «Скоро будете гореть в огне!» — пригрозил он и Путину, а глава турецкого МИДа Чавушоглу подхватил идею так: «Мы призываем Россию сидеть тихо, но предупреждаем, что наше терпение не бесконечно». Добавив при этом, что Турция вместе с НАТО «могут оккупировать Россию за несколько дней»… Глупость, конечно. В противостоянии России Турция вряд ли может рассчитывать на НАТО. Да и что это за НАТО на данном этапе? По памятному определению Мао, это «бумажный тигр». Тем более что от США никаких гарантий не будет. Турция, которая в рамках своей стратегии ввела войска в Ирак, теперь по требованию США оттуда уходит, оставшись фактически без союзников.
Не случайно в турецких правящих кругах заговорили о нормализации отношений с Израилем, но с Эрдоганом нормализации не будет. Тут же Асад заявил о закате карьеры Эрдогана. Все это позволило Путину, назвавшему турецкий народ дружественным России, совсем не политкорректно заключить: «А что касается действующего руководства Турции, ничто не вечно под луной». Конечно, с точки зрения дипломатического этикета и международного права это ни в какие ворота не лезет. Но ни от Обамы, ни от Керри замечаний не последовало. Впрочем, Эрдогану эта мука поделом.
Черной тучей наплывает на небосвод «Исламское государство», которое президент Обама обещал уничтожить. Он и сейчас говорит, что победа неизбежна, он выражает уверенность в том, что «противники “Исламского государства” одержат верх в борьбе с этой террористической группировкой», но сроки победы над ней возглавляемой им коалиции он не называет. Говорит лишь о том, что к моменту ухода его с поста президента в этих усилиях будет достигнут «значительный прогресс». «Это не огромная промышленная держава, представляющая для нас серьезные риски, — сказал президент. — Но они могут причинить вред нашему народу, нашим семьям. Так что я понимаю, почему люди обеспокоены». Сам же он, похоже, ничем особо не обеспокоен и намерен досидеть свой срок в комфорте, ничего рискованного не предпринимая.
Такова у нас перспектива на предстоящий год, переходящая от года прошедшего как пресловутая, кто помнит, «незавершенка» советских времен. Кому-то придется расхлебывать, ибо неприятности нарастают, напряжение растет, да что и говорить — война у порога…
Между тем Америка как бы ничего не видит и не слышит. «С небывалой помпой в прокат вышла очередная, седьмая серия саги “Звездные войны”. Вокруг полно сувенирной продукции всех калибров, а сам фильм обещает стать весьма успешным с коммерческой точки зрения — первый день проката, причем рабочий день, принес более 14 миллионов долларов, а общие доходы от фильма могут превысить 2 миллиарда».
«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно» (М. Ю. Лермонтов).

War

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора