Герои балтики

«Дикий инстинкт военного убийства так заботливо в продолжение тысячелетий культивировался и поощрялся, что пустил глубокие корни в мозгу человеческом. Надо надеяться, однако, что лучшее, чем наше, общество сумеет освободиться от этого ужасного преступления».

Л. Н. Толстой

«Об истине, жизни и поведении»

Чем дальше время уносит нас от лихолетья Второй мировой войны, тем все больше раскрывается всеобъемлющая историческая память об истинных свидетельствах ужасной трагедии XX века. В послевоенные годы любой служивый военно-морского флота Союза ССР знал о подвигах легендарного подводника Александра Маринеско, подводная лодка которого 30 января 1945 года торпедировала немецкий лайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого якобы находился весь цвет германского подводного флота — около 7500 человек. О самоотверженных подвигах А. Маринеско много написано, рассказано и показано, а сам факт потопления «Вильгельма Густлова» сослуживцы Героя называли не иначе как «атакой века». В этом же походе подводной лодкой «С — 13» под командованием А. Маринеско был потоплен и военный транспорт «Генерал фон Штойбен», водоизмещением 15000 тонн, на борту которого находились 3500 человек. По возвращении на базу А. Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза, однако вскоре представление на проштрафившегося (за пьянство и самовольный уход с корабля) командира лодки, по ходатайству политорганов, было отозвано. Звание Героя Советского Союза А. Маринеско был удостоен лишь посмертно Указом президента СССР от 5 мая 1990 года.

О легендарном советском подводнике Второй мировой войны в Германии вышел двухсерийный телефильм режиссера Йозефа Вильсмайера и опубликован роман Гюнтера Грасса «Траектория краба».

Основываясь на различных документальных источниках, публицист российского сайта Грани.ру Борис Соколов написал статью «Потопленный миф», где развенчал многие советские мифы, укоренившиеся в российской историографии, воспевающие подвиг А. Маринеско.

К примеру, погибший лайнер был назван в честь фюрера нацистской партии в Швейцарии Вильгельма Густлова, убитого в 1936 году студентом Давидом Франкфуртером, мстившим за преследования евреев нацистами. По иронии истории, «Вильгельм Густлов» был потоплен в 50-летний юбилей Густлова, и немецкие средства массовой информации постоянно подчеркивали, что Густлова убил еврей, приводилось выступление Гитлера на похоронах своего товарища по партии: «За спиной убийцы стоит наполненная ненавистью сила нашего еврейского врага, пытающегося поработить немецкий народ… Мы принимаем их вызов к борьбе!» Тогда Гитлер объявил общенациональный траур, откуда и родилась у наших пропагандистов байка, будто траур объявлен в связи с потоплением «Густлова»…

В те дни немецкие войска под натиском Советской Армии откатывались к Одеру, советские танки угрожали Берлину, и у Гитлера были заботы поважнее, чем объявлять какого-то Маринеско своим личным врагом. Вся эта притянутая за уши история не более чем плод фантазий советского агитпропа.

Многое в истории с гибелью «Густлова» было совсем не так, как десятилетиями утверждалось в советской стране. На борту «Густлова» находились только около тысячи военнослужащих, в том числе 373 девушки из вспомогательной службы флота. Кроме того, в годы войны «Густлов» служил казармой для второй учебной дивизии подводного плавания. Отсюда и родилась легенда о том, что более тысячи инструкторов-подводников, цвет германского подводного флота, погибли вместе с «Густловом». В советской версии утверждалось, будто бы на борту судна находились 3700 офицеров, экипажи для 70 — 80 подлодок, а девушки из вспомогательной службы флота превратились в эсэсовских надзирательниц концлагерей.

Не просто сложилась судьба А. Маринеско после увольнения в запас. Тем не менее этому отважному подводнику заслуженно поставлены памятники в Калининграде и Кронштадте. На здании Одесского мореходного училища, в Кронштадте на доме № 2 по улице Коммунистической, в Санкт-Петербурге в доме № 6 по ул. Маринеско установлены мемориальные доски. Его именем названа набережная в Калининграде, о нем сняты фильмы, написаны книги.

С другим героем-подводником, Героем Советского Союза Богорадом Самуилом Нахмановичем я был знаком лично: после войны мы несколько лет служили в Рижском военно-морском гарнизоне. Было больно видеть, как этот опытный офицер, чистокровный еврей, запрещавший менять его имя и отчество, которым его нарекли родители, сносил все обиды антисемитского государства. Службу свою капитан 1-го ранга С. Н. Богорад закончил на весьма неприметной должности — командира дивизиона аварийно-спасательной службы, а демобилизовавшись, продолжал в должности капитана плавать на судах Латвийского пароходства.

Его боевой путь начался осенью 1941-го, когда Самуил Богорад открыл свой победный счет, потопив транспорт с военным грузом у Таллинна. В сентябре 1942 года им был атакован конвой из пяти транспортов в окружении четырех сторожевых кораблей, один из которых был потоплен. В 1943 году на своей «Щ — 310» (их звали «щуками») С. Богорад потопил большой военный транспорт «Франц — Рудольф» и в районе о. Борнхольм ещё два немецких транспорта и паром «Дойчланд» с полком вражеских солдат. В 1944 — 1945 гг. подлодка С. Богорада «С — 11» потопила 10 транспортов фашистской Германии, причем, один из них был торпедирован, когда подлодка находилась в надводном положении. Это был довольно крупный транспорт, вывозивший немецкие войска и гражданское население из Курляндского «котла». С. Богорад поступил благородно: он не мог уничтожить транспорт, на борту которого, кроме военнослужащих, находились много женщин и детей, поэтому приказал всем пассажирам транспорта высадиться в шлюпки, а затем выстрелом торпеды потопил транспорт. Капитана судна С. Богорад взял к себе на борт, где тот подарил ему свой цейсовский бинокль… Уже закончилась война, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года капитану

3-го ранга Богораду Семену Наумовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Изменение его имени и отчества в Указе было произведено без его согласия.

С тех пор прошло много лет, и, уже плавая капитаном теплохода, находясь в проливной зоне, он пригласил к себе на борт лоцмана. Прибывший лоцман оказался тем самым командиром транспорта, которого С. Богорад много лет назад приютил у себя на лодке. Самуил Нахманович с благодарностью вернул ему его цейсовский бинокль. Эту историю рассказал мне сам Богорад, которого я случайно встретил в Риге, у подарочного магазина «Сакта», буквально накануне своего отъезда в эмиграцию. Он плохо выглядел, жаловался на здоровье, но я его уговорил зайти в кафе, где он мне и поведал эту занятную историю. Умер Самуил Нахманович в 1996 году, и прах его покоится на Гарнизонном кладбище в Риге. Почти 10 лет могила Героя выглядела, мягко говоря, малозаметной, и только к 60-й годовщине Великой Победы на могиле был установлен памятник отважному сыну еврейского народа, подводнику, Герою Советского Союза, капитану 1-го ранга Самуилу Нахмановичу Богораду.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора