Б-г его знает…

Тора сообщает закон об использовании пепла красной коровы (пара адума) для ритуального очищения людей, находившихся в контакте с мертвым телом.

В сороковой год после Исхода умирает сестра Моше, пророчица Мирьям, в заслугу которой евреев сопровождал в странствиях неиссякающий колодец с питьевой водой. Народ в панике: где взять воду? Отвечая на молитву Моше и Аарона, Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и «попросить» у нее воды. Однако Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из нее бьет мощный фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и его брата права на вступление в Эрец Исраэль за то, что они «не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля». Евреи вынуждены идти в Эрец Исраэль кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На Горе Гор умирает Аарон, передав свои обязанности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев. Тогда Моше приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.

***

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: «Вот закон («хок») Торы…» (Бемидбар, 19:1,2).

С этих слов начинается описание заповеди об использовании пепла красной коровы. Эта заповедь — типичный «хок», закон, которому нет логического объяснения.

— Для чего мы едим?

— Чтобы жить. Без еды мы умрем.

— Почему мы едим хлеб, а не камни?

— Потому что в камнях нет питательных веществ, необходимых организму.

— Хорошо, но зачем человеку питательные вещества, и почему их нельзя извлечь из камней?

— Э..э..э. Да Б-г его знает.

Правильно, только Б-г и знает. Хотя еда — вещь необходимая,

Вс-вышний позаботился о том, чтобы продукты питания и приготовленные из них блюда обладали приятным вкусом и запахом.

То же самое и с заповедями Торы. Мицвот представляют собой духовную пищу для нашей души. Почему и как они насыщают душу — это нам неведомо, точно так же, как мы не сможем объяснить действие протеинов в нашем организме, если не обладаем специальным образованием.

Б-г хотел, чтобы мы «смаковали» заповеди, поэтому он наделил их «вкусом» и «ароматом»: идеями, уроками и простым здравым смыслом, в той мере, в какой мы можем их понять. Нельзя, однако, выдавать «вкус» заповеди за ее реальную причину. Ритуальное очищение пеплом красной коровы — одна из редких мицвот, смысл которых нам недоступен, которые никак рационально не объяснишь. Даже царь Шломо говорил, что эта заповедь осталась загадкой для него. Но ее выполнение так же обязательно, как и логической заповеди «не убей». В конце концов, мы едим не для того, чтобы пощекотать свои вкусовые рецепторы.

Хлеб, вода и змеи

После смерти Аарона Моше повел народ в обход страны Эдом, правитель которой отказался пропустить бывших египетских рабов через свою территорию. Видя, что пророк уводит их от Эрец Исраэль в сторону Красного моря, евреи решили, что Б-г хочет вернуть их в пустыню после сорокалетних скитаний, и подняли бунт: «И истощилось терпение народа от пути. И роптал народ на Б-га и на Моше: «Зачем вывели вы нас из Египта? Чтобы умереть в пустыне? Ведь хлеба нет, и воды нет, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (21:4-5).

Странная жалоба. Ведь перед нами новое поколение, которому предстояло войти в страну Израиля вместо своих отцов, бывших рабов, вымерших в пустыне за грех разведчиков. Египта они не знали. Откуда же взялась у них эта тоска по рабовладельческой родине? Неужели из ностальгических воспоминаний родителей?

Рабейну Бахье (1263 — 1340 гг., Испания) обращает внимание на лживость высказанных претензий по поводу хлеба и воды. Ведь евреи ежедневно получали манну с неба, и их сопровождал во всех скитаниях передвижной колодец, полностью обеспечивая водой. Так зачем жаловаться?

Рабейну Бахье дает такой ответ: евреи хотели жить нормальной (точнее, менее сверхъестественной) жизнью. Другие народы, говорили они, могут покупать еду и воду в любом количестве и держать про запас. Никто не навязывает им рационы, не указывает, когда и сколько манны собирать, не ставит условий: будете хорошо вести себя — получите, будете грешить и бунтовать — не получите. Их продовольственное снабжение не ставится в зависимость от поведения. «А что у нас? — продолжали они. — Умерла Мирьям, и не стало воды, которую мы получали из походного колодца исключительно в заслугу ее праведности».

Бунтовщики не ценили свой особый духовный статус, за который Б-г снабжал их всем необходимым вопреки законам природы. Тем самым он хотел внедрить в их коллективное сознание краеугольную истину: благополучие и само существование людей целиком зависят от Него. Человек должен целиком положиться на Тв-рца; если он достоин Б-жественной поддержки, он получит ее независимо от личных усилий.

Пока взор евреев обращен к Вс-вышнему, все их нужды будут удовлетворяться, а выращенному ими урожаю не будут угрожать ни засуха, ни саранча, ни прочие беды, от которых так страдают другие народы.

Само качество манны, универсальной Б-жественной еды, должно было убедить их в этом непреложном факте. Они видели, как манна меняет вкус, подстраиваясь под каждого человека… Эта универсальная пища выпадала сорок лет, каждый день без исключения, именно в том количестве, которое требовалось, а колодец, вернувшийся к ним на этот раз в заслугу Моше, продолжал следовать за ними по безжизненной пустыне, где обычно не бывает ни воды, ни пищи.

В таких условиях от сынов Израиля следовало бы ожидать не жалоб, а благодарности, безмятежного чувства покоя и уверенности в завтрашнем дне. Но в действительности все было наоборот. Зависимость от Б-га нервировала их. Они не ценили замечательные свойства манны и требовали отпустить их на вольные хлеба, дать им жить «нормально», как другие народы.

Змеиное наследие

Но почему Б-г наслал на них ядовитых змей? РАШИ усматривает здесь аналогию с первым Змеем, наказанным за клевету на Б-га. Теперь потомкам Змея было поручено наказать тех, кто вел себя так же. Эта кара была уместна еще и потому, продолжает РАШИ, что для змей всякая пища безвкусна, как земной прах. Поэтому они атаковали людей, которые ворчали на уникальную еду, обладавшую вкусом всех продуктов, какие только есть в мире.

Рабейну Бахье добавляет третье объяснение. Сорок лет Б-жественное облако защищало евреев от жаркого климата и змей, кишевших в Синайской пустыне. Когда они отвергли эту систему защиты, Вс-вышний удалил ее, и змеи, всегда находившиеся поблизости, беспрепятственно набросились на путников.

Стремясь спасти евреев, Моше срочно изготовил по указанию Б-га медного змея на шесте, одного взгляда на которого хватало, чтобы нейтрализовать змеиный яд. На самом деле, объясняет Мишна в трактате «Рош ха-шана», укушенных лечил не медный змей. Когда евреи смотрели вверх на него, их взор был обращен к небу, а сердца устремлялись к Б-гу. Попытка прервать связь с небесным Защитником обернулась для них несчастьем; восстановление этой связи принесло спасение.

Хорош братец

«И отправил Моше послов… к царю Эдома: «Так сказал брат твой Израиль… Позволь нам, пожалуйста, пройти через страну твою…» (20:14-21).

С царем эмореев Сихоном Моше церемонился меньше. Он без лишних слов сказал ему: «Дай мне пройти через страну твою…» — без всяких «пожалуйста» и братских заверений.

Сихон почувствовал сухость в обращении Моше и, в отличие от царя Эдома, который счел нужным ответить на послание еврейского лидера, — не сказав ни слова, собрал свою армию и выступил против сынов Израиля.

Очевидно, говорит комментатор «Бааль ха-Турим», что во втором случае Моше лишь следовал заповеди начинать любые переговоры в духе миролюбия, не испытывая искреннего желания дружить с Сихоном. Другое дело Эдом, где жили потомки Эсава. Эсав был родным братом Яакова, праотца еврейского народа. Поэтому слова «брат твой Израиль» надо понимать в буквальном смысле. Моше действительно хотел установить с Эдомом мирные, доверительные отношения, памятуя о родственных связях. Как же ответил ему Эдом? Но сказал ему Эдом: «Не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выступлю против тебя!» (20:18). Ситуация знакомая, сформулированная почти три тысячи лет назад царем Давидом в одном из псалмов: «Я за мир, но даже пока я говорю, они грозят войной» (120:7).

Некоторые уроки истории остаются неусвоенными и через тысячелетия. Хуже того, некоторые современные миролюбцы доводят ситуацию до абсурда: твердят о мире и доброй воле, даже когда враг ведет войну на уничтожение.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Б-г его знает…

Обсуждение закрыто.