Куплено за наличные

«Дайте мне место для родовой гробницы, и похороню я покойницу мою» (23:4).

В разделе «Хаей-Сара» детально описана процедура покупки Пещеры Махпела, фамильной усыпальницы праотцев и праматерей еврейского народа. На самом деле вся Эрец Исраэль была изначально завещана

Б-гом Аврааму и его потомкам, и уже после Исхода из Египта силой оружия захвачена еврейскими полками под водительством Иегошуа бин Нуна.

Но есть в Стране Израиля три особых места — Хеврон, горы Гризим и Эваль (вблизи нынешнего Шхема или, как его называют арабы, Наблуса), а также гора Мориа (место расположения Иерусалимского Храма), которые были куплены за наличные деньги соответственно Авраамом, его внуком Яаковом и царем Давидом. Мудрецы Талмуда подчеркивают, что даже неевреи должны безоговорочно признать наше абсолютное и неотъемлемое право на эти три места.

Что же происходит сейчас? Населенный арабами Шхем был безропотно без боя и даже без хотя бы символической компенсации отдан арабам — в рамках «мирного процесса», под взрывы израильских автобусов. Хеврон тоже почти целиком в их руках. На Храмовой горе фактически распоряжается исламский религиозный совет ВАКФ, беспрепятственно уничтожающий там археологические следы еврейского присутствия. Уже раздаются требования о передаче под «международный контроль» всего Старого города Иерусалима, включая нашу главную святыню — Храмовую гору и прилегающую к ней Западную стену Храма.

В связи с этим уместно вспомнить известный комментарий РАШИ на первый стих книги «Берешит». Он объясняет, ссылаясь на рабби Ицхака, что этот стих — «Вначале сотворил Г-сподь небо и землю» — может служить ответом на обвинения других народов в том, что евреи якобы узурпировали землю, принадлежавшую ханаанским племенам. Мы вправе на это ответить, что вся земля принадлежит Б-гу. Он дает ее, кому пожелает, и когда хочет — отбирает. Эрец Исраэль принадлежит нам по Его и только Его воле.

Нееврейский мир при всем своем уважении к Библии вряд ли примет сей аргумент. Но куда важнее мнение самих евреев. Понимают ли они и готовы ли принять то, что говорится в Торе.

В одном из предыдущих разделов «Лех леха» мы читали, как Б-г посылает Авраама и Сару в страну Ханаан, будущую страну Израиля. Здесь они получают судьбоносные благословения, здесь им обещано, что от них произойдет великий народ. Б-г говорит Аврааму, что отдаст эту землю его потомкам. Ясно, что речь идет о потомках его сына Ицхака, а не Ишмаэля, предтечи арабов, «ибо в Ицхаке наречется род тебе» (21:12).

Б-г говорит Аврааму: «Посмотри на север, на юг, на восток и на запад. Всю землю, которую ты видишь, тебе Я отдам и потомству твоему навеки… Вставай, пройди по этой стране вдоль и поперек — ибо тебе Я отдам ее. И стал Авраам кочевать, раскидывая шатры, и пришел в Элоней-Мамрэ, что в Хевроне, и поселился там» (гл.13).

И далее: «Я — Г-сподь, который вывел тебя из Ура Касдимского, чтобы отдать тебе во владение эту страну» (15:7).

Такие же обещания были даны и другим нашим праотцам — Ицхаку и Яакову. Из Египта мы были выведены, чтобы получить Тору и поселиться в Эрец Исраэль. Вся пятая книга «Дварим» пронизана одной мыслью: «Соблюдайте заповеди Торы, чтобы овладеть страной Израиля и благополучно жить в ней».

Эти слова говорят сами за себя; их надо понимать буквально, без изощренных толкований. Другие народы могут игнорировать Тору, но что происходит с нами, евреями? Вопрос, конечно, наивный, но очень злободневный.

Изгнание евреев и разрушение их домов в любой части Эрец Исраэль — это бунт против Б-га. Передача Эрец Исраэль в руки неевреев — попрание Его воли, ясно выраженной в Торе.

Может быть…

«И сказал я господину моему: «Может быть, не пойдет та женщина со мной» (24:39).

Комментируя эти слова Элиэзера, слуги Авраама, приехавшего в Харан, чтобы подыскать невесту для Ицхака, комментаторы обращают внимание на слово «улай», «может быть». Здесь оно написано без буквы «вав»: алеф-ламед-йуд, что может также означать «элай», «ко мне». Таким орфографическим способом Тора выдает тайное желание Элиэзера: он очень хотел выдать за Ицхака свою собственную дочь.

На самом деле, его вопрос вполне логичен и кажется невинным. Где гарантия, что невеста согласится оставить свой дом, семью и отправиться на чужбину, к жениху, которого она и в глаза не видела? Но Элиэзер не просто спрашивал, — он надеялся, что девушка действительно откажется уехать с ним, и тогда Ицхак достанется его дочери, переедет жить «элай», «ко мне».

Однако Авраам сразу пресек эти расчеты. РАШИ цитирует его ответ Элиэзеру: «Мой сын благословен, а ты (будучи потомком Кнаана, сына Хама, который надругался над своим отцом Ноахом) — проклят. Проклятый не может соединиться с благословенным».

Виленский Гаон нашел в слове «улай» еще один намек на то, что Элиэзер хотел выдать свою дочь за Ицхака. В иврите есть две частицы, выражающие предположение «может быть»: «улай» и «пен». Первая частица имеет позитивное значение, в ней заложено предвкушение, а вторая содержит опасение: «а вдруг нет».

Если бы Элиэзер спрашивал искренне, без задней мысли, он бы сказал «Пен ло тове а-иша»: отказ Ривки огорчил бы его. Употребленное им слово «улай» выдает его надежду, что Ривка действительно решит остаться дома.

Более поздний комментатор «Коль Элиягу» ставит под сомнение это объяснение Гаона. Он приводит два случая из ТАНАХа, где «улай» употреблено в негативном значении:

— в разделе «Толдот», который следует сразу за «Хаей-Сара», Ривка просит своего сына Яакова войти к слепому отцу Ицхаку и получить от него благословение вместо Эсава, но Яаков возражает: «улай», может быть, отец ощупает меня и узнает, кто стоит перед ним;

— страдалец Иов в одноименной книге говорит: «Может быть («улай»), мои дети согрешили».

В обоих эпизодах надежда и ожидание как будто неуместны.

Нет, как раз уместны, парирует Вюрцбергерский Рав. Виленский Гаон правильно толкует частицу «улай»: Яаков, будучи воплощением правды, искренне хотел, чтобы Ицхак ощупал его и положил конец лживому спектаклю, устроенному матерью. Что касается Иова, его высказывание звучит полностью так: «Может быть, мои дети согрешили в своем сердце»: он надеялся, что они согрешили только сердцем, а не устами, и тогда их участь будет менее трагичной.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора