Продолжение. Начало тут
Игорь знал, что уныние — непрощаемый грех. И, жертвуя летним послеэкзаменационным отдыхом, принялся бодро распределяться сам, или «свободно», как это называла комиссия.
Ему, однако, предстояло вместо вхождения во врата обивать твердые (лоб расшибешь!) и осклизло, каменно хладные пороги. Иногда обещали, иногда обнадеживали… Но неизменно обманывали. Все происходило по одному и тому же сценарию. Сперва рязанская внешность Игоря и обложка «Диплома с отличием» воодушевляли отделы кадров. Заглянув под обложку, отделы искусно изображали вид, что их ничего не смутило. А дней через пять или десять, по-прежнему иезуитски не выдавая себя, сообщали, что «рады бы», но места, к их величайшему огорчению, заняты.
– Места не заняты, а закрыты! — без иронии произнес Анекдот.
– На Западе тоже есть безработица, — пытался утешить сына отец.
– Но она редко рождена национальными признаками, — возразил Анекдот.
Утешениям он предпочитал истину.
– Что же делать? — вопрошала мама.
– Все будет в порядке. Я убежден! — отвечал отец.
Убеждения все еще цеплялись за него. Или он цеплялся за них.
– Важно, что считать порядком, а что беспорядком, — опять без иронии вторгся Анекдот. Юмор не покидал его, но порою затаивался и не напоминал о своем присутствии.
Наконец Игорю сообщили, что в школе, где мы учились, к осени освобождается место заведующего учебной частью.
– И что же? Отправиться в кабинет, где когда-то пощечина защитила нашу сестру? Пойти за ответной пощечиной?
Приятель, бывший наш одноклассник, торопливо успокоил тем, что старый директор смещен. Пусть не бесстрашием чьей-то совести, а беспробудностью собственного пьянства… но изгнан.
– Давно уж замечено, — сказал Анекдот, — что ничтожества и негодяи обожают пороки великих людей, дорожат их заблуждениями и слабостями. Ибо это то единственное, что их с великими, на внешний, поверхностный взгляд, сближает. Писака-юдофоб ненавидит евреев не просто так, не примитивно… А как Достоевский! Простите, что повторяюсь. Но общеизвестное может не терять актуальности. Стихоплет не просто напивается и хулиганит… А как Есенин! Век уже давно перешагнул через свою середину — и оказывается, что за все это время, на мой не бесспорный взгляд, в русской поэзии были два гения — Блок и Есенин. Второй провидел судьбу русской деревни, как Федор Михайлович провидел судьбу всего государства. И к нему смеют апеллировать выпивохи?!
Абрам Абрамович так завершил свое размышление и потому, что смещенный директор в состоянии подпития декламировал нестойким голосом Сергея Есенина. Других он наизусть не помнил. А может, и не читал. Обществоведение, которому он обучал, в стихах не нуждалось. Директор школы прикрывался поэтом, поскольку Ушинский и Песталоцци, к его несчастью, не выпивали.
Должность завуча обычно сочеталась с преподаванием какого-либо предмета (кстати, почему науки именуют у нас «предметами»?). А психологию школьникам вообще не преподавали. Бывший одноклассник опять заторопился утешить:
– Новый директор — прекрасная баба! И хочет, чтобы заведующий учебной частью на другие обязанности не отвлекался. То есть она для нас новый, а вообще-то прежнего выпивоху вытурили уже три года назад.
– В школе есть одно психологическое и практическое преимущество: с ней не надо знакомиться, — сказал Игорь маме, которая продолжала отчаиваться. — У нас же образование хоть и «среднее», но всеобщее. Так что я знаю, что меня ждет. Разве не преимущество?
Игорь от желания выискать — ради мамы — «преимущества» был не вполне точен. Школы, как и люди, внешне похожи: у людей головы, туловища, ноги и руки, а в школах классы, уроки, домашние задания… Но у разных людей и школ — разные характеры.
Физиономии школ определяют прежде всего «физиономии» воспитателей.
Есть люди с одним дном, есть еще и со вторым, а встречаются и вовсе бездонные. Бездонны либо благородные качества, либо подлые. У «прекрасной бабы» Веры Никифоровны бездонными были честность и прямота. Игорь, как психолог, определил это сразу.
Вначале она решила побеседовать на профессиональные темы.
– Видеть в сотнях детей своих — это редкое качество. Его у вас пока быть не может, — сказала она Игорю. — Но со временем оно появится? Как вы думаете?
– Дети ведь тоже бывают хорошие и плохие.
– Но все они — дети!
– Я не готов дать вам гарантию, — сказал Игорь. — Но понятие «любимчики», к примеру, я не приемлю. Почему за стенами школы есть люди любимые (и это, со всех точек зрения, одобряется), а внутри школы — любимчики (и это осуждено)? Что за уравниловка чувств? Почему учитель не имеет права любить одних…
– На это он право имеет, — перебила Вера Никифоровна. — Но не любить других у него права нет. Или он должен подавить свою неприязнь. Или уж, во всяком случае, ее умело скрывать… Уравниловка, я согласна, всегда вредна. Ну а воспитательная опасна втройне: отличить будущего Лобачевского от не Лобачевских — это наш долг.
Вера Никифоровна была математиком.
– Теперь скажу вам честно и прямо… — У Игоря сложилось впечатление, что она всегда так говорила. — Вам, очень способному, меня уверяли, психологу, кажется, что должность завуча для вас — это мало. — Как она догадалась? — А некоторые полагают, что сразу после университета получить такой «пост» — слишком много. Особенно же это касается тех, кто сам метит на вакантное место. Вернее, оно станет вакантным: нынешний завуч за три года устала сочетать эту каторгу с возвышенной, но мучительной миссией преподавателя литературы и русского языка (диктанты, домашние сочинения!).
Игорь понял, что завуч его школьных лет — не столько соратник, сколько собутыльник бывшего директора — тоже давно смещен.
– Видите, я не скрываю: школьные трудяги вкалывают сейчас, как на галерах. — Ее честность и прямота не иссякали. — Но вы молоды… Да еще и психолог! Это плюс: рядом со мной должен быть человек, который не лупит все в лоб, как я, а психологически тонок. В общем, я вам обещаю.
– А кто нынешний завуч? — полюбопытствовал Игорь.
– Белла Менделевна Гурович. Это я ее привела.
Игорь не успел спрятать свое удивление: Вера Никифоровна взглядом перехватила его.
– Вы не ошибаетесь, — опять в лоб, то есть прямо и честно, сказала «прекрасная баба». — Гурович тоже еврейского происхождения. Ну и что? Национальность — не достоинство человека и не его недостаток. Она вообще от него не зависит. Гордиться своим народом человек вправе, но гордиться собой за принадлежность к тому или иному народу — просто глупо. Ведь любой народ представляют гении и бездари, рыцари и подонки… Сама по себе национальность полностью ничего не определяет!
Игорю показалось, что Вера Никифоровна — «баба» мало сказать прекрасная, а уникальная.
Не только самолеты бывают «перехватчиками», но и люди: они умеют перехватывать на полдороге чужие взгляды и даже мысли, не успевшие прозвучать.
Вера Никифоровна была «перехватчиком». Как и Абрам Абрамович… Их рассуждения о «национальной политике» кое в чем показались Игорю схожими.
Анекдот как-то сказал:
– «Разделяй и властвуй» — одна из подлейших тиранских заповедей. Особенно подло: «разделяй» по национальному признаку! Такое разделение взрывоопасно по причине своей беспричинности. Вот такой парадокс. В необъяснимости ведь есть магия! «Тайна велика сия» — это от Б-га. «Тайна необъяснима и может быть рассекречена лишь враждою и кровью!» — это от дьявола.
– А сама-то Белла Менделевна захочет, чтобы одного еврея сменил другой? — спросил Игорь.
– Ну это уж чересчур! — прямо и честно отреагировала «уникальная баба». — «Хождение по мукам» вас явно травмировало.
Она, думаю, пожала бы руку многим мыслям Еврейского Анекдота.
Помню, он утверждал:
– Сталкивая в пропасть один народ, сталкивают лбами и другие народы. Цепная реакция национальной вражды неотвратима. Вот она, нынешняя чума, а не та, с которой ты, Борис, воюешь в своей лаборатории. Прости, я, кажется, вновь повторяюсь…
Через неделю, как было договорено, Игорь явился к «прекрасной бабе». Она сразу же показалась ему менее «прекрасной», чем прошлый раз. Характер ее за неделю не мог испортиться, но настроение ухудшилось явно.
– Белла Менделевна решила еще годик или полтора поработать… Завучем, я имею в виду.
– Передумала?
– Или испугалась, — честно и прямо сказала Вера Никифоровна.
– Испугалась? Чего?..
– Ну, во-первых, быть может, хочет, чтоб об уходе ее с этой должности сожалели. А для этого на смену должен прийти кто-нибудь послабей, чем она. Непонятное мне желание, но весьма частое. Вы, психолог, наверное, замечали. Впрочем, не исключено, что я заблуждаюсь.
– А во-вторых?
– Во-вторых, она, вероятно, считает — вы оказались провидцем! — что двух заметных, колоритных евреев для одной «средней» школы слишком много. По мне же, будь хоть половина или три четверти… Или ни одного! Какая разница? Какое это имеет значение?
Вера Никифоровна уставилась на Игоря столь прямо и честно, что он, как от слишком резкого света, отвел глаза.
– А в общем, я вам обещала. Обнадежила! И получается, что обманула. Только не восклицайте: «Ах, что вы? Что вы?!» Выходит, что обманула. А вас в этих «хождениях по мукам» и без меня, я уверена, много обманывали. А?..
– Много, — тоже прямо и честно ответил Игорь. — Вы сказали, что я провидец. Какой же провидец? Спешил, надеялся…
– Простите меня.
Прощать или, точней, не прощать надо было не «уникальную бабу», а уникальный режим. Уникальность ведь бывает разного качества.
Тем же летом очередь дошла до меня… В моей биографии кроме главного минуса были дополнительные. Стараясь не слишком отрываться от своих близнецов, я умудрился пройти шестилетний курс обучения за пять лет.
– Шестилетка за пятилетку? — пошутил Анекдот. — Вполне в стиле нашего общества.
Однако проректор — большой знаток марксизма-ленинизма и «национальной политики» — высказался по-иному:
– Всегда они прут вне очереди.
Он изрек это в обстановке интимной… Но доверительные высказывания чаще других доходят до тех, кому доверены не были. Комиссии доложили и о том, что на меня еще в годы студенческие уже навалились людские стрессы и психические расстройства. Распространился слух о моей загадочной способности внушать пессимистам оптимизм, а разочарованным очарование надежды и веры. Я стал не по возрасту популярным. Мои таинственные возможности обросли мифами. Меня разыскивали, ко мне записывались на прием… Завистники сразу же объявили меня знахарем и шарлатаном.
– Внушаешь оптимизм? — спросил Анекдот. — По этому поводу расскажу такую историю… Молодой поэт сочинил поэму, которую буквально распирал оптимизм. Мудрый критик спросил его: «Ты оптимист?» — «А как же!» — «Знаешь, был поэт Байрон?» — «Кто же его не знает?» — «У тебя, я знаю, попадаются неплохие стишки. Но он был гений! Ты, я слышал, избран кем-то в Союзе писателей… Но он был лорд! Ты недурен собой и, уверен, заводишь интрижки… Но он был красавец! У тебя, вероятно, сносные гонорары. Но он был миллионер! И при всем при этом был пессимист. Так что же ты, дурак, оптимист?» — Абрам Абрамович покашлял, как всегда после анекдотов, требовавших осмысления. И в который раз обратился к своей любимой цитате: — «На свете счастья нет, а есть покой и воля»… Это, Серега, нам с тобой объяснил Пушкин. Волю, то есть свободу, в силах предоставить лишь государство. Но оно не торопится. Так подари людям душевный покой. Гипнотизируй… Но не как в том анекдоте!
– В каком?
– Ты забыл? Тогда я напомню… Еврей сообщает: «К нам в местечко приехал гипнотизер!» — «А что он делает?» — «Чудеса делает!» — «Ну а конкретно?» — «Приходит к нему Рабинович, у которого такие сухонькие ножки… Он на костылях шлендрается. Гипнотизер пристально-пристально на него посмотрел: “Рабинович, брось костыли!” Представьте себе, Рабинович бросил костыли!» — «И что?» — «Разбился к чертовой матери!» — Абрам Абрамович дал мне мгновение, чтобы вникнуть в его намек. — Гипнотизируй, Серега, но так, чтобы люди не разбивались, не падали, а, наоборот, становились на ноги. В прямом и переносном…
Абрам Абрамович ощущал за меня повышенную ответственность еще и потому, что пациентов я принимал в его комнате. Выглядела она по-холостяцки неустроенной, сиротливой. Но неопрятности Анекдот как в поступках, так и в быту не допускал.
Восемь остальных комнат населяли русские люди, и все лелеяли Абрама Абрамовича, называя его Абрашей. Жить в коммунальной квартире и оставаться здоровыми — вряд ли реально. Анекдоту не давали забывать, что по профессии он доктор. Жаждать медицинских рекомендаций — извечная людская слабость. От Абрама Абрамовича соседи ждали спасительных разъяснений: касательно себя, родителей-стариков и малых детей. Анекдот и без правой руки направо и налево раздавал советы.
Но вдруг комната его превратилась в психоневрологический кабинет!
Денег я поначалу не брал. Но Еврейский Анекдот возразил:
– Моим соседям восстанавливай невосстановимые нервные клетки бесплатно: от их психики зависит и моя психика. И твоя «практика»… Но с других? Не заплатив, они не излечатся! Кто же поверит, что настоящий врач не берет за лечение?
Стремясь внушать людям надежды, я вобрал в себя столько чужого горя, что сам начал понемногу надежды терять. Но виду не подавал: нельзя же уныло лечить уныние.
– Вы дерзнули бороться с психозами без диплома? — спросил меня председатель распределительной комиссии. — Теперь дерзните с дипломом!
Меня «распределили» в психиатрическую больницу.
Первое предназначение анекдотов Абрам Абрамович, как известно, видел в том, чтобы смягчать ими драмы. Перед тем как мне предстояло отправиться в психбольницу, он попробовал влить в меня самого успокоительные лекарства.
– Такая была история… Приходит врач-психиатр в палату и предупреждает своих пациентов: «Сейчас явится новый больной и станет утверждать, что он Наполеон Бонапарт. Но вы не верьте ему. Не верьте… Потому что Бонапарт это я!» Прости за анекдот-доходягу. А вот просто дряхлый. «Врывается в палату психбольной с толстенной книжищей и восклицает: «Смотрите! Какая странная пьеса… Сотни действующих лиц. Даже тысячи!» А из коридора доносится крик санитара: «Кто спер телефонную книгу?..»
Одна из основных медицинских заповедей — не привыкать к человеческим мукам. В больнице, где я вознамерился исцелять и спасать, врачи до того привыкли к чужим страданиям, что обсуждали телевизионные передачи и новые фильмы, когда санитары вязали буйнопомешанных. Поскольку ненормальные ничего и никому не могли рассказать, местные донжуаны похотливо обхаживали медсестер не только на лестничных площадках и в коридорных углах, но и забивались с ними в процедурные кабинеты.
В тот день, когда я «заступил на должность», один тихий больной повесился на скрученной простыне. Паники и грусти по этому поводу не наблюдалось… А в буфете я услышал, как, давясь смехом и пирожком, один целитель говорил другому:
– Послушай анекдот на аналогичную тему! Приходят в гости к еврею, а он барахтается под потолком, обвязав свой живот подтяжками… Воображаешь картину! «Что ты делаешь?» — спрашивают его. «Жить не хочу! И решил повеситься!» — «Так петлю же надо на горло…» — «Пробовал, задыхаюсь!»
Буфет жизнерадостно загоготал. Анекдоты здесь рассказывали не для смягчения драм, как это делал Абрам Абрамович. Поскольку сами драмы целителей веселили.
«Не дай мне Б-г сойти с ума!» — внезапно пронзила пушкинская строка.
Анатолий АЛЕКСИН
Продолжение тут