Россия как экспортер. Кроме нефти и газа

Так случилось, что в моем компьютере рядом оказались статьи трех эрудитов о России. Двое из них — уже давние эмигранты, один вполне освоился в Париже, другой в Берлине. Третий недавно эмигрировал в США. Что все статьи объединяет, так это ощущение безнадежности при взгляде на Россию. И с ними не поспоришь, но я хочу дополнить их видение еще одним аспектом.

Понимая, что не могу изменить народ, предпочел сменить страну
Начну со статьи парижанина Александра Браиловского «Страна подкованных блох». Читатель при желании легко найдет ее в Интернете, я же коснусь ее содержания кратко, выделив отдельные моменты. Прежде всего процитирую, на мой взгляд, главный для всех нас тезис: «Те соображения, которые вынудили меня, как и многих других, в свое время покинуть эту страну, совершенно не утратили актуальности». Проследив события от горбачевской перестройки до последних лет, автор констатирует: «Я считаю, что отъезд из России — в неизвестность, в чужую страну, с гуманитарной профессией, привязанной к русскому, а не к какому-либо другому языку (он окончил Литературный институт им. Горького. — С.И.), с полным пониманием того, что жизнь придется начинать заново, с уровня, возможно, ниже нулевого, — был самым правильным поступком в моей жизни. Было очевидно, что придется очень трудно. Но оставаться в России больше не хотелось, потому что к этому времени стало ясно: то, чего я не приемлю в России, в ее народе, в образе мышления и образе жизни этого самого народа, является не отдельными недостатками, как думали многие, а сущностью этой страны и ее народа. И, понимая, что не могу изменить народ, предпочел сменить страну».
«Да, да, я знаю, — спохватился обстоятельный автор, — что нехорошо хаять целый народ… В России живут миллионы чудесных людей — благородных, добрых, работящих и талантливых. Но очевидно, что не они определяют образ жизни этой страны, потому что их, судя по всему, слишком мало. И в этой стране им живется хуже всех».
Где-то и у Войновича, мне помнится, была фраза, что люди-то хорошие — народ поганый. Добавлю в связи с этим, что, увы, не на людей всегда в России опиралась и теперь опирается власть, а на народ. Вот и в наши дни в Москве люди шли протестовать на Болотную, а народ «за Путина» по-советски организованно повезли на Поклонную.

Все, о чем сейчас мечтает оппозиция, у народа уже было
Много еще бесспорных мыслей и доводов содержится в статье Браиловского, но пора мне перейти к другой, не менее интересной. Это статья Юрия Нестеренко, выпускника факультета кибернетики МИФИ с красным дипломом. Нестеренко много моложе парижанина и берлинца, но прочитайте его статью «Исход» (которую также найдете в Интернете) и увидите, насколько глубоко он постиг историю России, ее суть и нынешнюю ситуацию. Он к тому же талантливый поэт. Главную тему его поэтического творчества представлю двумя парами строк из стихотворения 1995 года:
Мой друг, отчизне посвящать
что бы то ни было нелепо,
Она сожрет и не заметит,
лишь облизнет свои клыки…
.  .  .
Кровосмесительный кошмаp,
ублюдок Азии с Евpопой,
Он послан миру в назиданье,
жестокий и несчастный зверь…
«Дело в том, — пишет Нестеренко в упомянутой статье, — что Россия — это безнадежное болото, в котором вязнут светлые и прогрессивные начинания. Это страна, народ которой — за редчайшим исключением — испытывает искреннюю ненависть и отвращение к свободе, причем, вопреки тезису Маркса, в первую очередь — к своей собственной…
Народ, глубоко презирающий чувство собственного достоинства, интеллект («ишь, умный выискался!»), вообще личность как таковую, ненавидящий всякого, кто выбивается из среднестадного уровня (причем успех, достигнутый талантом и трудом, вызывает куда более злобную зависть, чем простое везение типа выигрыша в лотерею), считающий пороком само желание жить независимо и в достатке, а добродетелями, соответственно, тупую стадность и покорность»…
«Разумеется, — пишет он далее, — я ни в малейшей степени не оправдываю власть и не пытаюсь снять с нее ответственность. Российская власть вообще совершенно ублюдочна, а уж нынешняя достигла таких пределов самой беспардонной гнусности, что на ее фоне даже партаппаратчики брежневского застоя кажутся людьми, не лишенными хоть какой-то совести и принципов. Но власть — это <…>  голова гидры… А туловище <…> освобожденное от головы, не станет благодарить за освобождение, а тут же вырастит новую голову, еще гаже предыдущей».
Вспоминая 1990-е годы, Нестеренко сетует: «Все, о чем сейчас мечтает оппозиция, у народа уже было <…> народ, имея все это, сам добровольно спустил все свои свободы в путинский сортир и обеспечивает злобным кремлевским карликам рейтинг за 70%»…
В Интернете, он пишет, цитируют его стихи и восклицают: «Если в России есть еще такие люди <…> значит, не безнадежно». «Так вот, господа, меня в России больше нет — и не будет. Я сделал этот выбор и призываю к тому же всех честных и талантливых, да и просто вменяемых людей, все еще там остающихся. Уезжайте. Уезжайте ради самих себя; у кого есть или планируются дети — тем более, вы просто обязаны спасти их от этой проклятой страны… Они никогда не простят вам, зная, что вы могли уехать и не уехали. А вы никогда не простите себе, глядя, как тупые российские жернова перемалывают их жизни следом за вашими».
А как же русский язык, культура? «У нас есть все возможности их сохранить. Это в относительных цифрах нас, в лучшем случае, процентов пять. Но в абсолютных — это несколько миллионов человек… Это больше, чем многие народы, имеющие собственные государства. Можно ли сохранить свою культуру в рассеянии? У евреев получилось, а ведь они находились в гораздо худших условиях».
Тут мне приходит в голову мысль: евреям так трудно далась эмиграция из СССР и все крики «Отпусти народ мой!», поддержанные Западом, так долго игнорировались советским руководством — не только потому, что ему жаль было расставаться с евреями (коих, хоть и мало, но они везде), а еще и потому, что отчетливо предвидели, что вслед за евреями непременно двинутся из страны другие, в том числе, конечно, и русские.

Уезжайте!..
Берлинец Игорь Шестков окончил мехмат МГУ, работал в науке, писатель, художник. В его статье «Только метафоры», опубликованной в журнале «Литературный европеец» №165, кроме констатации безобразий путинской России, находим упрек живущим в ней: «Если ты можешь в ней жить, если ты не задыхаешься от имперской вони, то ты автоматически — часть этой мясорубки!» «Уезжайте!», — призывает он в статье «Корыто», опубликованной в следующем номере журнала, ибо «Россия безнадежна. Никакими усилиями — ни индивидуальными, ни коллективными — не изменить ее подлой сути. Бандиты, воры и холуи чувствуют себя в ней, как рыба в воде. Добрые и честные люди всю жизнь в ней страдают. Зачем?»
«Россия есть зло, причем — мирового масштаба», — это опять из статьи Нестеренко, и здесь я с ним в основном соглашусь. «Зло должно быть уничтожено», — продолжает он, а вот здесь возражу: зло отнюдь не абсолютно и в мировом масштабе оно порой может обернуться даже благом. Если не для России, то для окружения. Пришло мне время представить тот аспект, который анонсирован в первом абзаце и представлен заголовком этой статьи: Россия — может быть, это ей на роду написано — издавна поставляет благополучным странам своих лучших уроженцев. Этот ее экспорт для нас, пожалуй, поважнее нефтяного и газового, ибо мы сами его предмет.
Не буду перечислять имена выдающихся личностей, родившихся в пределах России, а прославившихся после эмиграции в зарубежье, ибо речь идет о многих миллионах, уже более ста лет бегущих из России, главным образом в Америку, Западную Европу и Израиль от погромов, притеснений и репрессий. Миллионах, обретающих свободу и лучшую жизнь, а принявшим их странам и народам приносящих не просто пользу своими знаниями, опытом и трудовыми навыками, но нередко и прорывами в культурном и научно-техническом развитии. Спасибо хоть за этот экспорт…

Верхи все могут
А что там теперь? Революционная ли там ситуация? Думаю, что нет. Плакат «Путин, уходи», вывешенный оппозицией напротив Кремля, провисел там лишь немногим более часа. По Ленину, мы помним, революционная ситуация наступает тогда, когда верхи чего-то не могут, а низы не хотят. В путинской России верхи все могут, и что хотят, то с низами и творят, а низы… да кто их там спрашивает! Вот, например, обязали школьных учителей явиться на пропутинский митинг, и явились, иначе ведь уволят. Рабочих могут посадить в электричку и повезти на митинг в Москву. Образно говоря, за бутылку. Такой вот народ, такие массы, и поднять их малочисленной оппозиции, к тому же раздираемой внутренними распрями, на данном историческом этапе, наверно, не удастся.
Путинская пропагандистская машина умело навязывает народу антиамериканизм. Оттуда, дескать, все напасти, включая оппозицию.
И задуренный народ вопрошает: «Если не Путин, то кто?» Вроде уж и нет ему замены. «Кто, кто? Конь в пальто!» — ответить бы ставшей там популярной присказкой. И действительно, любой конь в обличье президента мог бы успешней Путина пахать, если бы был в России парламент, который «для дискуссий», и было бы гражданское общество, способное выделять из своей среды наиболее адекватных лидеров.
В наши дни Путин с компанией своих подголосков перехватил у оппозиции даже ее лозунг «За честные выборы», и, судя по всему, под этим лозунгом он 4 марта снова победит. И пойдет на третий срок, а вернее — на четвертый, ибо бутафорский медведевский срок — это тоже был, несомненно, его. А предстоящие выборы, конечно же, нечестные — прежде всего потому, что оппозиция к выдвижению кандидатов в президенты не была допущена. Как там будут манипулировать бюллетенями и как будут их считать, уже не так важно, и чем больше будет наблюдателей, в том числе европейских, тем удобнее будет Чурову объявить выборы беспрецедентно прозрачными и честными. Запад немного поворчит и проглотит.

Что будет дальше? Число разочарованных граждан, покидающих Россию, возрастет, так что волны эмиграции, очевидно, будут нарастать. Препятствий им со стороны российских властей не будет, власть с удовольствием проводит недовольных, они ей не нужны. Наоборот, пусть уезжают — скатертью дорога! Выходящих на протестные акции соответственно будет становиться все меньше. А нефть неисчерпаема, цены на нее растут, больше режиму для стабильности ничего не надо. Так пройдут, наверно, годы. До чего-то экстраординарного, что сможет Россию всколыхнуть. Какой-то гул внутренних напряжений там ощущается. Как перед землетрясением.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 11, средняя оценка: 4,64 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

4 комментариев к “Россия как экспортер. Кроме нефти и газа

  1. Я добавлю еще одну статью-интервью http://www.apsny.ge/interview/1241408655.php
    Господин Мельникофф пишет, что моральных уродов в России не менее 60 — 70 процентов. Последняя цифра (70%) подтверждается опросами
    — 70% россиян считают, что “по уровню культуры и цивилизованности русские люди превосходят остальные народы мира”, (Данные ВЦИОМ, декабрь 2000г.). Если учесть, что среди опрошенных был какой-то процент инородцев, да еще какой-то процент русских, которые не знают значения слова цивилизация, а так как слово иностранное, то решили, что это что-то плохое и ответили отрицательно, то процент уродов среди собственно русских будет гораздо выше 70 процентов.

  2. Есть еще один вид экспорта из России и, я считаю, что это наиболее справедливый вид экспорта, т. к. зарабатывают на этом не Кремль, а простые люди, работающие в этом бизнесе. Вот отрывок из полемики беглово прес-секретапя сирийского муфтия Абд Аль-Джалил Саидом с председателем российского общества дружбы с арабскими странами Вячеславом Матузовым , где пресс-секретарь затрагивает этот русский экспорт:
    Мутузов: “Позвольте мне кое-что вам объяснить: У России нет никаких интересов в арабском мире. Российские товары не продаются на улицах и на рынках арабского мира”.
    Саид: “Арабские улицы наполнены русскими проститутками, а не русскими продуктами”.
    Видио можно посмотреть http://www.memri.org/clip/en/0/0/0/0/0/0/3316.htm
    На русском языке
    http://postskriptum.me/2012/02/16/mutuzov/2/

  3. Вот еще статья на ту же тему.
    Тьма-родина.
    …матьматьматьматьматьматьма…
    (А. Вознесенский)
    Недавно наткнулся на очередной выпуск программы Сергея Минаева «Честный понедельник» по НТВ – и попал на жаркую дискуссию о Сталине с участием, разумеется, Александра Проханова, Сергея Кургиняна – с одной стороны – и политолога Полякова, адвоката Борщевского – с другой. Типовой дискуссионный комплект. Поводом для полемики послужила станция метро «Курская-кольцевая», где недавно восстановленная строка о Сталине обогатилась строкой о Ленине, а некий именитый архитектор вполне допустил восстановление памятника отцу народов в холле станции – чтобы стало совсем «как было у художника».
    Проханов утверждал, что имя Сталина – это народная святыня и знамя столь желанной модернизации. То есть, по Проханову, для модернизации в России необходимы централизм и кнут. И вот что я, грешный, подумал: а ведь так и есть.В других, цивилизованных, странах в ХХI веке они для модернизации не нужны и даже вредны. Там для развития необходима как раз свобода, инициатива, самоуправление. Но Россия с ее вечным азиатским способом производства – совершенно особый случай. Проханов прав. Без централизма и кнута она не встрепенется.
    Но Проханов чуть-чуть не договаривает. Возможно, знает, но не договаривает. Ведь что он сказал? Он в горячке спора обмолвился, что десталинизация, борьба со Сталиным есть борьба с самой Россией. Не ручаюсь за дословность, но смысл тезиса был именно такой. Вот и получается, что Сталин – это сама суть России. Не нечто к ней прилипшее, как грязь, а сама ее суть. Если это осознать, то становится понятен страшный смысл известной поговорки: метили в большевизм-сталинизм, а попали в Россию. Потому-то и попали, что это есть одно целое, как душа и тело.
    Сталин – это квинтэссенция России, максимум всех ее смыслов. Ну, в самом деле. Централизация власти при Сталине – наивысшая во всей российской истории. Всегдашняя социалистичность государства российского, зыбкость института частной собственности Сталин довел до ненависти к частной собственности и почти полного ее отрицания. Презрение к «людишкам», к их жизням, готовность расходовать их в любом количестве во имя «великих целей» сталинская система подняла на невиданную высоту, недосягаемую для иванов грозных и петров первых. Кстати, Сталин – это симбиоз Ивана Грозного и Петра Первого, архетип российского властителя: изоляционистский деспотизм плюс палочная модернизация.
    Всю статью можно прочитать http://www.velesova-sloboda.org/right/shiropaev-tma-rodina.html

Обсуждение закрыто.