В последние дни Интернет полон сообщениями о том, что в Хевроне и Бейт-Лехеме идёт «религиозная война», «война из-за наследия».
В этих городах продолжаются ежедневные беспорядки: палестинцы устраивают забастовки, швыряют в израильских солдат камни, жгут автомобильные покрышки, ранена израильтянка… И всё якобы из- за того, что израильское правительство включило в список охраняемых памятников национального наследия наши главные святыни — Пещеру праотцев — в Хевроне и Гробницу праматери Рахели — в Бейт-Лехеме.
Отрицатель Холокоста, палестинский лидер Абу Мазен за этот шаг резко осудил израильское правительство и обвинил его в попытке украсть «национальное достояние палестинцев». Чтобы разобраться, чьё же на самом деле национальное достояние Пещера Махпела и Гробница Рахели и кто у кого крадёт, обратимся к истории.
В Торе записано, что Пещеру Махпела наш праотец Авраам купил для погребения своей жены — нашей праматери Сары (к которой, как известно, арабы никакого отношения не имеют.) Авраам обратился с просьбой к местному правителю Эфрону: «Я даю тебе серебро (400 шекелей) за поле, возьми у меня, и я похороню там умершую мою. И похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпела, что против Мамрэ, он же Хеврон» (Брешит, 23:13, 19).
В этой же семейной усыпальнице позднее были похоронены сам Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков. Яаков умер в Египте, но перед смертью он позвал сыновей и сказал им: «Я собираюсь к народу моему, похороните меня при отцах моих в Пещере, что на поле Эфрона-Хетта… что в поле Махпела. Ибо купил Авраам это поле от Эфрона-Хетта в собственность для погребения. Там похоронили Авраама и Сару, жену его, Ицхака и Ривку, жену его, там же похоронил я Лею»… И скончался, и был приобщён к народу своему…»
(Брешит, 49:29-33).
В Торе описываются грандиозные похороны родоначальника 12 колен Израилевых, в которых приняли участие, кроме большой семьи Яакова, и «все старейшины страны Египетской… И сделали с ним сыновья его так, как он повелел им. И отнесли его сыновья в страну Кнаан, и похоронили его в Пещере поля Махпела…» ( 50:7; 12-13).
Таким образом, в Торе, Библии, самой читаемой книге на земле, навечно зафиксировано, что территория, на которой находится Пещера — Усыпальница наших праотцев и праматерей, уже более 3500 лет принадлежит именно евреям, что многие сотни лет известно евреям и христианам. Около 2000 лет назад иудейский царь Гордус (Ирод, 37 — 4 г. до н. э.) построил нынешнее здание Усыпальницы патриархов. А через 700 лет мусульмане пристроили к этому зданию свои минареты, так как арабы считают себя потомками Ишмаэля, сына египтянки Агари и нашего праотца Авраама, которого они называют Ибрагимом.
Не мы, а те, кто пришли позднее, кто на нашей истории строит свою, это они пытаются украсть наше национальное достояние.
К другой нашей великой святыне — Гробнице праматери Рахели, которую евреи, по словам Абу Мазена, хотят у них украсть, арабы никакого, даже формального отношения не имеют.
Снова обратимся к истории. В Торе рассказывается, как наш праотец Яаков, сын Ицхака, впервые увидел свою будущую жену Рахель. Это было у колодца, прикрытого тяжёлым камнем, который пастухи могли отвалить только совместными усилиями:
«И было, когда Яаков увидел Рахель, дочь Лавана, брата своей матери (Ривки), то подошёл Яаков и отвалил камень от устья колодца и напоил овец Лавана… И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил свой голос, и заплакал» (Брешит, 29:10, 11).
И ещё написано: «Рахель была красива станом и красива видом. И полюбил Яаков Рахель, и сказал (Лавану): « Я буду служить тебе семь лет за Рахель, дочь твою младшую. И служил Яаков за Рахель 7 лет, и они были в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней» (Брешит, 29: 17 -20).
«И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный,
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водою овец напоил.
Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет — словно семь ослепительных дней».
Анна Ахматова, 1921 г.
Однако Лаван обманул Яакова. Лицо невесты было скрыто густой вуалью, и когда Яаков уже женился, оказалось, что его жена не Рахель, а её старшая сестра Лея. В канун свадьбы Рахель узнаёт, что отец готовит им подвох и в последний момент собирается отдать в жёны Яакову не её, а Лею. Она могла предотвратить это и стать счастливой с любимым человеком. Но при этом её сестра была бы навсегда опозорена. И Рахель, жалея сестру, не препятствует её свадьбе. Чтобы получить в жёны Рахель, Яакову пришлось отработать у её отца ещё 7 лет. Долгое время Рахель страдала от бесплодия, но потом у неё родился долгожданный и самый любимый сын Яакова — Иосиф.
Впоследствии став правителем Египта, Иосиф спасает всю семью Яакова от голода. Потомком второго сына Рахели, Биньямина, был Мордехай, который вместе с Эстер спас еврейский народ от уничтожения, в честь чего мы празднуем радостный праздник Пурим.
При рождении Биньямина по дороге на пути в Землю Израиля, возле Бейт-Лехема, неподалеку от Рамы, наша праматерь Рахель умирает. Тора повествует об этом:
«И было ещё некоторое расстояние до Евфрата, как Рахель родила; и роды её были трудны…. И было, с выходом души её, ибо она умирала, нарекла ему имя Бэн-Они (сын моей печали). Но отец назвал его Биньямином (сын моей правой руки). И умерла Рахель, и погребена на дороге к Евфрату, он же Бейт-Лехем. И поставил Яаков памятник над гробом её. Это надгробный памятник Рахели до сего дня» (Брейшит, 35: 16-21).
Поэт Иван Бунин, побывавший в Палестине, в 1907 году в стихотворении «Гробница Рахели» написал:
«И умерла, и схоронил Иаков
Её в пути…
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,
Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне женственном и белом.
Сладчайшее из слов земных! Рахиль!»
В еврейской традиции Рахель стала воплощением материнской любви ко всем сыновьям Израиля. Когда в 586 г. до н. э. был разрушен вавилонянами Храм, построенный Соломоном, и изгнанные евреи проходили мимо её могилы, пророк Ирмиягу произнёс: «Слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих. Не хочет она утешиться о детях своих, ибо не стало их» (Ирмиягу, 31:15).
С давних пор могила Рахели стала местом молитвы, особенно когда евреи в беде. Вокруг могилы построено наземное здание, и израильские солдаты охраняют молящихся от бесчинствующих арабов. Особенно много евреев собираются у могилы в йорцайт Рахели — 11 хешвана. В прошлом году этот день выпал на 29 октября. В течение суток, по оценкам полиции, там побывали около 100000 человек.
Свидетельством непреходящего значения для нас праотцев и праматерей служит тот факт, что их имена: Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея — остаются самыми популярными именами, которые дают еврейским детям. И никому не украсть и не присвоить наше национальное достояние. Главное, чтобы мы — евреи чтили свою историю и обучали этому своих детей и внуков.
Опубликовал: Михаил МИЛЛЕР