Отчаянная попытка остановить войну

Последние дипломатические инициативы Запада в связи с украинским кризисом не произвели на американские СМИ впечатления. Статья обозревателя журнала «Форбс» Пола Родерика Грегори озаглавлена «Керри выступает в Киеве с пустозвонной речью, а Путин между тем поставляет танки, ракеты и военнослужащих». Как пишет автор, эта речь «должна была поднять настроение в Кремле. Украина ожидала услышать, что США наконец сделают что-то реальное и пришлют оборонительное оружие для отражения возглавляемого Россией натиска».

Пресс-конференция по итогам встречи Джона Керри и Петра Порошенко. Киев, 5 февраля 2015 года
Пресс-конференция по итогам встречи Джона Керри и Петра Порошенко. Киев, 5 февраля 2015 года

«Вместо осмысленных заверений на этот счет они услышали стандартные банальности администрации Обамы, — продолжает Грегори и цитирует киевскую речь госсекретаря: — “Конкретно я здесь для того, чтобы заверить вас в поддержке, дружбе и расположении президента США, нашей администрации и, что важнее всего, американского народа”». «Это не то, что Киев мог бы положить на сковородку», — иронически замечает автор.
Как он понял, «Керри настаивает, что российская война на Украине должна быть прекращена дипломатическим путем. Россия должна согласиться «отвести назад тяжелые вооружения… вывести с Украины иностранные войска и тяжелую технику… закрыть границу для переброски снаряжения и танков… уважать суверенитет Украины…»
С точки зрения Путина, замечает Грегори, Керри ждет милостей от природы, которых он не дождется.
Госсекретарь США отметил в своей киевской речи: «Мы не можем закрывать глаза на танки, которые пересекают российскую границу и устремляются на Украину. Мы не можем закрывать глаза на российских солдат в форме без знаков различия, которые пересекают границу…»
«Если США теперь держат глаза открытыми, — замечает Грегори, — то Украина может спросить: “Ну, и что же вы по этому поводу сделаете?”».
По словам обозревателя, сдается, что ничего. «Администрация Обамы, похоже, возлагает надежды на мирное урегулирование, которого Россия не желает, — пишет он. — Путин либо полностью его отвергнет, либо подмахнет и потом нарушит. Я подозреваю, что Обама предпочитает второе, ибо это позволит ему избежать трудных решений».
«Американское бездействие, очевидно, основывается на убеждении, что российская армия сильнее украинской (даже с американским оружием), что Россия ответит дальнейшей эскалацией и что Украина ни в каком смысле не победит Россию, — пишет автор. — Но дипломатического решения, которого жаждут Европа и США, не существует».
Как и ряд других американских комментаторов, Грегори цитирует статью англичанина Тимоти Эша из лондонского банка Standard, который доказывает, что вывод российской техники с Юго-Восточной Украины и прекращение помощи сепаратистам означали бы крушение путинского режима в его нынешней форме. Но если Киев примет российские условия и согласится на федерализацию Украины и предоставление сепаратистам права вето на ее сближение с НАТО или с ЕС, то это означало бы конец киевского правительства и надежд на то, что Украина будет унитарным государством.
Единственный выход, по словам Эша, это если Украина не победит Россию, но создаст ситуацию военного пата. «Но, — оговаривается он, — в этой войне Давида с Голиафом пата не может быть без реальной военной помощи со стороны США».
«Мой совет администрации Обамы, — заключает Грегори. — Больше никаких визитов американских представителей в Киев до тех пор, пока вы не решите сделать что-то конкретное, помимо разговоров о военной помощи, которая вот-вот поступит после дождичка в четверг».
Украинцам нужно перефразировать речь президента Петра Порошенко в Конгрессе, чтобы вместо «мы не можем выиграть войну одеялами» в ней звучало: «Мы не можем выиграть войну пустозвонством».
Джеффри Смит одновременно напечатал в журнале Fortune статью под заголовком «Путин на грани победы на Украине?».
«Украина проигрывает войну и разваливается экономически, — начинает автор, — а Запад, судя по отчаянной франко-германской мирной инициативе, еще более расколот в этом вопросе, чем всегда».
По словам Смита, оптимисты посчитают это очередным образчиком тактики хорошего и плохого следователя, которую ЕС и США иногда пытались применить, для того чтобы обуздать амбиции российского президента Владимира Путина на Украине. Но в действительности, по его словам, все обстоит гораздо хуже. Ангела Меркель и Франсуа Олланд ехали в Москву с очень слабыми картами.
«Единственным, что разваливается быстрее, чем линия фронта на востоке Украины, является ее экономика, и главные европейские державы не торопятся подпереть ни ту, ни другую. Ни Германия, ни Франция не хотят слать Украине оружие, чтобы она могла себя защитить, и ни та, ни другая не хотят слать деньги, для того чтобы подпереть правительство, которое после прихода к власти в прошлом году сделало очень мало для борьбы с хронической коррупцией».
Это значит, что единственным способом повлиять на Россию и заставить ее прекратить поддержку сепаратистской войны остается угроза дальнейших санкций, замечает автор. Проблема в том, что эту тактику стреноживают разногласия в рядах ЕС. Слитые в прессу документы свидетельствуют о том, что следующий раунд «ограничительных мер», планируемый Евросоюзом, всего-навсего добавит к санкционному списку несколько чиновников среднего звена и ряд государственных компаний. Этим ограничится ответ ЕС на массированное наступление, которое началось с артиллерийского обстрела Мариуполя.
По словам автора, хотя американские дипломаты говорят, что Меркель и Олланд ездили в Москву с благословения Вашингтона, разница в их подходах очевидна. И контролируемый республиканцами Конгресс, и назначенный Обамой новый шеф Пентагона Эштон Картер гораздо больше склонны снабжать Киев оружием, чтобы повысить цену, которую платит Москва за помощь сепаратистам.
Будучи в Киеве, госсекретарь Керри высказался в таком же духе, хотя и гораздо менее определенно, чем хотелось бы хозяевам. Меркель же, с другой стороны, на днях снова заявила Порошенко в Киеве, что она категорически против «военной эскалации».
Между тем, замечает Смит, в тот же день гривна потеряла почти половину своей стоимости, после того как Национальный банк Украины, почти истощивший свои инвалютные резервы, был вынужден прекратить поддержку национальной валюты. В результате потери Крыма и разрушений в Донбассе, где находится много промышленных предприятий, объем экономики Украины сократился в прошлом году на 6,7%. В этом, как считают, он сократится еще на 4%.
По выкладкам МВФ, чтобы избежать банкротства, Украине потребуется по крайней мере 15 млрд долларов, замечает автор статьи в Fortune.
У России, с другой стороны, дела, похоже, идут на лад, пишет Смит. Ее экономика и финансовые рынки почувствовали, что худшее, может быть, уже позади. Их окрылило повышение цен на нефть и энтузиазм, с которым иностранные инвесторы встретили в начале недели выброс на рынок акций супермаркетов «Магнит» на сумму 150 млн долларов. Правда, уровень инфляции в России достиг в январе 15,9%, замечает автор, но это, кажется, не уронило путинского рейтинга.
«Все стороны объяты пессимизмом, — писало агентство «Блумберг» накануне визита Меркель и Олланда в Москву. — Меркель видит мало шансов переубедить Путина. Деятели администрации Обамы говорят, что помешать пророссийским сепаратистам захватить еще большую территорию практически невозможно. А в Москве политики все больше склоняются к мнению, что разоренные войной Донецк и Луганск в конечном итоге отделятся от Украины».
«Саммит по Украине закончился неудачей», — резюмировало агентство в субботу.

Ангела Меркель, Владимир Путин и Франсуа Олланд на встрече по Украине в Москве, 7 февраля 2015 года
Ангела Меркель, Владимир Путин и Франсуа Олланд на встрече по
Украине в Москве, 7 февраля 2015 года

«Прорыва не было, — заявил Йорг Форбриг из берлинского Фонда Маршалла. — Украина не может выполнить требования Путина. После провала этих переговоров военная помощь Украине делается более вероятной, как и то, что мятежники перейдут сейчас в наступление».
Ряд изданий высказали предположение, что главная цель поездки Меркель в Москву (куда раньше ее было не затащить на канате, поскольку она считала, что ее визит лишь возвысит Путина) заключалась в том, чтобы повлиять на Вашингтон, в котором все больше поговаривают о вооружении Украины, и пресечь эти разговоры в зародыше.
Я лично не сомневался, что никакого оружия Обама украинцам не даст, как не дал его сирийским повстанцам, но Меркель, очевидно, знает Обаму хуже меня. Ей совершенно не нужна большая война на задворках Европы, поэтому она помчалась после Москвы в Вашингтон, чтобы продолжить попытки разрешить кризис мирным путем. Эти попытки бесполезны, о чем она не может не знать, но цель ее была другая: отговорить Обаму от военной помощи Киеву.
Отговаривать его и не надо, но Меркель помогла Обаме, создав предлог в дальнейшем отказать Украине, дескать, мы тут посовещались с ребятами и вместе решили, что новое оружие лишь подольет масла в огонь.
На их совместной пресс-конференции Обама объявил, что пока не принял решения о поставке на Украину оборонительного оружия, но может его поставить, если дипломатическое решение не сработает.
Не сработает. Не поставит. Хотелось бы оказаться неправым.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора