И корабль плывет… (e la navе va)

«Кинофильм выдающегося итальянского режиссёра Федерико Феллини. Сценарий Тонино Гуэрры, стихи Андреа Дзандзотто. Сочетание элементов комедии и драмы, а также фарсовые и гротесковые элементы вызвали неоднозначную реакцию критиков на этот фильм. Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями.

«Википедия»

Нет, уважаемые поклонники и хулители великого Федерико, речь пойдет не о выдающемся итальянском режиссёре, даже не о кино и даже не об искусстве. Зачем же тогда тянуть весь этот неореализм из «Википедии»?

Хорошо, а как мне в русской Америке начать некоммерческое интервью с доктором?! Без медикейда, уникального оборудования и высших врачебных категорий?! К тому же наш гость — человек религиозный, а первые буквы итальянского названия фильма составляют одно из имен Всевышнего. Это само по себе символично, как и тонкое искусство Феллини (Маэстро было бы приятно, а нам ничего не стоит!).

И потом знаете анекдот: В грузинском театре идет спектакль про революцию. На сцене за письменным столом в огромной кепке напряженно работает сам вождь мирового пролетариата. Стук в дверь. Ленин: «Я занят!». Работает. Снова стук. «Я занят!». Через минуту все повторяется. Вдруг из зала громовой голос: «Ну прыми чэловека, да!». Главный герой вскакивает, бросает кепку на пол и кричит в зал: «Слушай, кто здэсь Лэнин, ты или я?!»

Так что, не учите, пожалуйста. Вот будете писать в «Еврейский Мир», тогда и покажете, как надо.

Итак, господа, гость номера — Ефим Свирский! Практикующий психотерапевт, преподаватель иудаизма, автор книг «Перевоплощение», «Вне диалога — пропасть», «Тора и психология», «Свобода и выбор», ведущий радиопрограмм.

Отцы и дети

— Ефим, мы давно знакомы, но скорее профессионально. Главным поводом для встреч были Ваши семинары по Торе и психологии. И вот есть возможность поговорить не только о Вашей работе, но и о Вас. Столько книг, публикаций — скоро у Вас будет не меньше статей, чем у вашего отца — известного писателя Григория Свирского. Скажите, а что для Вас отец? Как Вы «вытекаете» из своего папы?

— Как я вытекаю из моего папы? Ты знаешь, я думаю что папа… Я его как-то спросил: «Какая у тебя мотивация была?» — он же пошел против советской власти, против Советского Союза. Представь, такой танк и… диссидентство. Он сказал: «Просто такое было ощущение, что если этого не делать, то ты не будешь человеком. Нельзя в этом принимать участия, потому что ты просто не чувствуешь себя человеком». И я думаю, что вот эта смелость — посмотреть, а где правда, где истина, а потом за ней пойти, а потом проверить… Вот это то, как я из него «вытекаю». Перестраиваться ведь достаточно тяжело, ты понимаешь. Ведь тот материал, который тебя заинтересовал и когда-то ко мне привел, ведь это не просто интеллектуальная информация. Это полная перестройка мировосприятия, мироощущения, внутреннего мироздания человека. Она идет. До сих пор. Но так, как он мог встать и идти против всего общества, против косых взглядов, против людей, которые не понимали, которые говорили матери: «А вообще, как ты с ним не разведешься!» А мама отвечала: «Мы одних взглядов придерживаемся…». Так вот и мне в свое время пришлось пойти против общества, в котором я жил, против стереотипов. Ведь, с одной стороны, было бывшее советское общество, абсолютно атеистическое, с другой, канадское светское (мы тогда жили в Канаде). И вот сказать, что правда здесь, и уже не важно, как отнесется такая-то приятельница, или вот этот круг…

— Готовясь к интервью, я прочитал много интересного о Вашем отце. Вот фрагмент его речи в Центральном Доме литераторов, которую он произнес в присутствии Секретаря ЦК КПСС (из воспоминаний Бенедикта Сарнова):

«… Как-то шли по Осетии с группой альпинистов и туристов. В одном из селений подошел к нам старик и сказал: «Мы приглашаем вас на свадьбу. Вся деревня будет гулять; а ты, он показал на меня, не приходи!» И вот я остался сторожить вещи группы. Сижу, читаю книжку и вдруг вижу, улица селения в пыли, словно конница Буденного мчится, меня хватают и тащат.

Жених и невеста кричат: «Извини, дорогой»! — Меня притаскивают на свадьбу, наливают осетинскую водку арака в огромный рог и вливают в меня. Я спрашиваю моего друга, что произошло. Почему раньше я получил «персональное неприглашение», а сейчас потчуют как самого дорогого гостя? Оказывается, мой друг спросил несколько ранее старика, и тот объяснил гордо: «Мы грузин не приглашаем!» Мой друг объяснил, что я не грузин… Тогда старик закричал, что только что кровно обидел человека, и он, этот человек, будет мстить. И вот вся свадьба, чтобы не было мести, сорвалась — и за мной… На другой день старик приходил узнать, простил ли я его за то, что он принял меня за грузина…

Когда закончился маршрут, мы спустились в Тбилиси. Вечером вышли гулять. Подходят два подвыпивших гражданина и что-то говорят мне по-грузински. Я не понимаю. Тогда один размахивается и бьет меня в ухо. Я падаю. Кто-то в подъезде гостиницы кричит: «Наших бьют!» — альпинисты выскакивают из гостиницы и начинается потасовка. И вот мы в милиции. Идет разговор по-грузински. И вдруг ударивший меня кидается к столу дежурного, разглядывает мой паспорт и идет ко мне со словами: «Извини, мы думали, что ты армяшка, из Еревана. Идем, будем гулять». Я едва от них отбился.

В нашей группе альпинистов половина была из Прибалтики. Они прекрасные спортсмены. После того, что произошло, мы сблизились. Но когда они о чем-то говорили, и мы подходили, они замолкали, а когда я спросил, в чем дело, мне ответили: «Ты же русский!»

Когда приехал в Москву, узнал, что меня не утвердили в должности члена редколлегии литературного журнала, потому что я еврей…»

— По-моему, эта речь очень точно характеризует Вашего отца. Ефим, а Вы на его творчество как-то повлияли?

— Напрямую едва ли. Хотя, когда он создавал книгу против израильской бюрократии, то главный положительный герой выведен религиозным — по моему совету.

— Вы имеете в виду трилогию: «Ветка Палестины»?

— Да. Книга «Прорыв» из трилогии «Ветка Палестины. Еврейская трагедия с русским акцентом», кажется. Я ему тогда сказал: «Противостоять всей этой махине бюрократии должен не просто человек, в чем-то там ущемленный, обиженный. Он должен быть другой идеологии». Он со мной согласился и сделал героем человека, именно вернувшегося к религии, бааль тшува.

— Своего рода продолжение диссидентства Григория Свирского. Только уже в Израиле. Такое ощущение, что после войны, где Ваш папа служил в полку бомбардировщиков, он так и не научился жить мирно. Вы ведь знаете, как Вас отпустили из Союза. С какой формулировкой?

— Что ты говоришь?! Ты раскопал такие вещи?

— Почитаем? А потом перелистаем страницу и пойдем дальше.

Из записки КГБ при Совмине СССР в ЦК КПСС 26 января 1972 г. Секретно

В Комитет Госбезопасности поступили материалы о провокационных националистических действиях бывшего члена Московской организации Союза писателей РСФСР Свирского Григория Цезаревича, 1921 года рождения.

В январе 1968 года Свирский выступил на партийном собрании Московской писательской организации с клеветническими нападками на политику партии в области литературы. Призывал к представлению полной свободы публиковать порочные и политически вредные произведения. Партийная организация МОСП за антипартийное поведение на собрании исключила его из членов КПСС.

После исключения из партии Свирский предпринимал попытки организовать серию подобных выступлений других писателей. Среди своего окружения высказывал резкую критику в адрес партийно-правительственного руководства СССР по поводу ввода советских войск в Чехословакию.

Учитывая изложенное, а также то, что Свирский продолжает оказывать вредное политическое и идеологическое влияние на свое окружение из числа интеллигенции и молодежи, считаем дальнейшее пребывание Свирского в Советском Союзе нецелесообразным, в связи с чем можно было бы не препятствовать его выезду в Израиль.

Председатель КГБ, Ю. Андропов

По Секретариату ЦК. Согласиться:

М. А. Суслов, А. П. Кириленко, П. Н. Демичев, И. В. Капитонов, А. Н. Шелепин, К. Ф. Катушев.

— Потрясающе. Где ты нашел?

— Готовился! Итак Ефим, Теперь к Вашему жизненному поиску. Почему Вы выбрали для себя медицину, а не литературу?

Духовный поиск врача-диссидента

— Я тогда жил в Канаде. И все время искал себя.

Одним из моих интересов было иглоукалывание. Как это так, втыкаешь иголку в одной части тела, а эффект получаешь совершенно в другой. И у меня был приятель — врач-психиатр, который занимался еще и иглоукалыванием. И он мне сказал: «Я научу тебя, но сначала «возьми» себе какой-то лайсенс, разрешение, которое дало бы тебе возможность вообще касаться тела». И самым простым, самым быстрым был массаж. И я пошел на очень серьезный курс акупунктуры, где выучил все, кроме акупунктуры! Потом я связался с остеопатами, так что после колледжа я уже принимал пациентов именно в этом качестве. Потом я был одним из немногих «недокторов» на курсах повышения квалификации врачей Мичиганского университета, который приглашал лучших профессоров со всего мира. Потом я познакомился с техникой манипуляции мягкими тканями. Она работает очень интересно. Например, человек побывал в аварии. Получил травмы. И, работая с тканью, ты можешь вернуть человека в момент аварии. И у него будут все те же симптомы, что и тогда. Если был синяк или опухоль, то у него натурально появятся те же синяк или опухоль. То есть через некую память в мягких тканях ты можешь отправить человека ровно в ту же ситуацию. И он будет испытывать то же, что и тогда. Если он паниковал, то будет паниковать и сейчас, и так далее. И вот на курсах профессора мне сказали, что раз уж ты занимаешься этими техниками, то возьми себе еще и психотерапию. И тогда ты сможешь иметь доступ к подсознанию не только через тело, но и через мозг. Ты понимаешь, очень много проблем, болей, которые человек чувствует, они имеют именно психологические корни. Например, человек оказался в ситуации стресса. У него моментально напряглись мышцы шеи, плечи и так далее. Стресс — это состояние психологическое. Вот он приходит к специалисту, тот его расслабляет, лечит, а человек выходит на улицу и попадает в то же самое психологическое состояние. И через день, два у него все на месте! Как мне одна знакомая рассказала: «Хожу к одному хиропрактору, очень хороший специалист. Я уже шесть лет пользуюсь его услугами!». Я ей говорю: «Зачем ты к нему ходишь?» То есть понимаешь, когда я начал помогать человеку психологически, я мог избавить его от болей, которые физиологически были неизлечимы.

— Ефим, тут бы Вам, как говорится, жить-врачевать, да добра наживать! Откуда, зачем в Вашей жизни появилась религия?

— Через практику я стал замечать некоторые вещи, которые и привели меня к этому. Пациенты говорили, что после моих сеансов они стали «духовными» людьми. Какими «духовными»? Откуда? Я же этого не делаю! Потом добавилась еще парочка случаев с регрессией в прошлую жизнь. Когда приходит пациент с неким страхом. Откуда страх? — из прошлого. Из детства, иногда еще с младенчества. Начинаешь разматывать. Приходишь в один возраст с подобной ситуацией, которая вызвала страх, потом в более ранний возраст. А тут человек говорит тебе, что он вообще где-то в Средних веках! Ну и, естественно, это вылезло за рамки исторического материализма. Конечно, был очень большой стресс. Мало ли, человек почитал исторические романы, или… Ты понимаешь. Я начал читать литературу. Не еврейскую, просто медицинскую. Стали выясняться интересные факты. Там были проведены исследования врачами-психиатрами, другие опыты в этой области, когда задавались подобные вопросы: «Откуда мы можем знать, что люди действительно переживают?» — и так далее.

И постепенно на горизонте появился иудаизм. Тогда я собрал группу приятелей и говорю: «Давайте пригласим раввинов каждого направления: ортодоксального, консервативного, реформистского — и спросим их, почему они принадлежат к этому течению. Я сначала думал, что буду реформистом. Мне казалось, что они берут закон и приспосабливают к сегодняшнему дню. И к нам пришли реформистские раввины и очень честно нам сказали, не вешая лапшу на уши, что мы не верим, что Тора была дана на горе Синай. Ее написали мудрые люди, духовные, у нас сегодня тоже есть мудрые люди, духовные, так что то, что тебе подходит, ты берешь, а что нет, то нет. Я говорю: «Постойте, у нас уже такое было с Конституцией в СССР. Она-то была хорошая, но видите, что произошло, когда каждый берет, что захочет». Словом, стало понятно, что такое приспособленчество… учиться там нечему. Духовность надо искать у того, кто воспринимает ее серьезно.

Консерваторы сказали интересную вещь, что консервативное движение началось… с креветок! Было какое-то сборище реформистских раввинов, конвенция, и они хотели избавиться от всех традиций. И как символ они поставили на стол всякие некошерные блюда, в том числе креветки. Кошерность обычной еды издалека не отличишь, а креветки сразу заметны. И часть реформистских раввинов сказали: «Ну это уже слишком!». И они демонстративно ушли и начали консервативное движение. И нам этот раввин сказал, что у него проблема с использованием автомобиля в Шаббат. В Торе ведь сказано не зажигать огня! У реформистов никаких вопросов нет, они не признают традицию и спокойно ездят куда угодно. А у консерваторов ты имеешь право ездить только в синагогу.

Я спросил: «Почему в синагогу можно?» Понимаете, ортодоксальные евреи молятся три раза в день, и, хочешь не хочешь, они все равно приходят в синагогу. А у консерваторов молятся только раз в неделю — в Шаббат. И если мы им не разрешим ездить, то они вообще не придут».

Тогда я подумал: «Ладно, это хорошо для синагогального бизнеса, но где здесь Тора?»

И когда мы встретились с ортодоксальными людьми, которые соблюдают серьезно, сразу разбилось множество стереотипов. Выяснилось, что хорошо — задавать вопросы, что нужно знать, а не слепо верить. Открылись многие философские вещи. Я понял, что если я хочу серьезно что-то понять, то путь находится здесь.

— Сложно было себя перестраивать?

— Сложно. Ведь если человеку тридцать лет, и он ведет определенный образ жизни, у него свой какой-то круг общения и вдруг… Много чисто профессиональных вещей. Помню я в первый раз поехал преподавать в Нью-Йорк, и меня поместили на пятьдесят третий этаж. Пятизвездочная гостиница, они хотели оказать уважение, а у меня Шаббат! И таких проблем было сколько угодно. Например, кашрут. Я тогда жил один, питался где угодно. Или женщины. Я мануальный терапевт. Пока она лежит, я могу все что хочешь, а когда она встает, я даже руку подать не могу! И дальше больше! Мое мировоззрение, мироощущение, все ломалось. Оно и до сих пор ломается. Так должно быть. Если нет, то фактически ты остановился в своем росте. Ломка идет все время. Ведь ты меняешь черты характера (на иврите — мидот). А это такая вещь, которая так просто не поддается. Великие люди — Аризаль, Виленский Гаон — сказали, что на это уходит вся жизнь. Это самое трудное.

— Ефим, как Вы понимаете слова Аризаля: «Всевышний возвращает одиноких домой»?

— Я попробую ответить, но это будет мое мнение. Не факт, что Аризаль тоже так думал.

Всевышний везде. В нас. Мы в Нем. Мы его проявления. И если мы этого не чувствуем — мы одиноки. У нас всегда есть внутри что-то, куда никого не впускают. Есть решения, которые человек может принять только сам. Когда он один. Один — вовсе не означает, что одинок. Есть много ситуаций, когда человек хочет побыть один. Например, подумать о чем-то. Мы уединяемся. Но мы не одиноки! А когда человек чувствует себя одиноко? В присутствии людей. И этого социального одиночества, если человек не чувствует присутствия Всевышнего, не избежать. Когда ты с Творцом, то ты действительно возвращаешься домой. Ты чувствуешь Его присутствие, чувствуешь себя частью мироздания. Это и есть возвращение к себе домой.

— Вопрос на стыке Вашей профессии и религии. Творец задает человеку определенные условия, предлагаемые обстоятельства. К примеру, болезнь, перенесенная в раннем детстве. Ее последствия человек несет всю жизнь. Тут могут быть или проблемы общения, или какие-то испытания, с ней связанные. И вот появляетесь Вы и избавляете человека от всех этих «помех» в его жизни. Не придется ли Всевышнему «восполнять пробел» какой-нибудь еще более серьезной проблемой?

— Это не совсем так. Не я решаю за человека некую проблему — он решает сам. Я даю ему доступ к информации, помогаю найти проблему, инструмент, механизм, как с ней работать. Мы не лишаем пациента свободы выбора. Наоборот, я ему добавляю пять-шесть степеней свободы, давая доступ к своему внутреннему миру! Не уменьшаю, а увеличиваю. Это первое. Далее. В Торе сказано, что Всевышний перед тем как создать проблему, дает решение этой проблемы.

И в-третьих, у человека, к примеру, головная боль. Он приходит к врачу. Тот говорит: «Я не могу устранить причину боли, но вот тебе таблетки, они снимут боль». То есть таблетка явно не решает проблемы. Человеку снимают боль, вызванную чем-то еще. То есть, снимают симптом. Вопрос: имеет ли право врач дать эту таблетку? Он снимет симптом, человек будет продолжать делать то же самое, и наверняка будет еще хуже.

Тора говорит, что если не можешь убрать причину, то хотя бы помоги избавиться от боли. Врач обязан дать таблетку! А если может убрать причину — тем более!

Сейчас мы совместно с р. Меиром Бруком заканчиваем новую книгу, в которой можно будет узнать подробности нашего метода и, кстати, найти фрагмент в Торе, в котором описываются принципы нашей терапии.

— Помните в «Мастере и Маргарите» представление в варьете и вопрос, как поменялись москвичи. Люди вокруг Вас, их интересы, Ваш пациент как-то меняется?

— Все то же самое. Они были три тысячи лет назад такими же. Страхи у людей те же: смерти, провала, одиночества, отверженности, потери контроля и так далее. Низкая самооценка. Сегодня это эпидемия. Эпидемия низкой самооценки. Люди не чувствуют присутствия Всевышнего, Его любовь. Человек не видит выхода, потому что в материализме его нет. Идея какая? В чем американская мечта? Что ты имеешь некий набор вещей, и это тебя делает счастливым. Некую престижную профессию, репутацию, дом, красивую жену, яхту и обязательно собачку. И что? У человека все это есть, но все равно он чувствует, что счастья нет. И тут, конечно, человек впадает в депрессию, потому что он понимает, дальше-то некуда! Раньше хоть голос какой-то говорил: «Вот этого достигнешь, вот тогда будешь счастлив!». И здесь многие люди сегодня, очень талантливые, они обращаются к духовности. Потому что они достигли уже всего, что Америка обещала, чтобы быть счастливым, увидели, что это не дает подлинного счастья, и стали искать дальше — приходить к духовности.

— Есть ли у Вас ученики, работающие в Америке?

— Я сейчас заканчиваю в Нью-Йорке обучение первой группы из трех учеников. Они успешно смогут использовать техники, которые помогут людям прийти к духовности. Разобраться в себе и найти, что пока мешает. Я планирую приезжать в Нью-Йорк несколько раз в год. А в мое отсутствие можно будет обращаться за помощью к моим ученикам. На общей фотографии — читатели газеты могут увидеть нашу нью-йоркскую группу.

Некий свет на название статьи…

— Ефим, близится Рош Хашана. Ваш личный урок для читателей «Еврейского Мира».

— Очень много людей неправильно понимают этот праздник. Говорят Судный День — это Йом Кипур. На самом деле Судный День — это Рош Хашана. То есть, это день суда. Теперь, когда человек слышит «День Суда», у него, что называется, волосы встают дыбом, люди не любят суд. И это неверно по отношению к Рош Хашана. В соответствии с нашей традицией, мы видим, что у нас трапеза, мы хорошо одеваемся. Не для такого бездумного веселья, но этот день явно не Девятое Ава. Тут нет такого битья в грудь — виноват, каюсь! И тогда спрашивается: «А почему нет?» Что мы должны сказать Всевышнему в День Суда, если не «я больше не буду»?

И одна из самых важных задач Рош Хашана — это «воцарить царя царем», то есть над нами. Звучит это для «демократического» или «постсоветского» уха ужасно. Потому что у нас ассоциации самые страшные. Но когда мы просим в молитвах Всевышнего раскрыть свое присутствие, то о чем мы просим? О диктатуре? «Творец, мы хотим, чтобы побыстрее настала твоя диктатура».

Речь здесь идет о неких фактах духовности, о раскрытой доброте, милости, обществе справедливости, гармонии. То есть слово «Малхут» (на иврите — царство) — это гармония. Значит, царь — это тот, кто создает гармонию. И тогда становится понятно, почему Всевышний просит нас сделать его царем. Потому что есть диктатор, а есть царь, который помогает создать гармонию. Гармонию нельзя кому-то навязать насильно, потому что если ее вбить в глотку, то это уже не гармония. То есть гармонию можно создать только если ты хочешь принять! И это то, что говорит Всевышний: «Я мог бы тебе помочь в следующем году добиться максимально того, чего тебе не хватает, но дай мне возможность, пожалуйста, для тебя это сделать!». То есть фраза «Воцарить Творца» означает дать Ему возможность помочь нам максимально использовать свой потенциал на следующий год. Тогда другой вопрос: кто займет престол? Если мы не поможем его занять Царю, то нами будет править наш Эгоизм.

Тогда понятна и подготовка к Рош Хашана. Сказано, что месяц Элул — это месяц любви. Что это значит? Возможность почувствовать любовь Творца сильнее, чем в любое другое время в году. Когда человек кого-то боится, кому-то не доверяет, то не только не раскрывается, — он от него прячется. «А может быть, не заметит, как-нибудь обойдется!». И это противоположно тому, что нужно сделать на Рош Хашана. Поэтому надо действительно постараться приблизиться ко Всевышнему, почувствовать Его любовь. Ведь мы говорим: «Авину Малкейну» (Отец наш Царь наш), потому что наш папа — король. Он не просто король, он еще наш папа. А как папа судит своих детей? «Как я могу помочь своему ребенку?!. Но — он говорит, — если мой ребенок даст мне возможность ему помочь, я помогу. Если нет, мне будет тяжело это сделать».

Тогда каждый готов сказать: «Ты, Творец, просишь у меня разрешения мне помочь?! Добро пожаловать!». Но если «Добро пожаловать», тогда нужно соблюсти все законы. И тут человек говорит: «Подождите, у меня свои отношения со Всевышним»! И дальше оказывается, что наши эмоциональные привычки, наш эгоизм очень протестуют. Поэтому первая тема, как я сказал, воцарение Всевышнего.

— Как же разобраться с эгоизмом? Пусть умом человек понимает, соглашается, но как быть с тем, что Вы называете «эмоциональными привычками»? Дайте практический совет.

— Здесь нет единственного совета. Первое, что нужно сделать в День Суда — самому никого не судить. Вот этому критическому голосу, который, не останавливаясь, судит людей, самого себя, скажи этому голосу: «Сегодня ты молчишь»! Если ты день проведешь вот так, никого не осудив, у тебя будет другой шанс, у тебя будет другой год, у тебя будет другая жизнь. Надо сказать Всевышнему: «Сегодня ты Царь, сегодня я никого не сужу».

Второе. В молитве Рош Хашана мы читаем о Ноахе (Ное). И задается вопрос: а почему он должен был целый год заботиться обо всех животных? Устроил бы Творец какой-нибудь заповедник, усыпил бы их… Время потопа — это время суда. Над человечеством. И что делает Всевышний? Он дает возможность Ноаху совершать добро, не переставая. И, совершая добро, он получает добро. То есть его ковчег плывет, пока Ноах совершает добро! Любая душа утонувшего человека поднимается ко Всевышнему и спрашивает: почему Ты меня утопил, а он плывет? И Всевышний отвечает: «А чем он там занят? — Он делает добро. — А ты чем занимался?!» То есть наше же зло, оно же нас и достает. Второй совет в Рош Хашана — делать больше добра. Себе, людям. Позови гостей, скажи им что-то доброе, умное. Чем больше сделаешь, тем больше получит человек добра.

Еще одна важная вещь — это мицва слушать Шофар. Это рог. Он растет образом, противоположным тому, чем мы трубим. Широкая сторона у головы, острая — снаружи. А когда трубят в шофар, его переворачивают. Для чего рог служит животному? В основном он несет функцию защиты. А что выполняет функцию животной защиты в человеке? Все, что написано в Торе, является архетипом того, что происходит в мире и в нас. Авраам — это добро, Ицхак — справедливость… Что такое животное внутри нас? Инстинкт. Выживания, размножения. А животная защита в человеке? Это гнев, ярость. И наша задача — перевернуть эту защиту. Что мы делаем, когда трубим в рог? Вдыхаем в него воздух. Когда Творец создал человека, Он вдохнул в него душу. То есть, чтобы поменять функции животной защиты, нужно вдохнуть в них воздух. Когда мы это делаем, они преобразовываются. Животное, услышав шофар, очень пугается. Оно ищет защиты. А потом видит, что Всевышний и есть самая лучшая защита.

Про шофар сказано: когда человек слышит звук Шофара, в этот момент Творец пересаживается с трона Суда в кресло Милосердия.

Важно отметить еще один момент. Мир человека создан его словами. Мир, в котором мы живем, создан словами Всевышнего. Но было и нечто, что им предшествовало. Звук. Звук шофара есть тот самый звук. Шофар — это возвращение мира в зачаточное состояние. Когда еще ничего не было. Даже речи. И вот в этом состоянии как раз и можно все исправить.

И еще одна тема Рош Хашана — память. Без памяти нет вообще понимания того, что происходит. И одно из таких воспоминаний — Амалек. Всевышний говорит, что мы должны помнить, что сделал нам Амалек, и, когда будет возможность, стереть о нем память: «Сотри память об Амалеке, не забудь». Что сделал нам Амалек? Напал в присутствии Всевышнего. Когда такое происходит, возникает вопрос: «А где же Всевышний?». То есть сомнение. Амалек так и говорит: «Я напал, чтобы посеять сомнение». Это произошло, когда народ был ослабевшим и уставшим. Духовно. У людей не было воды. И вместо того, чтобы попросить у Всевышнего воду, они задают вопрос: «А есть ли Всевышний среди нас?». Как только у человека возникает эмоциональное сомнение, он сам отодвигается от Всевышнего. И как только это происходит, то по принципу мера за меру Всевышний создает вокруг человека вот это пустое пространство. Как только это произошло, Он дал Амалеку возможность напасть. И это надо помнить!

— Ефим, Ваше пожелание читателям на Рош Хашана.

— Максимально открыться. Ощутить присутствие Творца. Дать Ему возможность помочь нам.

На корабле беседовал и фотографировал Вадим Телеш

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора