Креплах и каббала. Недельная глава Торы «Аазину» Рош Хашана

48788732_50026065Большую часть раздела «Аазину» составляет песнь, в ярких метафорических образах которой отражено гармоничное единство Творения. Прошлое, настоящее и будущее сплетаются в единый поток истории. Перед взором Моше открывается вся реальность, в которой нет противоречий, где события разных эпох дополняют и раскрывают друг друга. Вначале Моше призывает Небо и Землю в вечные свидетели тех несчастий, которые постигнут евреев, если они изменят Б-гу и Торе. В песне последовательно раскрываются пять главных исторических тем: 1) Б-г создал мир, для того чтобы все населяющие его народы стремились к выполнению Его воли, и посредническая миссия была возложена на евреев; 2) Б-г дал сынам Израиля Святую Землю, чтобы они служили Ему с радостью, пользуясь материальным изобилием, но они, неблагодарные, взбунтовались; 3) Еврейский народ заслужил полное истребление, но Б-г проявил милосердие и ограничил наказание их изгнанием из Эрец Исраэль; 4) В конце дней евреи будут спасены; 5) Моше ярко описывает предстоящую эпоху спасения еврейского народа, восстановления его престижа и наказания его врагов. В конце раздела Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.

***

«И говорил Моше всему собранию Израиля слова песни этой до конца…» (31:30).
Есть ли в мире другая религия, которая гармонично сочетала бы в себе каббалу и креплах? Есть ли какая-нибудь другая вера, где на одном полюсе — «а идише маме», плотно опекающая свое еврейское чадо, а на другом — молитвы, обращенные ввысь, к «Отцу нашему небесному».
Иудаизм уникален тем, что он охватывает все грани бытия — от самых приземленных до запредельно святых.
Некоторые религии проповедуют глубокие идеи (обычно заимствованные из иудаизма), но ни одна из них не может претендовать на универсальность. Будни простых людей остаются за пределами их концепций.
Дотошность иудаизма, его внимание к «житейским мелочам» нередко удивляют и даже раздражают: «Рабби, мне трудно поверить, что Б-гу есть дело до того, какой ботинок я надеваю вначале — правый или левый».
На это есть простой и логичный ответ. Если мы верим, что Б-г создал этот мир со всем, что его наполняет, и что Он постоянно, каждую секунду поддерживает его существование, значит, Ему должно быть до всего дело, абсолютно до всего, до каждой мелочи. Иначе, если бы какие-нибудь элементы бытия, включая самые «мелочные», остались без Его внимания или оказались излишними, мы могли бы обвинить Его («халила ве-хас») в вопиющей халатности.
Каждый элемент творения связан тем или иным образом с Его изначальным планом. «Ненужных» элементов в этой грандиозной системе просто нет; они невозможны с теологической точки зрения.
Сегодняшний раздел называется «Аазину» — «внемлите», «слушайте». Этот раздел написан в виде песни.
Сама Тора — это песня. А из песни, как известно, слов не выкинешь. Слова должны соответствовать музыкальному ритму и мелодии. Здесь ни один элемент не лишний.
Тора — это музыка, а все музыкальные произведения — от мистически заунывных напевов афганских пастухов до французских шансонов — имеют нечто общее. Это гамма нот.
Музыкальные ноты расположены лесенкой от самой низкой до самой высокой. Такой порядок не случаен. Каждая лестница соединяет низ и верх. Ни одна лестница не прерывается где-то в середине.
Подобно музыкальной «лесенке», соединяющей нижние и верхние ноты, песнь Торы тоже соединяет — нижние миры с мирами верхними. Она сводит воедино креплах и каббалу.

Суд идет

Суббота, в которую читается раздел «Аазину», следует в этом году сразу после двухдневного праздника Рош Хашана. Этот шаббат называется Шува, по первому слову афторы, дополнительного чтения из Книги пророков: «Шува, Исраэль, ад а-Шем Элокеха, ки хашалта ба-авонеха» — «Вернись, Израиль, к Б-гу, Господу твоему, ибо споткнулся ты о свою вину…»
Шаббат Шува — первая суббота нового года — задает тон всем будущим субботам и является стержнем Десяти дней раскаяния, соединяющих Рош Хашана и Йом Кипур. Не случайно его называют также «шаббат тшува» — «суббота раскаяния». От того, как мы проведем его, во многом зависит окончательный приговор, который будет вынесен каждому из нас в Судный день.
В отличие от общегражданского Нового года, введенного христианами, Рош Хашана отмечается не брызгами шампанского, а строгими продолжительными молитвами. Неправильно желать в Рош Хашана «Хаг самеах!», потому что Рош Хашана — не веселый праздник, это День суда, точнее два дня суда, когда Небесный трибунал, возглавляемый самим Б-гом, судит все человечество, целые народы, страны и каждого человека в отдельности. Приговор выносится на весь год вперед — до следующего Рош Хашана: кому жить — кому умереть, кому в воде — кому в огне, кому от болезни — кому в теракте…
Суд — это первая тема Рош Хашана. Вторая же тема, вытекающая из первой, — это коронация Творца вселенной. Он создал мир 5775 лет назад, как раз в этот день и воцарился над ним. Точнее, согласно традиции, мир был создан несколько раньше: 25 числа месяца элула, а 1 тишрея, в Рош Хашана, на свет Б-жий появился человек — существо, наделенное разумом, свободой выбора и способностью самостоятельно признать Б-га повелителем вселенной. Вот почему мы говорим, что Рош Хашана — это день коронации Б-га, день, когда мы в очередной раз провозглашаем Его своим Владыкой и выражаем в молитвах страстную надежду, что вскоре все люди, все человечество признают Б-га абсолютным и безраздельным Властелином вселенной.

«Где ты был раньше?!»

Рассказывают такую историю. Бердичевский ребе должен был вести молитву в Рош Хашана. Он громко произнес первое слово «а-Мелех» и тут же упал без чувств. Позже, придя в себя, он так объяснил случившийся конфуз. Ему вспомнился в тот момент исторический эпизод двухтысячелетней давности, рассказанный в трактате «Гитин» Вавилонского Талмуда. Римляне, возглавляемые генералом Веспасианом, штурмовали мятежный Иерусалим. Из осажденного города чудом выбрался великий мудрец раббан Йоханан бен Закай. Когда солдаты привели его к Веспасиану, он обратился к римлянину со словом «император». «Если я император, — грозно сказал Веспасиан, — то почему ты не пришел ко мне раньше?»
«То же самое произошло и со мной, — объяснил Бердичевский ребе, — как только я сказал “а-Мелех” — “о, Царь!” — мне вдруг подумалось: если Б-г действительно Царь, то почему я ждал до самого Рош Хашана, чтобы признать этот факт? Почему не присягнул ему на верность раньше? И мне стало так стыдно и так страшно, что сознание на время покинуло меня».
Конечно, нет смысла ждать до самого Рош Хашана, чтобы признать Б-га Владыкой вселенной. Но раз уж мы не сделали этого раньше, то лучше всего наверстать упущенное именно в день Его коронации. Лучшего повода и не сыщешь. И если кому-то станет очень стыдно за себя, за свои плохие поступки, стыдно до потери сознания, то тем лучше для него. Ведь это и есть главная цель еврейского Нового года.
Да будем все мы записаны в Книгу жизни, мира и процветания!
Шана това!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора