Несломленные и неповерженные

Продолжение. Начало в № 828

Латыш Жанис Липке был охранником в «амбарах (складах) Люфтваффе» в Риге. Ему поручалось приводить на работу евреев из Рижского гетто. Он сумел спасти 50 евреев и поселить их на секретном хуторе. Он также оказывал помощь продуктами и медикаментами узникам гетто. Медаль «Праведника народов мира» была вручена ему в «Яд ва -Шеме» в 1977 году, когда власти разрешили ему совершить поездку в Австралию к сыну. Тогда на обратном пути он побывал в Израиле.

Немец Бертольд Байтц был в 1942 году уполномоченным имперского министерства экономики в городе Борислав в Восточной Галиции. Будучи свидетелем жесткой расправы над евреями, он спас в августе 1942 г. 250 евреев Борислава, сняв их с поезда перед самой отправкой в лагерь смерти Белжец на том основании, что ему нужны были рабочие для переработки нефти. Он продолжал и далее спасать евреев, выдавая им фальшивые справки с места работы и предупреждая о запланированных облавах. После войны он говорил: «Мы с утра до вечера были непосредственными свидетелями того, что происходило в Бориславе с евреями. Когда вы видите, как расстреливают женщину с ребенком на руках, а у вас самого есть ребенок, то у вас будет совсем иная реакция» (Гвидо Кнопп «Холокост»).

В ноябре 2002 г. в комплексе «Яд ва-Шем» была открыта площадь имени Януша Корчака. На ней стоит памятник «Януш Корчак и дети» скульптора Бориса Сакциера. Когда 5 августа 1942 года пришел приказ о депортации детей, Януш Корчак — 64-летний доктор Хенрик Гольдшмидт, глава детского еврейского приюта в Варшаве, пошел во главе 200 своих воспитанников по улицам Варшавского гетто на вокзал, в поезд, доставивший их в газовые камеры Треблинки. Замыкала колонну Стефания Вильчинская, друг и помощник Корчака. Они шли спокойно и организованно: двое взрослых и 200 детей под немецким конвоем. Очевидцы рассказали позднее, что даже полиция гетто стояла по стойке смирно, когда они проходили мимо. Несломленные и неповерженные, они ушли в историю еврейского народа (Евгений Геллер «К 60-летию гибели Януша Корчака (22 июля 1878 — 5 августа 1942), «Форвертс» № 347, июль 2002).

Ежегодно 27 нисана (по еврейскому календарю) отмечается в Израиле «День Катастрофы и Героизма европейского еврейства во Второй мировой войне» («Йом ха-Шоа» на иврите). По решению кнессета, это День памяти шести миллионов евреев, погибших во время Катастрофы, и одновременно день героизма восставших в гетто и лагерях смерти. Он приурочен ко дню окончания восстания в Варшавском гетто — 2 мая 1943 года (восстание началось 19 апреля, т. е. 14 нисана в канун праздника Песах, отдельные очаги восстания продолжались еще 2 недели). В этот день мы склоняем головы перед миллионами жертв, государственный флаг Израиля приспускается наполовину, и в синагогах всего мира читается Поминальная молитва: «В память о погибших в Катастрофе европейского еврейства». Вот ее начало: «Да вспомнит

Г-сподь все души общин дома Израиля в изгнании в Европе, которые были преданы пламени в годы Катастрофы 5700 — 5705 гг (от сотворения мира). Шесть миллионов мужчин и женщин, девочек и мальчиков, юношей и девушек, стариков и младенцев, которые были убиты и уничтожены с ужасной жестокостью…»

Поиск нацистских преступников

«Мы верим в Б-га и в то, что после смерти будет продолжение. И вот, когда мы перейдем в мир иной, нас встретят 6 миллионов душ — еврейских душ, погибших в Холокосте. Они спросят нас: «А что вы сделали в той жизни?… Я отвечу: «Я помнил вас…»

В первые годы после освобождения я вообще не мог спать: мои мысли постоянно возвращались к людям, которых я потерял… Для меня война не закончилась».

Симон Визенталь

Поиск и предание суду нацистских преступников стали смыслом жизни многих бывших узников. Назовем одного: Симон Визенталь (1908 — 2005), человек, проведший в концлагерях 4 года, с июля 1941 года по 5 мая 1945 года. Он прошел четыре лагеря: Яновичи, Треблинку, Освенцим и Маутхаузен, где его, едва живого, 5 мая 1945 года спасли американские танкисты. Погибли все его родственники, 89 человек. Созданный им Центр (функционирует и поныне и носит его имя) передал в руки правосудия более 1100 нацистских преступников. Лично на его счету 170. Он сыграл важную роль в поимке Адольфа Эйхмана, Хермины Браунштайнер, убивавшей детей в Майданеке (эта 22-летняя охранница-садистка, прозванная «фрау-смерть» отправила в газовые камеры несколько сот детей), коменданта лагеря Маутхаузен Карла Зильбербауэра, Франца Штангеля, коменданта лагерей Треблинка и Сабибор Клауса Барбье, шефа лионского гестапо.

С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Нюрнберге состоялся суд над главными нацистскими преступниками. Их было 21 человек, в том числе Геринг, Гесс, доставленный из Англии, Кейтель, Риббентроп.

(Один из еще 12 судов стал сюжетом знаменитого фильма Стенли Крамера «Нюрнбергский процесс», 1961 г.). Из 12 нацистов, приговоренных к смертной казни, 16 октября были повешены 10, Геринг отравился накануне казни, Борман был приговорен заочно. Трое были приговорены к пожизненному заключению, четверо получили разные сроки, троих оправдали. Перед самой казнью зоологический антисемит Йозеф Штрайхер, издававший газету «Дер Штюрмер» выкрикнул: «Не делайте из нас пурим!» Среди приговоренных к 20 годам тюремного заключения был главный архитектор Третьего рейха, а затем министр вооружений Альберт Шпеер. Судьи поверили, что он не знал об «окончательном решении», и 20 лет тюремного заключения он получил за использование рабского труда. Комендант Освенцима Рудольф Гесс показал на допросе, что к концу 1944 года в германской военной промышленности трудились 400 тысяч рабов на предприятиях с особо тяжкими условиями труда. Ежемесячно каждый пятый либо умирал, либо, будучи не в состоянии дальше работать, возвращался в лагерь, в газовые камеры. У рабов не было имен, только выколотые на руке номера (Пол Джонсон «Популярная история евреев»). Шпеер, конечно, знал о тотальном уничтожении евреев. В 2007 году было опубликовано его секретное письмо из тюрьмы от 23 декабря 1971 года, в котором он признался, что 6 октября 1943 года присутствовал на совещании, где Гиммлер заявил, что все евреи будут уничтожены (известная «познанская речь» Гиммлера).

Гиммлера не было на суде в Нюрнберге. В форме рядового солдата он пытался бежать в Баварию, но 20 мая 1945 года случайно попался британскому патрулю. Он не был опознан, и его поместили в лагерь для военнопленных солдат. Гиммлер не мог снести такого унижения. Попросил личной встречи с начальником лагеря и на допросе назвал себя. 23 мая его вызвали на новый допрос, и когда врач в установленном порядке пытался произвести его личный осмотр, Гиммлер раскусил капсулу с цианистым калием, которую прятал во рту. Могила его неизвестна (Гвидо Кнопп «Холокост»).

Палач еврейского народа Адольф Эйхман избежал Нюрнбергского суда. Суд над ним состоялся в Израиле в 1961 году, куда он был тайно доставлен в 1960 году из Аргентины, где жил с семьей в пригороде Буэнос-Айреса с 1952 года и был служащим филиала немецкой компании «Мерседес-Бенц». Его выследил и захватил израильский «Мосад», руководил операцией глава «Мосада» Исер Харель. Он рассказал об этом в книге «Улица Гарибальди», Лондон, 1975 г. «Было трудно поверить, что этот обыкновенный человек был повинен в гибели шести миллионов. Особенно потрясло поймавших и охранявших его сотрудников «Мосада», когда однажды на прекрасном иврите он стал читать «Шма Исраэль…» «Меня учил ивриту один раввин», — объяснил Эйхман остолбеневшим израильтянам», — читаем мы в книге Д. Айзенберга, У. Дана и Э. Ландау «Мосад», Москва 1993 г. Суд над Эйхманом начался 11 апреля 1961 года. Речь главного прокурора Гидеона Хаузера опубликована отдельной книгой: «6000000 обвиняют» (3-е издание Б-ка Алия, 1990). Признавая, что Катастрофа была «самым большим преступлением в истории человечества», Эйхман пытался выставить себя одной из лошадей, которые тащат повозку. 15 декабря в Иерусалимском окружном суде был объявлен приговор. Вот его заключительные слова: «Суд приговаривает Адольфа Эйхмана к смертной казни за преступления, в которых он признан виновным — преступлениях против еврейского народа, против человечности и за военные преступления». До сего дня это единственный смертный приговор, вынесенный судом Государства Израиль. В ночь на 1 июля 1962 года Адольф Эйхман был повешен, труп его сожжен и пепел развеян над Средиземным морем вне территориальных вод Израиля.

В декабре 1989 года лауреат Нобелевской премии мира и злобный антисемит епископ Десмонд Туту заявил в Иерусалиме, что пришло время простить нацистов за убийство 6 миллионов евреев, простить всех, включая тех, кто остается на свободе. «Кто позволит мне прощать? — говорит бывший главный раввин Израиля Исраэль-Меир Лау. В семилетнем возрасте он был освобожден американцами из Бухенвальда. — Я не могу забыть моих погибших мать и отца».

Ответом Туту служат слова Симона Визенталя: «Мне говорят: оставьте нацистов в покое, они уже старые, а я всегда отвечаю: среди тех, кого они убивали, тоже были старики, и дети, и женщины. Пусть отвечают. Они до последнего дня должны дрожать от страха, что их найдут» (Газета «Вести», Израиль).

И они дрожат, ибо их продолжают находить. Более 30 лет назад была опознана надзирательница лагерей Равенсбрюк и Майданек Орна Волш, лично участвовавшая в убийстве евреев в 1942 — 44 годах. В 1973 году австрийский суд прекратил рассмотрение ее дела из-за недостаточности улик. Однако директор Центра Визенталя Эфраим Зуров продолжил расследование. В 2007 году появились новые улики из Польши, и австрийская полиция возобновила расследование преступлений 85-летней гражданки Австрии нацистской преступницы Орны Волш (Internet, Sedmoykanal, 29 января 2008).

Напомню историю другого нацистского преступника Джона (Ивана) Демьянюка. В 1981 году американский суд признал в нем охранника в нацистских лагерях (при въезде в США он писал, что был узником лагеря). Суд выдворил его в… Израиль. В 1988 году израильский суд приговорил его к смертной казни через повешение, ибо свидетели признали в нем охранника-садиста из Треблинки Ивана Грозного. Однако Высший суд справедливости — БАГАЦ отменил это решение и оправдал его за недостаточностью улик. Его вернули в США. В 2002 году американский суд установил, используя новейшую компьютерную технологию, что Демьянюк-таки был охранником, но не в Треблинке, а в Собиборе, Майданеке и Флоссенбурге, где были уничтожены сотни тысяч человек. В 2004 г. 84-летнего Демьянюка вновь лишили американского гражданства, а 2 года спустя отклонили его апелляцию и выдворили из страны (Internet, Sedmoykanal, 22 дек. 2006). Уже не осталось в живых почти никого из свидетелей его преступлений, но живы их дети и внуки, для них очень важно, что преступник не ушел от наказания.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора