Евреи в Уругвае

Рассказ о бразильских евреях я начал с футбола, об аргентинских евреях — с «идише танго». А что прикажете делать, коль уругвайцы дважды чемпионы мира по футболу и уверены, что танго возникло не в Буэнос-Айресе, а в Монтевидео? Как это ни обидно аргентинцам, но в Уругвае уверены, что их уругвайское танго «Ла Мороча» создано первым в мире, а чуть более позднее танго «Ла кумпарсита» — самое лучшее в мире. Осталось только назвать национальность авторов музыки обоих танго.

Продолжение. Начало в № 785

А теперь о том, что испанские и португальские мараны появились в испанской колонии «Восточный Берег», затем переименованной в Уругвай, не позднее 1760-х годов. Они занимались фермерством, некоторые работали пастухами. Известно письмо, датированное 1760 г., в котором священник П. Лагу сообщал инквизиции, что в крепости Колония-дель-Сакраменто существует подпольная еврейская община. Все стало проще в начале XIX в., когда Уругвай стал независимой республикой, провозгласившей свободу вероисповедания.

На исходе XIX в. в Уругвай начали переселяться евреи из Европы, вначале сефарды, а затем ашкеназы из России, Польши, Румынии и Эльзаса. В 1910 г. в столице страны Монтевидео жили около 150 евреев. К 1917 г. численность еврейского населения Уругвая достигла 1700 человек, три четверти из которых были сефардами. Евреи жили главным образом в Монтевидео, в квартале, расположенном близ морского порта.

Либеральная конституция Уругвая в 1917 г. закрепила равенство граждан перед законом вне зависимости от вероисповедания, этнического происхождения и срока пребывания в стране. После введения в США и Аргентине иммиграционных квот в первой половине 1920-х гг., приток евреев, в основном ашкеназов, был в Уругвае.

В начале 1930-х гг. в Уругвае проживали около 5 тыс. евреев, в конце десятилетия, после прибытия в страну большого числа беженцев из Германии и оккупированных ею европейских стран, — около 12 тысяч. В 1932 г. сефардская и ашкеназская общины насчитывали, соответственно, 1500 и 4 тыс. членов. В 1936 г. организовалась Новая еврейская община, которую образовали беженцы из Германии — 1500 членов, в 1942 г. появилось объединение выходцев из Венгрии — 200 членов. В 1940 г. руководители существовавших в то время общин создали Центральный еврейский комитет, ставший и остающийся по сей день единственной представительской организацией евреев Уругвая, входящих во Всемирный еврейский конгресс. С 1910-х гг. в стране действовало также большое число еврейских землячеств; самыми крупными из них были бессарабское, литовское и польское.

До Второй мировой войны среди евреев Уругвая преобладали мелкие торговцы, старьевщики, коробейники, ремесленники — ткачи, кожевенники, скорняки, портные, часовщики, парикмахеры, пекари, плотники, печатники, строительные и фабричные рабочие. В стране действовали два еврейских торговых кооператива. Один из них, возникший в 1930 г., ориентировался на сионистов, другой, созданный в 1936 г., — на коммунистов. В 1940-х гг. появились гильдии еврейских портных, парикмахеров, пекарей, плотников и торговцев тканями.

В 1925 г. еврейские коммунисты учредили первую еврейскую ссудно-благотворительную кассу, позднее преобразованную в Еврейский банк Уругвая. Но банк потерпел крах в 1939 г. В 1933 г. был организован Еврейский коммерческий и промышленный центр Уругвая, ныне Палестино-Уругвайский банк. Все попытки создать в стране еврейские сельскохозяйственные колонии окончились неудачей. 38 семей, основавших в начале 1920-х гг. поселение Дьесинуэве-де-Абриль близ города Пайсанду, к концу 1930-х гг. большей частью покинули его. Колония в районе города Мерседес, возникшая в 1924 г., и поселение Трес-Арболес, учрежденное коммунистами в 1938 г., не просуществовали и нескольких лет в связи с банкротством Еврейского банка, который их финансировал.

После опубликования Декларации Бальфура в Монтевидео прошла массовая демонстрация в ее поддержку, позднее началась запись добровольцев в Еврейский легион. В 1920-х — 30-х гг. в стране возникли секции всех основных сионистских партий. Политическими соперниками уругвайских сионистов были еврейские коммунисты, анархо-синдикалисты, а с 1929 г. — бундовцы.

В конце 1920-х — начале 1940-х гг. в Монтевидео появились первые еврейские учебные заведения: школа имени Т. Герцля (открыли сионисты) и сефардская хевра каддиша — школа Талмуд-Тора (обе — 1928 г.). Чуть позднее сторонники культуры идиш, ориентировавшиеся на левые (антисионистские) группировки, в 1930 г. открыли школу имени Х. Житловского. В 1941 г. левые из партии «Поалей Цион» организовали школу имени Шолом-Алейхема. Кроме того, общинные учебные заведения начали действовать в нескольких провинциальных городах, в частности в Пайсанду и Роче. Одновременно в Уругвае зародилась еврейская периодическая печать на испанском языке, основанная в 1920 г. В конце 1920-х — начале 1950-х гг. уругвайская еврейская пресса была представлена в основном изданиями на идиш.

До начала 1930-х гг. Уругвай почти не знал антисемитизма; единственным исключением стали массовые аресты евреев в январе 1919 г., произведенные уругвайской полицией под влиянием распространившихся в Аргентине слухов о том, что «еврейские революционеры» намереваются захватить власть. Тогда были задержаны и допрошены несколько сотен человек. После прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 г. пронацистские ультранационалистические группировки развернули кампанию против «чужаков», прежде всего, евреев. На митингах, в прессе и по радио звучали призывы не пускать евреев в Уругвай, запретить им заниматься торговлей и т. п. В ответ еврейские организации учредили в 1938 г. совместный Комитет борьбы с нацизмом и антисемитизмом. В 1940 г. его функции взял на себя Центральный еврейский комитет. На исходе 1930-х гг. правительство страны приняло ряд мер, направленных на искоренение правого радикализма, но одновременно ограничило еврейскую иммиграцию.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 2,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора