Так умирал Моше

На этих днях мы отмечаем праздник Шмини Ацерет, он же Симхат Тора, которым завершается цикл осенних праздников и грозных дней, начавшийся с Рош Хашана. Шмини Ацерет (дословно — «восьмой день торжественного собрания») имеет специальную литургию, которая включает в себя поминовение умерших «Изкор» и молитву о дожде.
«И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га» (34:5).
Мидраш в пересказе РОШа (рабби Ашер бен Иехиэль, XIII–XIV вв.) приоткрывает завесу тайны над обстоятельствами смерти одного из величайших людей, когда-либо живших на земле.
Когда Моше пришло время умирать, он заявил: «Нет, я не умру. Я буду жить и свидетельствовать о свершениях Творца». Но Б-г не принял его довода и заявил, что Моше должен завершить свои дни, как полагается смертным.
Тогда Моше высказал свое последнее желание: пусть раскроются все врата и все бездны земные, чтобы народы мира увидели собственными глазами, что нет никого, кто мог бы сравниться с Всевышним. Б-г согласился, и Моше провозгласил: «Эйн од ми-левадо!» — «Нет никого, подобного Ему!»
Тронутый этой преданностью, Б-г ответил пророку: «Раз ты сказал обо Мне: «Нет никого подобного Ему», Я скажу о тебе: «И не появлялся более ни один пророк в Израиле, подобный Моше» (34:10).
Затем Б-г сам спустился на землю в сопровождении трех ангелов — Михаэля, Гавриэля и Уриэля. Гавриэль расстелил простыню на смертном ложе Моше, Михаэль развернул пурпурное одеяло, а Уриэль аккуратно взбил подушку из дорогой шерсти. После этого Б-г встал в изголовье ложа, Уриэль — в ногах, Михаэль — с одной стороны, а Гавриэль — с другой. «Сдвинь вместе ноги», — велел Б-г, и Моше сдвинул ноги. «Сомкни веки», — продолжил Творец, и Моше подчинился.
Тогда Б-г мягко позвал его душу. Но душа не хотела покидать Моше, и Всевышний начал терпеливо уговаривать ее. Он объяснил, что позволил ей находиться сто двадцать лет в теле Моше, но теперь наступило время расставания. Душа не сдавалась. Она сказала, что, хотя Б-г и является безраздельным повелителем всех душ и духов, она не желает расставаться с телом Моше, ибо более чистого и святого тела не было в природе. В могиле оно не подвергнется разложению — черви не тронут его. А при жизни к Моше не подлетала ни одна муха, ни один овод. Вот почему она так любит его телесную оболочку и ни за что не хочет выходить из нее.
«Нет, ты должна уйти без промедления, — твердо возразил Б-г, — ибо время истекло». Он пообещал вознести ее на самое высокое небо и поместить у подножия Своего престола славы рядом с серафимами, херувимами и другими ангелами.
Но душа продолжала упорствовать. Она предпочитала оставаться в теле Моше. Даже ангельское общество ее не прельщало. В свое оправдание она напомнила Б-гу, что два ангела, Уза и Азаэль, спустились на землю еще до Великого потопа. Они возжелали земных женщин, вступили с ними в отношения и в конце концов так извратились, что Б-г подвесил их между небом и землей. А Моше, если помнит Господь, наоборот, отделился от своей жены с тех пор, как Всевышний открылся ему у горящего, но несгорающего куста.
Б-г понял, что дальнейшие дебаты бесполезны, и силой извлек душу из тела Моше своим Б-жественным поцелуем.
После этого Б-г заплакал: «Кто теперь защитит предо Мною грешников? Кто будет молиться Мне за Моих беспутных детей? Кто отведет от них Мой карающий гнев?»
И ангелы тоже заплакали, заголосили: «Где мы найдем такую мудрость? Кто станет вместилищем святости?» Само Небо сокрушенно рыдало: «Праведник умер, и никому нет дела… Люди не понимают, что Б-г забрал его, чтобы он не видел зла, которым наполнится мир после его ухода». И дух Господен провозгласил: «Б-же, спаси этот мир, ибо самый благочестивый из смертных покинул его».
«И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого Б-г знал лицом к лицу» (34:10).

Что такое хорошо?
«И сказал Б-г: «Да будет свод посреди воды, и да будет он разделять между водами!» И создал Б-г свод, и отделил воду под сводом от воды, которая осталась над сводом… И назвал Б-г свод небом; и был вечер, и было утро — день второй» (1:6–8).
В этом кратком описании второго дня Творения отсутствует важная деталь: нет слов «ки тов» — [и увидел Б-г], «что это хорошо», которые сопутствуют всем другим дням. В чем дело?
РОШ (рабби Ашер бен Иехиэль) объясняет, что отделение «верхних» вод от вод «нижних» принесло в мир концепцию раздоров и конфликтов. Любое разделение, любое размежевание не может быть хорошо.
Вот почему, создав Адама в начале Сотворения мира, Б-г сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (2:18). Мудрый царь Шломо, написавший книгу «Мишлей» («Притчи») развил эту мысль: «Всякий, кто нашел себе жену, нашел благо».
По той же причине, т.е. из-за того, что во второй день Творения в мире начались раздоры, левиты пели в понедельник на ступеньках Храма псалом, сочиненный сыновьями Кораха, инициатора массового бунта евреев против Моше и Аарона. В наше время этот псалом читают в синагогах каждый йом-шени.
Слова «ки тов» встречаются семь раз в описании Творения, причем дважды применительно к третьему дню. Поэтому религиозные евреи стараются устраивать свадьбы именно во вторник — за его двойную «хорошесть».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора