Праздник Суккот наши мудрецы называют «Зман симхатейну», что означает «Время радости нашей». Это означает, что наступило время нам снова вернуться к «теме радости».
Иудаизм имеет очень парадоксальный «послужной список» в этом контексте.
Объясняют мудрецы, что подлинная цель еврейского образа жизни — научиться получать радость от жизни. С другой стороны, в сознании светско-советского еврея иудаизм ассоциируется с чем-то скучным.
Единственный день в году, когда евреи приходят в синагогу, — это Йом Кипур, День Поста. Так как самая «базовая» форма получения радости для тела — это «хорошо поесть», то светский еврей приходит в синагогу с почти единственной мыслью: «Когда уже закончится этот день, и я снова смогу порадовать себя вкусной едой».
В итоге прошлое иудаизма в сознании светского еврея — это Холокост, а настоящее — приход голодным в синагогу. Сплошная безнадега.
Более того, если народная мудрость «путь к сердцу мужчины лежит через желудок» верна, то можно сказать, что иудаизм выбрал самую проигрышную стратегию, чтобы «понравиться людям».
Как говорится, человек приходит в синагогу «отбывать повинность».
Но если мы вернемся к сути Йом Кипур, то это единственный пост, который не связан с грустными событиями в истории. Говорят мудрецы, что когда человек очень возбужден чем-то хорошим, то ему не хочется есть. И Йом Кипур — это день, когда мы должны поститься, чтобы не «занижать» едой ту радость, которая должна прийти к нам в результате нашего духовного достижения.
Почему же мы не получаем этой радости?
Многие русскоязычные евреи на предложение узнать больше об иудаизме отвечают (часто даже с некоторой гордостью): «Ну вы же понимаете, мы все воспитывались в Советском Союзе. Поэтому мы не готовы «заинтересоваться» вашим иудаизмом».
А теперь задумаемся над тем, что говорят эти люди.
Этот человек уехал из Советского Союза в том числе из-за понимания, что Советский Союз насаждал неправильную идеологию (как говорят в народе, «промывал мозги»).
При этом сам Союз признал ошибочность своей идеологической доктрины и отказался от нее. И после всего этого гордо настаивать, что в нем эта «доктрина» сохранилась как в заповеднике?
Т. е. человек уехал из страны рабов, сама страна развалилась, но рабство в нем сохранилось, причем добровольно.
Возможны два варианта.
Первый. Человек гордится тем, что сохранил в себе заповедник совковой ограниченности.
Второй. Человек сожалеет, что стал «инвалидом советской мозгопромывающей машины».
В первом случае ситуацию «починить» тяжело, так как многим нравится их статус. Во втором случае, как любую болезнь, совковую искаженность восприятия можно вылечить. И первым этапом на этом пути станет желание избавиться от нашей неграмотности. И здесь мы опять можем попасть в ловушку. Пожилой человек скажет: «Я уже старый, мне тяжело меняться».
Человек, вышедший на пенсию, имеет много свободного времени и часто даже не знает, куда его девать.
Мои ученики пенсионного возраста обычно счастливы тем, что могут начать читать книги о еврействе. Еврейские идеи активизируют наше мышление, не дают ему застаиваться и, наоборот, создают «умственную гимнастику», улучшая не только количество, но и качество жизни.
Проблема в том, что пока не много книг на русском языке, адаптированных для начинающего читателя. Хотя и спрос пока небольшой. Американские евреи оказались более любознательными, и на рынок регулярно выходят десятки новых книг на английском языке — от переводов Талмуда до детективных романов с еврейским сюжетом.
Мы должны параллельно «подтягивать» и спрос, и предложение, и выпускать новые книги, и заинтересовывать ими наших дорогих русскоязычных евреев. Мы уже достаточно долго живем вне совкового рабства, пора отказываться от носителя «гордого звания» «заповедника совковой ограниченности» и смело вливаться в ряды жизнерадостных евреев, которые после вдохновенного Йом Кипур переходят к жизнерадостному Суккот и сохраняют эту жизнерадостность в течение года. n
Опубликовал: Рав Меир БРУК