Он заложил камень в основание дома

Со дня смерти Теодора Герцля прошло 105 лет. В еврейском мире кончина основоположника политического сионизма вызвала шок и горечь невосполнимой утраты. Теодор Герцль умер 3 июля 1904 года от инфаркта. Тысячи людей со всех концов Европы со слезами на глазах шли за его гробом. В наследство еврейскому народу Герцль оставил политический сионизм — движение, создавшее Государство Израиль. Перед смертью Герцль просил похоронить его рядом с отцом в Вене, где его останки должны находиться до того времени, пока народ не обретет свое государство. В 1949 году, когда независимому Израилю исполнился всего один год, останки Герцля были перезахоронены в Иерусалиме на вершине холма, названного его именем. Останки Герцля были доставлены из Австрии в Иерусалим первым полетом авиакомпании «Эль-Аль» 14 августа 1949 г.

«Он не угас, как древле

Моисей,

На берегу Земли

Обетованной,

Он не довел до Родины

желанной

Ее вдали тоскующих

детей».

Владимир (Зэев) Жаботинский,

«Памяти Герцля»

Деятельность Теодора Герцля как вождя сионистского движения продолжалась менее 10 лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Абсолютно все без исключения многочисленные еврейские проблемы решались у Герцля одним словом — «государство».

Теодор Герцль родился в 1860 г. в Будапеште в ассимилированной семье, не совсем чуждой, однако, еврейским традициям. Мать, Жаннет Герцль (урожденная Диамант), приобщала сына к немецкой культуре и языку. С детства Теодор Герцль имел склонность к литературе, писал стихи. В гимназии публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет. Оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя, Герцль оставил реальную гимназию.

В 1878 году семья переехала из Будапешта в Вену, где Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. В студенческие годы Герцль мало интересовался еврейским вопросом, тем не менее на него тяжёлое впечатление произвела антисемитская книга Е. Дюринга «О еврейском вопросе». В 1881 году он вступил в немецкое студенческое общество «Альбия», но уже через два года покинул его в знак протеста против антисемитских взглядов членов этого общества.

В 1884 году Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. В своих автобиографических заметках он писал: «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией».

С 1885 года Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. Некоторые из его пьес имели успех на сценах австрийских театров.

В возрасте 29 лет Герцль женился на Юлии Нашауэр. Их супружеская жизнь, однако, не сложилась, поскольку жена не разделяла взглядов Герцля.

С октября 1891 по июль 1895 Герцль работал корреспондентом влиятельной либеральной венской газеты Neue Freie Presse в Париже. В ней он публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции. Свои взгляды на политику Герцль изложил в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов). В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания. Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто», переименованной затем в «Новое гетто».

Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в 1894 г. под влиянием дела Дрейфуса. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.

В те дни Герцль начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». В своём дневнике Герцль писал: «Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…»

Свою программу Герцль изложил в книге, которую назвал «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Она была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. В том же году были опубликованы её переводы с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки.

В книге Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.

Первый Сионистский конгресс состоялся 29 — 31 августа 1897 года в швейцарском городе Базеле. В нем приняли участие около 200 делегатов из 19 стран. Это было первое международное собрание евреев за 2 тысячи лет. Когда Герцль проходил на сцену, чтобы произнести речь об открытии конгресса, аудитория взорвалась бурей аплодисментов, продолжавшейся пятнадцать минут.

«Мы собрались здесь для того, чтобы заложить сегодня камень в основание дома, который станет защитой еврейской нации, — заявил он. — Сионизм уже принес с собой то, что еще вчера считалось абсолютно невозможным — выразители новейших течений в иудаизме и приверженцы традиции мужественно объединились, не требуя друг от друга непосильных уступок и духовных жертв. Это является еще одним доказательством, что евреи — это народ. Подобное единство возможно лишь на национальной основе».

Через несколько дней после завершения Базельского конгресса, после того как друзья Герцля встретили его иронически-шутливым прозвищем «Еврейский президент», он написал в своем дневнике: «Если подвести итоги конгресса в одной фразе, то вот они: в Базеле я основал еврейское государство. Если бы я заявил это сегодня публично, меня бы осмеяли. Возможно через пять лет и, безусловно, через пятьдесят все увидят это сами».

В 1900 Герцль опубликовал «Философские рассказы». В своём утопическом романе на немецком языке Altneuland («Старая новая земля» 1902, позже Нахумом Соколовым он был переведён на иврит), Герцль создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине.

Ожесточенные схватки с многочисленными оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась еще и воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Почему мы дурачим себя?.. Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу». Это были его последние слова. Вскоре его состояние ухудшилось, и 3 июля 1904 г. Герцль скончался. Ему было всего 44 года.

Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по еврейскому календарю, 20-й день месяца тамуз, отмечают в Израиле как национальный День его памяти.

После смерти Герцля В. Жаботинский писал: «И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!»

Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890 — 1930) покончила жизнь самоубийством, так же, как и сын Ханс (1891 — 1930), который в 1906 г. принял христианство, а после смерти сестры застрелился на её могиле в Бордо (Франция). Младшая дочь Маргарет умерла в нацистском концлагере Терезин в 1943 г.

Феноменальное предвидение Теодора Герцля, казавшееся многим безумным и неосуществимым, воплотилось в реальность — в 1948 году была провозглашена Независимость Израиля.

Трудно представить себе, что 112 лет спустя после проведения Первого сионистского конгресса и 62 года спустя после провозглашения независимости Израиля среди евреев найдутся те, кто выступают против сионизма и отрицают право Израиля на существование. Невероятно, но эти люди из «Нетурей Карта», считающие себя глубоко приверженными иудаизму, оказались в одной упряжке с бесноватым президентом Ирана Ахмадинеджадом, террористами «Хизбаллы», ХАМАСа и иже с ними, открыто призывающими стереть Израиль с карты мира. Поведение этих людей может вызвать только негодование и отвращение. Без сомнения, такие же чувства испытал бы к ним и сам Герцль.

Опубликовал: Алик Черный

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Он заложил камень в основание дома

  1. Негодование и отвращение — лишние.

Обсуждение закрыто.