Праздник Ханука, имеющий в качестве исторических подмостков восстание евреев Страны Израиля (в 169 г. до христианской эры) против греческой власти империи Селевкидов (Сирия и Междуречье), отмечается евреями в память о чуде, произошедшем на втором году освободительной войны. Повстанцы во главе с сыновьями первосвященника Матитьяґу сына Йоханана, взяли штурмом столицу Иерушалаим, и Храм, превращённый греками в капище Зевса, оказался в руках евреев.
Чудо, произошедшее при возжигании семисвечника — Меноры, не поражает воображения и кажется, на первый (поверхностный) взгляд, чуть ли не излишним. Единственный найденный евреями кувшинчик с ритуально чистым оливковым маслом для светильника (остальные были «духовно изгажены» греками) был зажжён и горел вместо положенных суток целых восемь дней.
По поводу этого праздника возникают два основных вопроса.
Первый. По закону, если отсутствует ритуально чистое масло, зажигают маслом ритуально нечистым, и в чём, следовательно, смысл чуда?
И второй. В благодарственной вставке в ежедневные молитвы «аль ґанисим» — «за чудеса» мы благодарим Всевышнего в Хануку за чудо… победы над греками и духовное спасение нашего народа.
О чуде масла ни полслова.
Таким образом, чудес было два?! И какое из них мы отмечаем в Хануку? А если оба, то отчего «чудо Хануки» — идиома в единственном числе? Да и как можно ставить рядом эпохальную, обеспечившую дальнейшее существование еврейского народа победу немногих над множеством, партизан над сверхдержавой и абсолютно непонятное (излишнее?) чудо светильника?
Ответ следует искать в самой возможности ведения религиозной войны в дохристианско-мусульманском мире. Ведь, как известно, древний мир не знал религиозных войн. По весьма уважительной причине — древний мир был весь (не считая евреев, а кто с ними считается?) идолопоклонническим. Замечательное преимущество многобожия — плюрализм. То есть если уже имеется в наличии дюжина богов, то разве помешает ещё парочка или троечка?
Единственно способный помешать «общежитию многих» — Один, Он же Единый, Он же Единственный. Политика эллинизации, проходившая, в общем, с успехом во всём цивилизованном мире (от скифов — до Индии и Судана), натолкнулась в Иудее на неожиданное внутреннее сопротивление монотеистов-фанатиков. Впервые греки столкнулись с цивилизацией, чьё духовное содержание было ничуть не ниже богоолимпийского. Алгоритм последовавшего нам хорошо знаком (ещё бы, ведь на дворе ХХI век, чтоб не сглазить!). Сначала — подарки и льготы для эллинов-неофитов, а затем — опираясь на ядро польстившихся, принудительное «огречивание» (в дальнейшем — крещение или «обисламливание» или «осовечивание», короче — растворение в современности) и тотальный запрет на всё еврейское. И как следствие безысходности — еврейское восстание.
Таким образом, война евреев была религиозной войной на выживание. И победа в таком столкновении не могла быть чисто военной. Ведь в двадцатипятилетней (!) партизанской (вначале) войне, в которой погибли все (!) братья Маккаби (пять сыновей первосвященника Матитьяґу, также успевшего умереть), геополитическая победа всегда относительна.
И часто бывает, что победившие в результате столь длительного конфликта обнаруживают, что «потерпели» победу. Как пример — южнославянское племя болгар, боровшееся с турками и ставшее поголовно черноволосым. Или более свежий пример Вьетнама, с беспримерным героизмом отстаивавшего свою социалистическую систему, и «двадцать лет спустя» Победы уверенно ставшего на путь капитализма.
Победить в силовом конфликте мировоззрений — это доказать своё превосходство над противником как в духовном (Вьетнам), так и в материальном (Болгария) смыслах. И поэтому чудо Хануки двойственно (масло/победа). С греческой точки зрения, нет ничего выше человека. И самое высокое в «венце природы» — это его «гомосапиенские» мысли, мечты, фантазии. Олимпийские боги — не более чем символы человеческого в человеке.
Людская мудрость в образе Афины Паллады, его же опьянение собственными чувствами — Купидон и из пены рождённая Афродита, или просто опьянение — Бахус. Ремесла, торговля, даже загробный мир и, конечно же, мир поэзии их величеств муз, а в соединении всех человеческих способностей и стремлений почти всемогущий Зевс. Сварливость же сей олимпийской семейки (зависть, подсиживание, неидеальные супружеские отношения, включая измены и т. д. и т. п.) — простая дань реалиям — человек, увы — не совершенство, даже в роли бога.
Собственно, обрисованное здесь греческое мировоззрение, сегодня называемое гуманистическим (а в самом Начале — египетским), является единственной настоящей альтернативой веры во Всевышнего.
Победить гуманистическое мировоззрение можно только прямым свидетельством «в пользу» экзистенциональности Всевышнего, то есть Чудом! Оттого неочевидность (в смысле вроде ненадобность) чуда Хануки. Ведь его прямой смысл —
«Б-г есть!»
Чудо Хануки — это чудо существования Чуда, экзистенциональности сверхъестественного, «надчеловеческого». Закрепленное на материальном факте победы над греками, это чудо вошло в еврейское самосознание как сияние Истинного света, пробивающее многослойную тьму человеческой субъективности и ограниченности.
Опубликовал: М.-М. ГИТИК