Лучший товар

Моше получает указание построить Мишкан (Святилище), где будет находиться «Шехина», концентрированное присутствие Вс-вышнего на земле. Сынам Израиля предлагается пожертвовать драгоценные камни и металлы, ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатер Откровения, главную часть Мишкана, разделят завесой на два помещения. Во внешнее помещение смогут входить только коэны, священники из семьи Аарона. Там должны находиться стол для «хлебов предложения», храмовый светильник Менора и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда разрешено вступать только Первосвященнику и только один раз в году — в Йом Кипур, будет установлен Ковчег Завета для хранения каменных скрижалей с Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и его обстановки.

«…От каждого человека, сердце которого пожелает того, пусть возьмут возношение для Меня» (25:2).

Много лет назад из морской гавани отбыл большой корабль. Среди его пассажиров выделялась группа купцов, в большинстве своем евреи, которые везли товар для продажи. Коротая долгое путешествие, они оживленно обсуждали цены на европейских рынках и конъюнктуру спроса. Однажды к ним присоединился религиозный еврей, слывший «талмид-хахамом», выдающимся знатоком Торы. Он сказал что-то о ценах на бриллианты и тем самым обратил на себя внимание.

— Интересно, какой товар вы везете? — спросили его не без иронии купцы.

— Я не могу показать его вам, — ответил «талмид-хахам», потупив взор. Его слова вызвали серию насмешливых замечаний, мол, если вы не хотите показать свой товар, значит, он низкого качества.

Наконец, корабль пришвартовался к пристани, и на борт взошли представители таможни. Осмотрев груз, они без лишних церемоний конфисковали все, что находилось в трюмах, не представив никаких внятных объяснений. «Грабеж среди бела дня!» — возмущались купцы. Но делать было нечего: они остались без гроша вдали от дома.

Ситуация сложилась критическая. Им было не на что купить еду и снять ночлег. Еврейские купцы попросили направить их в местную еврейскую общину, о существовании которой они слышали еще до поездки. Их привели в главное здание общины — в «бейт-мидраш» (дом учения). Там группа бородатых мужчин с жаром обсуждала трудный для понимания раздел Талмуда. Вопросы, доводы и контрдоводы сыпались как из рога изобилия. Спор разгорался, и конца ему не было видно.

В какой-то момент «талмид-хахам», сопровождавший купцов на корабле и пришедший вместе с ними в «бейт-мидраш», включился в этот спор. Он быстро разобрался в предмете дебатов и вскоре прояснил тему, ответил на трудные вопросы и связал концы с концами. Местные талмудисты с восхищением смотрели на незнакомца.

До ограбленных купцов вдруг дошло, что этот человек, над которым они недавно смеялись, оказался выдающимся специалистом в своей области. Между тем евреи отвели «талмид-хахама» в местный трактир и сытно накормили. Руководитель общины тепло пожал ему руку и предложил высокий пост в общинной иерархии.

Опомнившиеся от удивления и смущения купцы бросились к своему недавнему попутчику и стали молить его о помощи: «Пожалуйста, скажите этим евреям, чтобы они и нас накормили и дали денег на обратную дорогу. Ведь мы приплыли сюда с вместе с вами. Неужели вы оставите нас в беде!?»

До этих людей, которые в погоне за прибылью забыли о своих корнях, вдруг дошло, что лучший в мире товар — не бриллианты, золото и меха, а вечная мудрость Торы. Эту мудрость невозможно украсть или конфисковать; она не подвержена капризам рыночной конъюнктуры.

Когда два купца ведут товарообмен, каждый из них остается с одним товаром. Когда два знатока Торы обмениваются идеями, каждый преумножает свое богатство. Они передают друг другу свои знания, не теряя старый багаж мудрости. Ни один из них не остается в накладе.

Пакетная сделка

«И будут крувы с простертыми вперед, приподнятыми крыльями. Крылья их должны прикрывать крышку Ковчега, а лица их будут обращены друг к другу и слегка склонены к Ковчегу» (25:20).

«Скажите, рабби, кто лучше? Тот, кто скрупулезно следует ритуалу: накладывает тфиллин высшего качества, ест только «глат-кошер», но зато часто обманывает и обсчитывает людей, или тот, кто смотрит телевизор в шаббат, но жертвует большие деньги на больницы и дома престарелых и которого все любят и уважают?»

Многие почему-то думают, что еврей может быть хорошим человеком, не соблюдая заповеди. Но кого можно назвать «хорошим человеком»?

Нормативный иудаизм говорит, что хороший человек — это тот, кто выполняет волю Б-га, делает то, что Б-г хочет от него.

Хорошо, но чего хочет Б-г? Загляните в Тору: там все написано. Б-г хочет, чтобы мы хорошо обращались друг с другом, заботились о больных и сиротах, помогали «пришельцам» и защищали вдов. Эти положения, впервые сформулированные в Торе, давно вошли в нравственный кодекс всего человечества, превратились в «гуманитарные принципы».

Но от евреев Б-г ждет гораздо большего, например, чтобы они соблюдали шаббат и не ели «чизбургеры». Эти положения для Него не менее важны, чем посещение больных и отказ от злословия. Праведный еврей не может «специализироваться» на моральных законах. Он поддерживает сбалансированные отношения с Б-гом и с ближним, одинаково внимателен в соблюдении как ритуальных, так и общественных законов. Одно без другого — лишь полкартины.

В каждой синагоге есть Ковчег завета, специальный шкаф для хранения свитков Торы. Поверх этого шкафа, как правило, помещают изображения двух скрижалей с Десятью заповедями. Почему эти заповеди нельзя было вывести на одном каменном монолите? Почему Б-г вытесал два камня из горной породы и предъявил их в качестве вечного контракта с еврейским народом?

Конечно, не потому, что Он не нашел достаточно большого монолита, чтобы вместить все Десять речений? Тот, кто проложил Млечный путь в вечной пустоте, не испытывает недостатка в подручных материалах.

И не потому, что Он хотел «продублировать» информацию на скрижалях, боясь, что одна из них потеряется. Ведь то, что написано на одной скрижали, не повторяется на второй. Они несут разную информацию.

На самом деле, между заповедями, написанными на этих двух скрижалях, есть принципиальная разница. Первая скрижаль несет на себе законы, регулирующие отношения евреев с Б-гом: «Я — Б-г», «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня», «Не делай себе изваяния…», «Не произноси имя Г-спода Б-га твоего попусту…», «Помни день субботний…»…

А на второй скрижали выбиты «межличностные» заповеди: «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не возжелай…».

В сегодняшнем разделе сказано: «… лица их (крувов) будут обращены друг к другу».

Крувы (крылатые человеческие фигурки, херувимы), изготовленные на крышке Ковчега, где лежали скрижали с Десятью заповедями, символизируют саму Тору. Их поза — лицом к лицу — свидетельствует, что правильное соблюдение законов Торы возможно лишь в том случае, если наше отношение к людям и отношение к Б-гу являются зеркальным отражением друг друга.

Одно без другого не создает целостной картины. Ведь Тора — это наша пакетная сделка с Тв-рцом вселенной.

Были сборы недолги

«В кольцах Ковчега пусть будут шесты, нельзя вынимать их оттуда» (25:15).

Тора — это портативная родина еврейского народа. Большую часть своей истории, насчитывающей три с половиной тысячелетия, евреи находились в изгнании.

Но где бы ни жил еврей, в Вавилоне или Италии, Турции или России, как только наступало время менять стоянку, он скатывал Тору, свою «родину», и отправлялся в путь.

Евреи берегли Тору, но в еще большей степени Тора хранила евреев. Когда никто не желал давать им въездную визу, когда все границы были закрыты, Тора раскрывала им свои объятия.

Шесты никогда не вынимали из Ковчега Завета. Первый иерусалимский Храм простоял более четырехсот лет, и все это время шесты находились в транспортировочных кольцах Ковчега. Содержимое Ковчега — две каменные скрижали, полученные Моше непосредственно от Б-га и символизировавшие Тору, — были готовы по первому сигналу тронуться с места.

Тора не привязана к какому-то одному месту. Собираясь в дорогу, по собственному решению или подгоняемые врагами, евреи первым делом сворачивают пергаментный свиток своей портативной родины и привычно берутся за шесты.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора