Щедрость и милосердие помогают отсрочить смерть. Недельная глава Торы «Ваехи»

Содержание раздела
Прожив семнадцать лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в семейной усыпальнице «Меарат а-махпела» в Хевроне. Йосеф приводит к больному отцу сыновей Эфраима и Менаше, и Яаков объявляет их своими сыновьями. В результате Йосеф и его потомки получают двойную долю наследства вместо старшего брата Реувена.
Несмотря на возражения Йосефа, Яаков благословляет первым его младшего сына Эфраима, от которого произойдет Иегошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну и покоритель Эрец Исраэль. Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и дает им предсмертные благословения и напутствия.
Яаков умирает в возрасте 147 лет. Грандиозный похоронный кортеж отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но он успокаивает их и обещает дальнейшую материальную поддержку им и их семьям.
Перед смертью Йосеф предсказывает братьям, что Б-г выведет их потомков из Египта, и просит, чтобы при Исходе евреи забрали с собой его останки. Йосеф умирает в возрасте 110 лет; его набальзамированное тело кладут в саркофаг. Так завершается книга «Берешит», первая в Пятикнижии.
* * *
«И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет…» (47:28).
Почему Тора, столь лаконичная и скупая на детали, сообщает нам, сколько лет Яаков провел в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем стих из «Мишлей», Притчей царя Шломо: «На пути благотворительности (цдака) — жизнь, и нет смерти вдоль ее стези» (12:28).
Царь Шломо воспевает здесь благотворительность и обещает за нее долгую жизнь. Цдака несет спасение душе и телу; она способна изменить неблагоприятную судьбу, предсказанную звездами. Известно, что по звездам можно определить будущее человека, его участь. Эта астрологическая концепция называется в иудаизме словом «мазаль», выражающим одновременно созвездие, судьбу и счастье.
Предопределенность — вполне еврейское понятие. Фраза из сегодняшнего раздела «И подошли дни Исраэля к концу…» означает, что приблизился момент, когда нашему праотцу Яакову-Исраэлю было суждено умереть. Те же слова «и подошли дни» употребляются в Торе применительно к Моше-рабейну и царю Давиду.
Но хотя срок нашей жизни отмерен по мазалю, Всевышний может изменить его, продлить или, наоборот, сократить жизнь по Своему усмотрению. Тезис царя Шломо «на пути благотворительности — жизнь» означает, что человек может получить добавку к своим годам в награду за щедрость, бескорыстие и доброту. Такой добавки удостоился, например, талмудический персонаж Биньямин а-Цадик. Он распоряжался фондом пожертвований и однажды в разгар голода предупредил бедную женщину, что в фонде не осталось денег. Женщина сказала, что ей и ее семерым сыновьям будет нечего есть, и тогда он взял на себя заботу об этой семье — кормил их за свой собственный счет. Когда пришел смертный час Биньямина, ангелы стали настойчиво ходатайствовать перед Б-гом о продлении жизни праведнику в заслугу той помощи, которую он оказывал бедной семье. Б-г удовлетворил эту просьбу, и Биньямин прожил еще двадцать два года.
Если цдака способна добавить жизнь человеку, тем более она не сократит ее, как сказано во второй части приведенного изречения: «…и нет смерти вдоль ее стези», а также в другом стихе из «Мишлей»: «у-цдака тациль ми-мавет» — «а цдака спасает от смерти» (10:2). Мудрый царь Шломо учит нас, что милосердие и щедрость надежно защищают человека от преждевременной смерти.
Но что же такое благотворительность, или, выражаясь современным языком, филантропия? Это материальная помощь тому, кто нуждается в ней. Еврейская традиция делит благотворительность на несколько уровней, которые нарастают по степени важности.
Самый низкий уровень — дать пруту (мелкая монета, милостыня) нуждающемуся нееврею. Это даже не цдака в буквальном смысле, а средство поддержания социального мира, поскольку перед неевреями у нас нет никаких материальных обязательств.
Вторая ступень — помощь бедному еврею из другого города. Следующая по важности мицва — оказать помощь нуждающемуся еврею в своем городе. Затем идет заповедь, повелевающая поддержать бедного родственника, свою плоть и кровь. Еще важнее — обеспечивать своих собственных маленьких детей. И, наконец, высшая степень благотворительности — помогать своим родителям. На этом уровне заповедь цдаки сочетается с обязанностью почитать отца и мать, одной из Десяти заповедей («Чти отца и мать, дабы продлились дни твои на земле»).
Здесь требуется уточнение. Заповедь почитания родителей вознаграждается долгой жизнью независимо от того, богаты они или бедны. Но если они нуждаются в деньгах или в уходе, то заботливый сын или дочь зарабатывают себе дополнительные годы жизни сразу по двум «счетам»: за мицву почитания и за мицву благотворительности высшего разряда.
На самом деле помощь престарелым родителям — это форма возвращения долга за свои детские годы, когда трудоспособные родители содержали маленького сына или дочь. Получается классический пример известного принципа Торы: «мера за меру». Только в данном случае он осуществляется не Б-гом, а самими людьми. (Популярная в России поговорка «Дети — не сберкнижка» отвергается еврейской традицией.)
Теперь вернемся к первой фразе сегодняшнего раздела. Последние семнадцать лет, прожитые в Египте, Яаков находился на полном иждивении у своего сына Йосефа, могущественного египетского правителя. Йосеф кормил отца и всю семью фактически за те семнадцать лет, которые он сам жил на всем готовом в доме Яакова (как сказано в разделе «Ваешев», «семнадцать лет Йосеф пас с братьями своими мелкий скот») до того, как братья продали его в рабство. Получается точная «мера за меру»: семнадцать лет за семнадцать.

Спасибо, мне лучше
«И известили Яакова, и сказали: «Вон сын твой Йосеф идет к тебе». И собрался с силами Исраэль и сел на постели» (48:2).
В талмудическом трактате «Недарим» сказано, что если больного навещает его «бен-гиль» (человек, родившийся под тем же созвездием), тот избавляется от одной шестидесятой части своей болезни.
Вильненский Гаон поясняет: хорошо известно, что из всех сыновей Яакова только Йосеф был его бен-гиль. Не случайно у них было много общего. Как объясняет Раши в разделе «Ваешев», они были внешне похожи, и судьбы их в чем-то перекликались: Яакова ненавидели — и Йосефа ненавидели; Яакова хотел убить его брат — и Йосеф тоже чуть не стал жертвой своих братьев.
Эта информация поможет нам разобраться в приведенном стихе. Но вначале вспомним, что каждой еврейской букве соответствует цифра (алеф — 1, бет — 2… каф — 20 и т.д.). Числовая сумма букв в слове называется гематрией, которая часто используется в толковании скрытых значений Торы.
«Вот сын твой…» — говорят Яакову. Слово «ине» (вот) имеет гематрию 60 (эй + йод + нун + эй), а гематрия «постели» (а-мита), на которой сел Яаков, услышав это сообщение, составляет 59. Яаков настолько ослаб от болезни, что не мог даже сидеть, но как только пришел Йосеф, бен-гиль Яакова, одна шестидесятая часть недуга ушла, оставив ему пятьдесят девять частей. В результате Яаков почувствовал себя немного лучше и даже смог сесть на постели. Вот почему посещение больных считается такой важной заповедью в иудаизме.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора