ЖИЗНИ И СУДЬБЫ

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

Анна Ахматова

Трагические события, происходящие сегодня в мире, ложатся тяжелым грузом на наши души. Человеческая жизнь бесценна. Так ли это? В чем же смысл жизни? На что должно быть истрачено время, данное нам? Война и мир, жизнь и смерть, свобода и рабство, любовь и ненависть. Длинная дорога жизни дает нам выбор, и почему-то всегда трудный.

Я начала писать и почувствовала, что прикоснулась к истории и к священным чувствам многих людей. Писать и оставаться равнодушной трудно. Постепенно я поняла, что евреи – это символ бесконечной веры в жизнь.

Согласно Нострадамусу: «Жизнь – это череда выборов». И мы сделали свой выбор: быть свободными и бороться за свободу. Бороться и защищать свои идеалы никогда не было легким делом, независимость никогда не была аксиомой, война всегда оплачивается дорогой ценой – человеческими жизнями.

«Мы мечтаем о Победе»,

– самые заветные слова солдат на войне… Это не только слова, это чувство торжества мира, свободы и надежды. Артур Шопенгауэр сказал: «С точки зрения молодости, жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое». Я уверена, что каждый из нас хочет сохранить для бесконечного будущего короткое прошлое ветеранов Второй мировой войны. Каждая семья бережно хранит свою историю и гордится ею. Неповторимая еврейская семья, которая учит нас преодолевать трудности, надеяться, любить свою историю и стремиться в будущее, гордо произнося слово: «Лехаим!»

Из воспоминаний военного врача Петра Гезунтермана (р. 1913 г.): «Давно известно, что война – это тысячи убитых, раненых, искалеченных, что ни в какой войне нет романтики. Восемь лет в армии дают мне право на мнение. Все четыре года войны я был врачом-хирургом в военном госпитале. Советские воины отличались высоким боевым духом и волей к победе. Военврачи проявляли чудеса, пытаясь сохранить жизнь раненым. Мы круглосуточно стояли у операционных столов, это считалось не героизмом, а долгом. Я чувствовал, что острое желание выжить и победить руководило поведением воинов. Я не имел никаких сведений о моей семье около полугода после начала войны. Мой отец разыскал меня и сообщил, что жена София и годовалый сын Иосиф находятся в военно-санитарном поезде, где жена работает хирургом. Четыре года разлуки и четыре года надежды увидеть жену и сына. Думаю, что ради этого нужно было жить и бороться». Наверное, не многие знают, что в годы Великой Отечественной войны военврачи вернули в действующую армию 72% раненых и больных – почти 10 миллионов человек. Мы можем с гордостью их называть детьми Гиппократа. Когда я попросила фото для статьи, Петр Исаакович сказал: «Только с женой». (София Матвеевна умерла несколько лет назад).

Четыре года войны были трудным испытанием для рядового Якова Гриченера (р. 1924 г.), рожденного в Румынии и переехавшего в Молдавию только в 1940 году. Он всегда начинает свои воспоминания словами: «Мы все мечтали дожить до Победы!» Почувствовал он приближение Победы только в 1944 году, после открытия Второго фронта. Будучи раненым, находясь в госпитале, он просился на фронт: травма головы не могла остановить бойца, мечтающего жить мирной жизнью. Он не только мечтал, он настойчиво шел к своей цели: мир и счастье поселились в его семье. В следующем году семья Гриченеров будет праздновать 60 лет совместной жизни…

Трудно ли быть евреем на фронте… Сейчас есть время для размышлений, а в далеком 1941, получив лейтенантские погоны, молодой Яков Рабинович (р. 1921 г.) начал свою «фронтовую карьеру» офицера: «… Трудно приходилось советским войскам, хотелось бы отметить, что советские солдаты и офицеры были безмерно выносливы и самоотверженно храбры. Между боями я читал и учился, мечтая дожить до Победы и учиться в Академии. Все четыре года войны я не знал ничего о моих родителях и сестрах, и все четыре года я искал их. За 2 недели до Победы пришло долгожданное письмо от отца: меня ждали с Победой». Впереди были отпуск в освобожденной Вене, встреча с семьей, большая любовь и Военная Академия (и не одна).

Хемингуэй предупреждал: «Писать правду о войне очень опасно, и очень опасно доискиваться правды…».

Писать правду о Холокосте почти невозможно, боль не утихает и передается из поколения в поколение.

Повседневная жизнь в концентрационном лагере и гетто… Когда-нибудь вы пытались подобрать слова, чтобы описать лица людей, приговоренных к смерти заживо только за то, что они евреи? Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба» был точен в описании: «бледные пятна человеческих лиц».

«Лишь бы выжить! Как: с честью или трусливо, одному или вместе с другими?» – эти вопросы задает герой книги «Картотека живых» чешского романиста и драматурга Норберта Фрида, который сам прошел через гитлеровские лагеря Терезин, Освенцим и Дахау.

Пришло время процитировать последнее письмо одного из руководителей восстания в Варшавском гетто Анилевича: «Главное, осуществилась мечта моей жизни. Я дожил до того, чтобы увидеть еврейскую оборону гетто во всем ее величии и великолепии». Он погиб, защищая жизнь и свою мечту.

Идея жизни и любви должна побеждать всегда. «Эта история для фильмов и романов, история о найденной любви», – закончила свой рассказ Ада Сейберт, бывшая узница Освенцима. Кошмары войны, гетто, лагерь смерти Освенцим разлучили влюбленных на 20 лет. И только через года, совершенно случайно они встретились. Годы разлуки не смогли убить любовь. «Жизнь дала им еще один шанс быть вместе, и 36 лет они не расставались после короткого письма: «Вы помните меня?..»

Мы помним всех…

Сколько же историй, в которых, как в сказке, добро побеждает зло. Математики определяют эту ситуацию как бесконечность. Однако одну цифру мы помним: 6 миллионов. Это истории тех, кто любил жизнь и не дожил до Победы.

Что должны испытывать люди, прошедшие кровавые испытания? Профессор университета в Беэр-Шеве (Израиль) Дан Бар-Он написал знаменитые книги «Унаследовавшие молчание», «Страх и надежда – три поколения после Холокоста» и «Воздвигая мосты». В течение нескольких лет он интервьюировал детей прошедших Холокост, и детей нацистских преступников, стремясь понять, какое влияние на их жизнь оказывают страшные воспоминания.

В 1992 году Дан Бар-Он свел вместе девять евреев из США и Израиля, чьи родители уцелели во время Второй мировой войны, и девять детей нацистских преступников, создав группу TRT («To Reflect and Trust» – «Размышлять и доверять»). Дети жертв и дети палачей смогли преодолеть многие психологические барьеры и начать помогать другим. В 1998 году группа TRT организовала новый семинар в Гамбурге под руководством Фонда Кербера (Koerber Foundation – www.stiftung.koerber.de/english/), куда были приглашены люди, пытающиеся разрешить миром кровавые конфликты в своих странах. Преодолевая трудности, эти люди решили помогать другим нуждающимся, прекрасно понимая, что кровь и насилие, боль и мучения, жестокость и слезы, и особенно ненависть не приведут к миру. В 2003 профессор Дан Бар-Он стал лауреатом германской премии мира имени Ремарка. Почему так важен этот опыт? Хотим ли мы доказать, что невозможное возможно? Я думаю, что, не зная прошлого, мы не можем понять настоящее и думать о будущем.

Поистине, человеческая жизнь бесценна, и обязанность спасения и защиты жизни лежит как на конкретном человеке, так и на обществе в целом.

Легко ли защищать свободу?

На мои вопросы отвечает рабби Митчел Акерсон, главный еврейский армейский капеллан американских подразделений, находящихся в Ираке. Помимо инспектирования десяти команд капелланов и координации религиозных служб для двух тысяч еврейских солдат и другого военного персонала, он являлся связующим звеном между еврейскими солдатами и американским еврейством. Кто бы мог подумать, что американский раввин первым организует пасхальный Седер в Багдаде, да еще в президентском дворце:

(http://www.jewsingreen.com/home/weblog/comments/seder_at_saddams_update/).

– Тора утверждает: «… Планируя нападение, сначала предложите мир». Понимают ли жители Ирака мирную миссию американской армии?

– Я думаю, что большинство знает об этом.

– Иудаизм признает, что люди имеют право на свободу выбора. Много евреев приняли решение служить в американской армии. Понимают ли люди, что служба в армии – это свободный выбор каждого, и иудаизм уважает свободу выбора для каждого? Почему Вы стали армейским раввином?

– Я думаю, каждый понимает, что служба в армии – это выбор каждого человека. В войсках служат много российских иммигрантов и иммигрантов из Восточной Европы, которые приняли решение служить, чтобы сказать спасибо Америке; и это сознательный выбор. Я принял решение быть армейским капелланом в годы моего студенчества, понимая, что много евреев нуждается в раввинах; я выполняю эту миссию в течение 20 лет.

– Еврейская община в Ираке – одна из старейших в мире. Большинство евреев покинуло Ирак…

– Есть еще евреи в Ираке, не много, но есть. Молодое поколение иракцев знает о евреях только из пропагандистских речей, они боятся возвращения евреев, понимая, что правительство должно возвратить их собственность. Большинство бывших граждан Ирака, проживающих в разных странах, поддерживает военную операцию «Iraqi Freedom»…

Раввин М. Акерсон координировал религиозную службу в Ираке, Афганистане и Кувейте с апреля 2003 по апрель 2004 г. В настоящее время раввин несет военную службу в США, помогая вернувшимся солдатам из района боевых действий.

В первой Войне в Заливе более чем 10 лет назад еврейские солдаты в американской армии пользовались специальным внутренним кодом, позволяющим отличать их от других солдат. Думаю, не многие знают, что евреи в американской армии составляют до 2% от общего количества вооруженных сил США. Сейчас в армии США 24 раввина, 5 из которых находятся непосредственно в зоне боевых действий в Персидском заливе. Согласно Женевской конвенции, капеллан не имеет права на ношение оружия даже в зоне боевых действий после прохождения полного курса стрелковой подготовки. Согласно тем же правилам, в священнослужителей нельзя стрелять. Обычно помощник капеллана имеет оружие, чтобы в случае необходимости защитить его. Хочу сказать несколько слов о жене Эми раввина Акерсона. Быть на войне трудно, а ждать еще труднее: она ждала и помогала другим. А знаете ли вы, что каждый звонок невероятно дорог. Эми решила сделать подарок еврейским воинам к праздникам, собрав деньги на телефонные карточки воинам, участвующим в операции «Iraqi Freedom».

«… Из всех обществ сегодняшнего мира и на всём протяжении истории только в иудаизме человек может быть наказан за то, что он ничего не сделал, т. е. стоял праздно и не спас жизнь человека, когда мог это сделать» (Левит 19:18) – этими словами начал свой рассказ Миша Экштут, бывший киевлянин, а ныне помощник капеллана американской армии, религиозный еврей. «Я был участником двух боевых операций американской армии на Ближнем Востоке: «Буря в пустыне» и «Свобода Ираку». Первый раз в составе морской пехоты, второй раз (2004 г.) – в войсках военно-воздушного флота. Разговаривая с местным населением, я заметил, что многие из них находятся под воздействием пропаганды, направленной против американцев и особенно против Израиля. Американские солдаты и офицеры в большинстве своем понимают цели миссии на Ближнем Востоке. Конечно, всем трудно, для большинства американцев «combat stress» – это новое понятие, пришедшее со страниц журналов и газет. Однако для многих воинов это понятие связано с выполнением трудных боевых задач. «Combat stress» является нормальной реакцией после критических моментов в ходе военных операций. В боевой обстановке трудно расслабиться, опасность поджидает везде». Недавно русская служба Би-би-си затеяла дискуссию: «Вера американцев в Б-га помогает на войне?» Миша ответил: «Не только помогает, но и сохраняет. Если же солдат не готов к бою духовно, то ему будет очень непросто даже при хорошей физической подготовке». Многие, особенно иммигранты, имеют необъяснимые предубеждения к армии. Я думаю, что этим людям нужно поговорить с Михаилом Экштутом или почитать его статьи, опубликованные на сайтах www.aish.com и www.jewsingreen.com.

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора