Недавно мы общались с выдающимся раввином, каббалистом, знатоком еврейской медитации равом Довбер Пинсоном (www.iyyun.com). Он сказал нам: «Русскоязычное еврейство уникальным образом сочетает в себе интеллектуальную академичность с глубоким интересом к мистике».
Услышав это его определение, я задумался: откуда в нас такое уникальное сочетание?
Для начала немного истории. Человечество в своих поисках истины всегда шло двумя путями. Один из путей — упор на развитие интеллекта, логики. Второй путь- изучение внутреннего мира человека. На общечеловеческом уровне эти два пути «привязывают» к Аристотелю и Платону.
В еврейской традиции эти два подхода связывают с именами Рамбама (рабби Моше бен Маймон) и Рамбана (рабби Моше бен Нахман). Интересно, что даже имена у этих мудрецов были похожие.
Рамбам серьезно изучал труды Аристотеля, которые в то время были переведены с греческого языка на арабский. Во многом благодаря Рамбаму иудаизм приобрел «системные» черты.
Одним из крупнейших каббалистов был Рамбан. В его комментариях на Тору (которые, кстати, недавно были переведены на русский язык под руководством рава Цви Патласа) и других книгах раскрыто множество ее мистических аспектов.
Итак, в «большом» мире были Аристотель и Платон. В еврейском мире- Рамбам и Рамбан.
Прошли века, и в еврейской истории возникла «странная» группа- евреи из Советского Союза. Благодаря необычному сочетанию факторов, нашим евреям удалось объединить в себе эти два столь разных подхода. Как это произошло?
Начнем с академичности. Все мы знаем, как в наших семьях ценилось серьезное образование. Несмотря на жесточайший антисемитизм, мы заканчивали престижные вузы, получали достойное образование.
Более того, мы можем применять эти знания не только в той области, в которой учились, но и использовать системно-научный подход в других областях знаний, в частности в еврейской мудрости, продолжая дело Рамбама.
А что же с духовностью и мистикой?
Русская ментальность имеет склонность к глубоким размышлениям и поискам духовности. Говорят исследователи, что ключевое различие между русской и американской ментальностью в том, что американская- направлена на освоение и развитие внешнего мира, а русская- внутреннего мира человека.
В школе мы познакомились с творчеством таких «ключевых» русских писателей, как Толстой и Достоевский. В двадцатом веке в России широко расцвело движение по углубленному поиску духовности. Творили такие мастера, как Бердяев и Розанов, Малевич и Волошин, Рерих и Флоренский и многие другие.
Поиск духовности был в еще большей мере присущ и русскому еврейству.
Любопытно осознать, что в советское время эти два направления оказались в двух разных сферах. Академичность была нашей публичной стороной жизни. А духовность жила в «подполье», скрытая от власти, не любящей диссидентов.
В результате мы получили академичность, а от русской культуры- интерес к внутреннему миру. К сожалению, в то время у нас не было доступа к еврейской мудрости, поэтому евреи реализовывали себя в самых разных направлениях, с одной стороны — «двигая науку», а с другой — изучая буддизм и медитацию или уходили в христианство (вспомним в частности Александра Меня).
Сейчас у нас открылся доступ к классическим еврейским ресурсам. И во всем мире происходит расцвет новых форм духовности- в сторону «глубинной трансформации», трансперсональной психологии, телесноориентированной терапии, НЛП и других важных направлений. В них активно действовали евреи: Зигмунд Фрейд и Виктор Франкл, Моше Фенделькрайз и Абрахам Маслоу, Эндрю Коэн и Роберт Кеган.
Соединить эти два аспекта (классическо-академический и глубинно-мистический) в целостную систему под силу именно русским евреям.
Поэтому, уважаемые читатели, в преддверии Ту би-Шват я желаю всем нам принять участие в этом важном процессе, который принесет и евреям, и всему человечеству новые ключевые знания.
Опубликовал: Рав Меир Брук