Здравому смыслу вопреки

Перед возведением переносного Храма Моше призывает евреев соблюдать Шаббат, затем предлагает собрать пожертвования — материалы для Мишкана, его обстановки и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями “проекта”. Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний и других материалов, что вскоре образуются большие излишки, и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вправленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета для хранения скрижалей и Торы, обитый золотом снаружи и изнутри. На золотой крышке Ковчега выполнены два “крува” — человекоподобные фигурки с вытянутыми вперед и вверх крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Менора выкована из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для жертвоприношений.

“И сделали все мудрые сердцем… шатер” (Шмот, 36:8).

Раздел “Ваякель” — предпоследний во второй книге Пятикнижия “Шмот”. Если в предыдущих разделах “Трума”, “Тецаве” и, частично, “Ки Тиса” описаны указания по строительству переносного Храма (Мишкана), изготовлению его утвари и одежд священнослужителей, то в двух завершающих разделах “Ваякель” и “Пикудей” говорится о самом ходе работ. Эти две части разделены драматической историей поклонения золотому тельцу.

Человек, далекий от Торы, может спросить: “Для чего нам все это знать, да еще с такими подробностями?” В самом деле, после грандиозных и динамичных событий Исхода нам предлагают сухую инструкцию по сооружению культового объекта трехтысячелетней давности. Зачем?

Так рассуждает человек, для которого Тора — всего лишь литературный памятник глубокой древности. Но тот, кто постиг сердцем и умом, что Тора — это нечто большее, что это Закон и учебник жизни, прошлой, нынешней и будущей, тот будет внимательно вчитываться в каждый стих, в каждое слово, обращаясь за разъяснениями к комментариям мудрецов.

И все же, зачем нам нужны сведения об устройстве Храма и храмовой службе (Мишкан, как известно, был прообразом двух стационарных иерусалимских Храмов — Первого и Второго)? Да хотя бы затем, чтобы быть готовыми к скорому появлению Третьего Храма, обещанного пророками. Чтобы мы без промедления и лишних споров начали выполнять все положенные работы, следуя духу и букве еврейского закона.

С другой стороны, помня свой разрушенный Храм и непрерывно, уже две тысячи лет изучая его устройство и функционирование, мы тем самым сохраняем древние традиции, которые в свою очередь хранят нас, не позволяют нам исчезнуть с исторической арены. Вопреки всему, вопреки элементарной логике и здравому смыслу…

Зеркальца,

сохранившие

евреев


“И сделали умывальник из меди на медном основании — из зеркал женщин, которые по своей доброй воле собрались у входа в Шатер Откровения” (38:8).

Женщины приняли самое деятельное участие в сборе материалов для строительства Мишкана. Среди прочего они пожертвовали свои медные зеркальца для умывальника, из которого священники брали воду для омовения рук и ног перед храмовой службой. Мидраш сообщает, что вначале Моше хотел отвергнуть этот дар, поскольку зеркальца использовались женщинами для “вульгарной” цели — привлечения мужчин, и пророк считал этот материал неподходящим для столь возвышенного проекта. Но Вс-вышний велел принять зеркальца и даже сказал, что они дороги ему больше, чем все иные дары.

Эти зеркальца сыграли важную роль в еврейской истории. Во время египетского рабства Фараон хотел решить “еврейскую проблему” демографическим путем. Каторжным трудом он доводил молодых евреев до крайнего изнеможения, стремясь подорвать их семейную жизнь и уменьшить рождаемость в еврейских семьях. Но когда мужчины возвращались домой, их встречали жены, красивые и привлекательные. Они обольщали своих мужей, пробуждали в них новые силы, и в результате численность еврейского населения в Египте не только не уменьшалась, а наоборот, быстро росла. Одним из средств обольщения служили те самые медные зеркальца. Легкомысленные зеркальца, сохранившие евреев…

Сердечная

мудрость


В этом и других разделах, посвященных строительству передвижного Храма, часто употребляется выражение “мудрый сердцем” применительно к мастерам, создавшим этот архитектурный шедевр раннебиблейского периода. На первый взгляд, перед нами типичный оксюморон. Так в лингвистике называется сочетание слов с противоположным значением (типа “грустная радость”, “живой труп” и т. п.). Ведь сердце и разум, как известно, тянут человека в разные стороны. Сердце находится во власти эмоций, а разум трезво анализирует и вычисляет.

Кого можно назвать “мудрым сердцем”? Того, кто подчиняет свои эмоции интеллекту? Кто прислушивается к голосу разума, даже если его обуревают страсти? Правильно. Но в данном случае “мудрый сердцем” означает, скорее всего, обычную гениальность, то, что называется интуитивным или врожденным талантом, усиленным творческим вдохновением. На такую гениальность не распространяются обычные критерии. Она — от

Б-га. Это знают даже убежденные атеисты.

Чем ниже,

тем просторнее

“И простирали крувы свои крылья вперед и вверх, прикрывая крыльями своими крышку Ковчега, и лица их были обращены друг к другу” (37:9).

Мишкан и пришедшие ему на смену два стационарных иерусалимских Храма символизировали среди прочего “супружескую связь” еврейского народа и Б-га. Причем состояние этого “брака” показывали подобно барометру крылатые фигурки, “крувы”, изготовленные методом чеканки на крышке Ковчега.

Когда отношения между евреями и Б-гом складывались благополучно, лица “крувов” были обращены друг к другу, но когда еврейский народ забывал о своих обязательствах и “изменял” Тв-рцу с другими богами, “крувы” смотрели в разные стороны.

В мишне “Пиркей авот” сказано, что в Йом Кипур во дворе Иерусалимского Храма было очень тесно. Просто яблоку негде было упасть. Но когда в ходе коллективной молитвы наступал момент, когда молящиеся должны были пасть ниц, каждому находилось “лежачее” место. Пространство как будто расширялось в тот момент.

То же самое происходит и в браке. Когда муж и жена противостоят друг другу, как два боксера, упрямо отстаивают свою правоту и свои интересы, не желая поступаться ни единым сантиметром жизненного пространства, в такой семье всегда очень “тесно” и напряженно.

Но если муж и жена охотно идут на уступки, склоняются друг перед другом, ставят свои интересы ниже интересов супруга, тогда у каждого из них вдруг появляется много места для маневра — для любви и взаимопонимания.

Миротворческая функция “крувов” распространялась и на отношения между самими евреями, на что указывают слова из приведенного стиха: “И лица их были обращены друг к другу”. Из последних букв этих слов на иврите “уфнейƒем иш эль-ахив” — “мэм-шин-ламед-вав” — можно составить “шалом” — мир. Идея проста: когда среди евреев царит мир, то они с уважением смотрят в лицо друг другу, как “крувы”-херувимы на крышке Ковчега.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора