История становления советского фоторепортера Макса Альперта (1899–1980)

Макс Альперт. Фото: upload.wikimedia.org

Десятилетие между второй половиной 1920-х годов и первой 1930-х — короткий, но необычайно творчески плодотворный, феноменальный период, период яркого взлёта русской советской фотожурналистики.

В эти годы возникло множество иллюстрированных журналов: «Петроград» (с 1922, а с 1924 — «Ленинград»), «Крестьянка» (1922), «Молодая гвардия» (1922), «Огонёк» (1923), «Работница» (1923), «Красная звезда» (1923), «Смена» (1924), «Экран» (1925), «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923 — 1928), «Советское кино» (1925), «Советское фото» (1926). Одновременно издавалось много газет, и всем крайне необходима была фотография, наглядно отражавшая современную общественную жизнь.

На спрос быстро откликнулась молодёжь, увидев в работе фоторепортёра свою будущую интересную профессию. Со всех концов страны в Москву устремились энергичные талантливые юноши: Аркадий Шайхет (Николаев, 1922), Роман Кармен (Одесса, 1922), Марк Марков-Гринберг (Ростов-на-Дону, 1932), Эммануил Евзерихин (Ростов-на-Дону, 1932), Евгений Халдей (Юзовка, 1936). Одним из них был Макс Альперт.

Фото: i.pinimg.com
Фото: i.pinimg.com

Макс Альперт родился в Симферополе в семье сапожника. В 1913 году он переезжает в Одессу и поступает учеником в портретное фотоателье Готлиба, где обучается фотографии вместе с братом Михаилом Альпериным. Серьёзная профессиональная карьера Альперта началась в 1924 году, когда после службы в Красной Армии (1919–1921), он приезжает в Москву и становится фоторепортёром «Рабочей газеты», а в 1928 году одновременно начинает сотрудничать и с газетой «Правда».

В «Рабочей газете» Альперт знакомится с Аркадием Шайхетом, будущим соавтором по серии фотографий «24 часа из жизни Филипповых» (1931). Творческое общение Альперта значительно расширилось, когда он в 1925 году вступил в ассоциацию московских фоторепортёров при Доме печати, а в 1931 году принял участие в создании РОПФ (Российское общество пролетарских фотографов), членами которого были Аркадий Шайхет, Роман Кармен, Яков Халип.

РОПФ провозглашало себя группой подлинных пролетарских фотографов, борющихся как с консерваторами, так и с авангардистами. К последним относилась группа «Октябрь» (А. Родченко, Б. Игнатович, Е. Лангман), разработавшая новый изобразительный язык фотографии (абстрагирование, конструктивизм, необычный ракурс). До середины 1920-х годов советский фоторепортаж был в основном традиционным, используя классические приёмы компоновки кадра. Эпоха ломки старого и гигантских свершений требовала нового экспрессивного выражения. Несмотря на резкую полемику многие «пролетарские» фотографы, включая и Макса Альперта, восприняли наиболее значительные аспекты нового видения, что нашло отражение в динамичной композиционной изобразительности сцены путём выбора острого ракурса съёмки. Альперт воплощал в реальность императив литератора и одного из теоретиков русского авангарда Осипа Брика: «Уметь заснять — значит дать кадр, который производит максимум зрелищного эффекта».

Фото: ic.pics.livejournal.com
Фото: ic.pics.livejournal.com

Поработав некоторое время в фотоотделе газеты «Правда» (1928), Альперт в 1931 году становится фотокорреспондентом иллюстрированного журнала «СССР на стройке», созданного по инициативе М. Горького в 1930 году и издававшегося на пяти языках. Дизайн журнала оформлялся коструктивистами Эль Лисицким и А. Родченко, общение с которыми несомненно повлияло на последующее творчество Альперта.

В эти годы фотографии Альперта наряду с работами Романа Кармена, Семёна Фридлянда, Абрама Штеренберга публиковались в иллюстрированном журнале «Трибуна», основанном Обществом еврейских сельскохозяйственных тружеников для документирования и информации о деятельности еврейских сельскохозяйственных объединений, созданных в Херсонской области, Кривом Роге и Биробиджане.

1920-е — 1930-е годы — очень значительный период в формировании творческих принципов Макса Альперта. Разъезжая по многим крупным стройкам страны, он избирает для себя жанр фоторепортажа, показывая серией фотографий, объединённых одной темой, одним событием многогранность содержания объекта. Буквально каждый фоторепортаж Альперта наряду с информативностью содержал одну-две фотографии, ставшие знаковым образом.

Так, фотографируя строительство Днепрогэса, Альперт делает фотографию «Плотина Днепрогэс, 1932». Верхняя точка съёмки, удачно выбранный ракурс позволили ему показать грандиозность сооружения. Фотография стала символом индустриализации страны, вошла в золотой фонд советского авангарда. Фотоочерку «Днепрострой» был посвящён специальный выпуск журнала «СССР на стройке».

Фото: https://juicyworld.org
Фото: https://juicyworld.org

В Киргизии Альперт в числе многих фотографий сделал замечательный снимок на колхозных скачках «Девушка-джигит», ставший образом новой раскрепощённой женщины. Фотография была отмечена дипломами и медалями на международных выставках. Она экспонировалась также в числе работ наиболее известных фотографов мира на знаменитой международной выставке Эдварда Стейхена «Род человеческий» (1955).

Макс Альперт был неутомимым, вездесущим фотокорреспондентом, побывавшим в 1930-е годы на наиболее значительных стройках страны. За этот период он сделал около 50 фотоочерков. Структура его фоторепортажей, как правило, включала композиции массовых сцен, жанровые сюжеты и портреты крупным планом. Альперт сделал фоторепортажи о строительстве Магнитогорского металлургического комбината, о прокладке Турксиба (Туркестано-Сибирская железная дорога), о сооружении Большого Ферганского канала в Средней Азии.

На съёмку в Фергане (1939) Альперт отправился с кинорежиссёром С. Эйзенштейном, который впоследствии вспоминал: «С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фотографической одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».

В 1931 году «Общество друзей СССР» в Австрии и Германии решило устроить фотовыставку, показывающую картину строительства социализма в Советском Союзе. Выставка демонстрировалась в Вене, Праге и Берлине. Для этой экспозиции «Союзфото» (Государственное агентство, курировавшее выпуск фотоиллюстрации в советской прессе) поручило фотографам Максу Альперту, Аркадию Шайхету и Соломону Тулесу сделать фотоочерк о повседневной жизни и работе простого советского человека. Так появился фоторепортаж «24 часа из жизни семьи Филипповых» — яркий образец фотопропаганды.

На съёмку отводилось пять дней. Ставилась задача «правдиво» рассказать в фотографиях, как живёт, работает и отдыхает семья рабочего завода «Красный металлист». Сценарий съёмок включал показ работы на заводе, посещение членами семьи магазина, фабрики-кухни, клуба, парка культуры, курсов, нового дома семьи.

Впервые очерк, содержащий 52 фотографии с комментариями, был опубликован в немецком иллюстрированном издании AIZ («Рабочая иллюстрированная газета») в сентябре 1931 года. В том же году фотоочерк, названный «День из жизни московской рабочей семьи», включающий 44 фотографии, был опубликован в журнале «Пролетарское фото». Очерк обошёл многие издания мировой прессы. В Москву приезжала делегация германской социал-демократической партии, чтобы удостовериться в реальности фактов жизни трудящихся в СССР. Фотографы, принимавшие участие в создании этого фоторепортажа, хорошо понимали его сущность. Аркадий Шайхет впоследствии открыто критиковал подобный метод съёмки. Да и Альперт вряд ли гордился этой работой.

Наряду с фоторепортажем Макс Альперт находил время на портретирование видных советских («Г. Чичерин и М. Литвинов принимают первого посла Франции Жана Эрбетта, 1925», «И. В. Сталин, март 1936») и зарубежных («С. Катаяма и К. Цеткин на Красной площади, 1925») политиков, писателей («Возвращение Максима Горького из Италии, 1928»), видных военных, спортсменов. Его фотографии публиковались в «Правде» и в других центральных изданиях. Многие из этих портретов представляют иконографический образ истории своего времени. Свой стиль репортажной съёмки Альперт распространил и на портретирование. Его портреты не постановочные, а непосредственно снятые во время того или иного события. Они естественны и более выразительны.

С первых дней Великой Отечественной войны Макс Альперт становится фотокорреспондентом ТАСС и Совинформбюро. Он фотографировал на многих фронтах, запечатлел освобождение Польши и Чехословакии, завершил войну в Берлине. Свой последний военный кадр Макс Альперт сделал 24 июня 1945 года на параде Победы на Красной площади в Москве.

Фото: historyforsale.com
Фото: historyforsale.com

Среди множества военных фотографий, снятых Альпертом в годы войны, есть ряд снимков, ставших символами военной истории. К ним относятся: «Комбат» (1942), «Танковая атака» (1943), «На передовой» (1942), «По дорогам войны» (1943), «Парад Победы» (1945). Фотография «Комбат» — одно из самых ярких и выразительных изображений Великой Отечественной войны. Эту фотографию, запечатлевшую драматический момент, Альперт сделал около села Хорошего (Луганская область). На этом участке фронта фотограф, находясь в окопе, увидел, как командир в порыве, поднявшись с пистолетом в вытянутой руке, повёл за собой солдат в атаку. Как только сработал затвор камеры, осколок снаряда разбил объектив. В этот момент Альперт услышал, как по цепи передавали: «Комбата убили». Это дало название фотографии. В разбитом фотоаппарате плёнка сохранилась. Только в начале 1970-х годов установили имя комбата — Алексей Еременко. Был он младшим политруком. В Запорожье на Аллее боевой славы установлена посвящённая ему стелла с барельефом, выполненным по фотографии.

Эта фотография сохраняет своё эмоциональное и эстетическое значение как яркий образ исторического события. Она была воспроизведена на циферблате часов «Победа», выпущенных к 40-й годовщине Победы (1985). Барельефы, выполненные по фотографии, были отчеканены на юбилейных монетах номиналом пять рублей (1995) и десять рублей (2000).

Писателя К. Симонова военные пути-дороги часто сводили с Максом Альпертом. Он вспоминал: «Мне как военному корреспонденту, работнику «Красной Звезды» немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойствие и молчаливое мужество».

Самоотверженное подвижничество Макса Альперта в годы войны отмечено орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны II степени (1945) и многими медалями.

В послевоенное время Макс Альперт работал в АПН (Агентство печати Новости). Много разъезжал по стране, делал фоторепортажи, портретировал. Особенно примечателен его фоторепортаж, получивший широкое признание, о знаменитом киевском хирурге Николае Амосове «Мысли и сердце» (оперирует Н. М. Амосов) (1973).

Творческие достижения Макса Альперта были отмечены двумя орденами Трудового Краского Знамени (1969, 1974) и званием «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1966). О своей жизни и творчестве он рассказал в книге воспоминаний «Беспокойная профессия» (1962). Ему посвятил книгу Роман Кармен: «Макс Альперт» (1974).

Макс Альперт более полувека посвятил фотографии. Был свидетелем решающих событий в стране: индустриализации, самой жестокой в истории человечества войны, послевоенного восстановления. Он был одним из основоположников жанра фотоочерка, фоторепортажа, создал ряд выдающихся эмоциональных снимков, достойных быть рядом с работами таких признанных фотожурналистов, как Роберт Капа и Юджин Смит.

Лев ДОДИН

20a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора