Последний дом

«И будет та кровь для вас знамением на домах, в которых вы пребываете…» (12:13).
Один ученый нееврей, знаток Священного Писания, спросил раввина: «Почему вы, евреи, до сих пор надеетесь построить Третий Храм? Разве не сказано у пророка Хаггая во второй главе: «Больше будет слава Дома (Храма) этого последнего, чем Первого»? Ведь речь идет о Втором Храме. Раз пророк называет его «последним», значит, третьего не будет. И это не единственный пример. Я могу процитировать еще ряд мест из Библии, где Второй Храм называется “последним Домом”».
Раввин ответил: «Слово «ахарон», употребляемое во всех этих случаях, включая приведенный вами отрывок, может означать на святом языке не только «последний», но и «второй» или «другой», если ему предшествует слово «первый». Так и у Хаггая речь идет о Втором Доме, а не “последнем”».
Хотите доказательство? Пожалуйста. В книге «Шмот» (Исход) Б-г обращается к Моше у несгорающего куста с такими словами: «Если они (сыны Израиля) не поверят тебе и не внемлют первому знамению, то поверят второму («ахарон») знамению. И будет: если не поверят они и двум этим знамениям и не будут слушать, что ты говоришь, — ты возьмешь из Нила воды и выльешь на сушу — и вода, которую ты возьмешь из Нила, станет кровью на суше» (4:8–9). Видите, слово «ахарон» означает здесь не «последний», а «второй» — второе знамение, после которого Б-г говорит еще об одном знамении, третьем по счету.
Тора обращается ко всем эпохам и странам. В ней закодированы все вопросы и ответы на них. В сегодняшнем разделе сказано: «И будет та кровь (пасхальной жертвы) для вас знамением на домах». Другими словами, если превращение нильской воды в «кровь на суше», которой Моше должен был подкрепить свою миссию в качестве третьего знамения после первых двух, помогает объяснить значение слова «ахарон», то «кровь на домах» — это знак или, если хотите, косвенное доказательство того, что под словами «байт ахарон» пророк Хаггай имел ввиду не последний, а второй Дом Г-спода, на смену которому обязательно придет Третий Дом — Третий Храм.

Маца и мицва
«И берегите опресноки (мацот), ибо в тот самый день Я вывел ополчения ваши из страны Египетской» (12:17).
В простом смысле призыв беречь мацу означает, что во время ее приготовления надо проявлять повышенное внимание и осторожность; ведь даже малейшая задержка или попадание влаги приведут к образованию закваски.
Однако употребляемое в стихе слово «мацот» можно прочесть и как «мицвот». Тогда смысл стиха полностью меняется. Если какая-то мицва, заповедь, идет тебе в руки, не медли, не дай ей «закваситься», исполни ее быстро и энергично. Если бы евреи не вышли из Египта по первому призыву Моше, они упустили бы миг спасения и навсегда остались в рабстве. Точно так же надо относиться и к заповедям Торы: безотлагательное выполнение одной-единственной мицвы может вознести еврея к вершинам духа. И наоборот, упустив мицву, ты можешь утратить связь с Б-гом.
Рассказывают, что рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный наставник иерусалимских евреев в конце XIX — начале XX века, проявлял особую требовательность к приготовлению пасхальной мацы. Маца, которую он ел в пасхальные дни, отвечала самым высоким галахическим нормам.
Однажды перед Песахом ему сообщили, что один из работников, участвовавших в выпечке мацы, работает небрежно, плохо раскатывает тесто и не следит за чистотой стола. Пусть рав даст ему хорошую взбучку, заставит работать как положено.
Однако к всеобщему удивлению рав Зонненфельд решительно отказался вызывать на ковер нерадивого пекаря. «Неужели вы думаете, — сказал он своим помощникам, — что я буду распекать этого беднягу только ради того, чтобы положить на свой пасхальный стол мацу высшего качества? В конце концов, это моя забота, — продолжал объяснять рав. — Я делаю все от меня зависящее, не жалею сил и средств, чтобы получить к Песаху лучшую мацу, мацу «мехудар». Кроме того, я молюсь Всевышнему, чтобы заслужить эту честь. И я уверен, что Тот, Кто видит насквозь мою душу и знает, как я жажду выполнить заповедь мацы наилучшим образом, примет мои молитвы. Но если для получения мацы высшего качества я должен отругать бедного поденщика, я скорее откажусь от награды за эту мицву, но не обижу человека. Ни о какой взбучке не может быть и речи».

Поправимая ошибка
Похожую историю рассказывают и о Хатам-Софере, рабби Моше Софере (1762–1839), признанном лидере венгерского еврейства. Перед каждым Песахом в его доме раздавали мацу нуждающимся.
Во время одной из таких раздач домработница Хатам-Софера дала по ошибке бедняку мацу, специально приготовленную для Хатам-Софера, вместо обычной. Она поздно спохватилась и начисто забыла, кто именно из посетителей унес эту мацу, выпеченную по высшим стандартам. Оплошность нельзя было исправить.
Когда ребецн узнала о происшествии, она очень расстроилась. Как сказать мужу, что маца, которую он тщательно оберегал, специально хранил для пасхального седера, безвозвратно потеряна? Ей очень не хотелось его огорчать.
Но скрывать грустную новость долго не пришлось. Придя из миквы, Хатам-Софер сразу заметил по лицу жены, что в доме произошла какая-то неприятность. Он прямо спросил ее: «Что случилось?» — и тут же получил правдивый ответ.
Лицо рава исказила гримаса досады. Но уже в следующий момент он совладал с собой, улыбнулся и весело сказал испуганной жене: «Ничего страшного. Будем есть простую мацу, какую едят бедняки. Ведь недаром маца называется в Агаде «хлебом нашей бедности». И даже если в ней окажется крошка закваски, это все равно лучше, чем сердиться на домработницу. Ведь ты же знаешь: гнев — не только плохой советчик, но и тяжкий грех для еврея».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора