— Здравствуйте!
Пожалуйста, не рассматривайте мой вопрос как попытку ввязаться в спор. Мне непонятен Йом Кипур.
Это что же получается: весь год вести себя непорядочно в широком понимании этого слова, и за один день получить индульгенцию? А не лучше ли наоборот? Целый год еврей ведет себя так, чтобы быть примером для других народов, и в науке, и в быту, и в религии, а один день в году не быть «примером».
Соглашусь, что быть «примером» целый год — трудно, но ведь и Евреем быть нелегко.
Д-р Ошеров Руслан,
Ашкелон
— Ваше «непонимание» сути Йом Кипур строится, видимо, на весьма распространенном мнении о том, что Йом Кипур сам по себе способен искупить любое поведение. И мнение это передается людьми, не изучавшими Тору даже на начальном уровне.
Представьте, человек, который никогда не учил арифметику, скажет Вам: «Разве не глупо, что пять, помноженное на минус три, равно минус пятнадцати, но минус пять, помноженное на те же минус три, вдруг превращается в (плюс!) пятнадцать?». Вы, как ученый, доктор наук, полагаю, оцените это сравнение.
А теперь перейдем к Йом Кипур.
Ни в одной еврейской книге не написано, что человек в течение года может вести себя как угодно, а Йом Кипур, «сам по себе» (и даже при условии соблюдения поста) искупит, очистит и т. п. Еще раз повторю: ни в одной нашей книге нет ничего подобного!
Вкратце перечислю основное, что о Йом Кипур действительно написано.
1. Плохие поступки, совершенные по отношению к другому человеку, Йом Кипур не «отбелит» никогда. Пока обидчик не попросит у обиженного прощения и обиженный — простит (если не простит, обидчик должен попросить прощения три раза, и только после этого его проступок простят ему с Неба — даже если пострадавший не простит).
При этом (что очень важно) никакие просьбы о прощении не помогут, если человек нанес другому ущерб и не восстановил утраченное. Если некто, к примеру, украл деньги и не вернул — Йом Кипур его не очистит.
2. Соблюдение законов Йом Кипур действительно снимает с человека вину. Но это касается лишь тех жизненных сфер, которые связаны с невыполнением заповедей, регламентирующих отношения с Небом (но не с другими людьми). Допустим, еврей не соблюдал правил кашрута или законов субботы. Йом Кипур очистит его, и эти его проступки будут прощены. Но… при одном, определяющем условии: только если человек искренне раскается в допущенных ошибках, осознает, что вел себя неправильно, и примет решение больше так не поступать.
Только в этом случае и только в сфере взаимоотношений «между человеком и Всевышним» (а не «между человеком и человеком») «оступившийся» может рассчитывать на прощение и очищение с Небес.
Все это, как видим, неизмеримо далеко от тех представлений, которые изложены в Вашем письме.
«Евреем быть нелегко», — пишете Вы. И тут я с Вами полностью согласен. А Вы еще и слово «еврей» написали с большой буквы. Так это вообще намного трудней — стать достойным того, чтобы тебя могли называть евреем с большой буквы.
Евреем действительно быть нелегко, но зато (употреблю собственное выражение) — «пронзительно, сверкающе замечательно».
Об этом в наших книгах сказано: «Ашрейну, ма тов хелкейну, то есть как же нам посчастливилось, что доля наша такая (быть евреями)»… n
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС