Свет звезды

Посвящается моей маме Софье Пурер

Книга «Дварим» — последняя в Пятикнижии. Ее называют также «Мишне Тора», буквально «повторение Торы». Отсюда происходит русское название этой книги — «Второзаконие». Моше-рабейну обращается с предсмертным напутствием к евреям, готовящимся вступить в Эрец-Исраэль. Он повторяет и объясняет многие из ранее изложенных заповедей, напоминает о главных событиях Исхода и сорокалетних странствий в пустыне, говорит об особой исторической миссии еврейского народа, призывает хранить верность Б-гу, предостерегает от заблуждений и увлечения другими идеологиями.

В начале раздела «Дварим» Моше говорит намеками о грехах предыдущего поколения, умершего в пустыне. Он вспоминает трагическую историю с разведчиками. Если бы евреи не поверили их лживому, паническому отчету, а сразу вошли в Страну Израиля, Б-г дал бы им всю обещанную землю. Но евреям не хватило веры, и в результате все поколение было приговорено к постепенному вымиранию. Моше с горечью говорит, что он тоже лишился права вступить в Эрец-Исраэль. Опомнившись, евреи решили исправить положение: они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Б-г не поддержит их, — и потерпели разгром. Отныне им запрещено сражаться против царств Эсава, Моава и Амона, земли которых не войдут пока в состав Страны Израиля. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем, без видимой поддержки Б-га.

«Б-г, Г-сподь ваш, размножил вас, и вот, вы сегодня, как звезды небесные, многочисленны» (1:10). Когда евреи выполняют волю Б-га, они похожи на звезды. Звезды, как известно, не завидуют друг другу, и между ними нет конкуренции. Ни одна звезда не посетует, что ее соседка светит ярче, чем она. Точно так же, праведный человек вполне доволен тем светом, которым Б-г одарил его, ибо он знает, что этот свет – подарок Свыше. Иногда свет звезды сразу не виден. Его закрывает облако космической пыли или какое-то другое препятствие. Так и многие праведники нашего народа отличаются исключительной скромностью — нарочно держат свой свет под спудом. Но главное сходство со звездами состоит в другом. Звезды вечны – также и еврейский народ будет вечно существовать, отражая свет Б-жественной правды.

Блеск и нищета антисемитизма

«Как же мне одному носить заботы ваши, тяготы ваши и распри ваши?» (1:12). Недельный раздел «Дварим» всегда читается перед постом Девятого ава, самым печальным днем еврейского года. РАМБАМ приводит пять трагедий, происшедших в «тиша бе-ав»: разведчики оклеветали Эрец-Исраэль; разрушены Первый и Второй иерусалимские храмы; римляне захватили Бейтар и вырезали тысячи евреев; и, наконец, Девятого ава был перепахан, как поле, разрушенный Иерусалим. В этот день произошли и более близкие нам по времени трагические события. Например, 9 Ава (23 июля) 1942 года первая группа евреев была отправлена из Варшавского гетто в лагерь уничтожения — Треблинку. Эшелон смерти состоял из шестидесяти вагонов для скота. Так нацисты приступили к завершающему этапу «окончательного решения» еврейского вопроса. Спросите антисемитов, за что они не любят евреев. Вы получите самые разные, чаще всего прямо противоположные ответы. Нас ненавидели за богатство и за нищету; нас обвиняли в капиталистической эксплуатации трудящихся и в приверженности социалистической уравниловке; в прислуживании истеблишменту и в безродном космополитизме. Короче, среди наших врагов нет единого мнения о том, в чем главное преступление евреев. Зато вывод всегда один: без евреев мир был бы гораздо лучше и светлее. Прадедушкой всех антисемитов был Аман, первый министр Древней Персии, центральный персонаж праздника Пурим. Как и у всех других антисемитов, ненависть Амана к евреям не имела логического объяснения. Аман пользовался почти безграничным влиянием в крупнейшей империи той эпохи. Он был сказочно богат и знаменит; его боялись и почитали миллионы подданных; у него была крепкая семья, а его многочисленные сыновья подавали большие надежды. Казалось бы, живи да радуйся. Но для Амана, по его собственному признанию, «все это ничего не стоит, когда я вижу еврея Мордехая, сидящего в царских воротах». Чем же Мордехай так мешал Аману? Жалоба Амана кажется еще абсурднее, если вспомнить, что он сказал эти слова уже после того как всему еврейскому народу был вынесен смертный приговор, ставший необратимым царским законом. С того момента ненавистный Мордехай превратился в ходячий труп – его дни были сочтены. Что же мучило Амана? Почему Мордехай так раздражал его, раздражал настолько, что даже несметное богатство и власть не давали успокоения этому царскому наместнику? Шестьдесят шесть лет назад по улицам Шанхая шел молодой иешиботник, чудом спасшийся из оккупированной нацистами Европы вместе с другими учащимися и преподавателями своей иешивы. Вдруг его внимание привлекли визгливо-истеричные вопли, доносившиеся из репродуктора с верхнего этажа одного из зданий. Казалось, что эти звуки издает не человек, а дикий зверь. Прислушавшись, иешиботник стал различать слова из репродуктора. Это была знакомая ему немецкая речь: «Давайте вместе уничтожим их, вытолкнем из мира эту нацию, которая все равно не даст нам спокойно жить!» Тысячи глоток откликнулись бешеным ревом, заглушившим последние слова их кумира: «Зиг хайль!», «Зиг хайль!» Молодой иешиботник был потрясен до глубины души. Он еще ни разу не слышал подобных, столь откровенно антисемитских речей. Он бросился стремглав к своему духовному наставнику, «машгиаху» иешивы Мир раву Иехезкелю Левенштейну и, дрожа всем телом, сбивчиво пересказал ему то, что услышал. Рав Левенштейн выслушал иешиботника и спокойно ответил: «На этот раз Гитлер прав. Да, представь себе, он совершенно прав». Еврейский народ уже много столетий не дает покоя человечеству. Одним своим существованием он заявляет, что их вожделенные ценности, в действительности, ничего не стоят. Аман видит, что все, чего он достиг в жизни, все, что дорого ему, – безграничная власть, деньги и высокое положение – абсолютно безразличны Мордехаю. Этот еврей видит в нем не грозного правителя, перед которым трепещут миллионы, а мираж; он отвергает само существование Амана. Именно за это евреев ненавидят из века в века. Но так было не всегда. Когда Б-г даровал еврейскому народу Тору у горы Синай, цари Востока и Запада поняли, что произошло какое-то грандиозное событие, которое может перевернуть мир, дестабилизировать их власть. Они чувствовали, как трясется земля у них под ногами. Боясь, что грядет новый всемирный потоп, они обратились за разъяснениями к своему языческому пророку Биламу: «Что случилось? Почему так разбушевалась природа?» Билам ответил им, что никакого потопа не будет. Глобальный пожар им тоже не грозит. Просто земля и все, что ее населяет, реагируют на великое событие – дарование Торы. И тогда цари облегченно воскликнули: «Да благословит Г-сподь миром свой народ!» Такова была естественная реакция людей на Великое Откровение у горы Синай: «Да благословит Г-сподь миром свой народ!» Однако грех Золотого тельца показал, что евреи не приняли Тору всем сердцем, что их души разъедал червь сомнений. При виде оргии идолопоклонства Моше разбил бесценные скрижали Завета. Последствия этого события были поистине катастрофическими. Все последующие несчастья и трагедии несут в себе зерно того давнего греха. Когда мы теряем связь с Торой, народы мира относятся к нам так, как относился Аман. Они считают нас удавкой на своей шее. Им кажется, что мы душим их, мешаем наслаждаться радостями жизни. Они считают нас не духовной нацией и не избранным народом, а исчадием ада. Мы отравляем им существование, потому что не хотим быть светочем среди народов, пренебрегаем той ролью, которую возложил на нас Всевышний. Но когда мы стремимся восстановить связь с Б-гом и Торой, среди народов обязательно найдутся те, кто повторит слова библейских царей: «Да благословит Г-сподь миром свой народ!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора