Материалы сайта www.evrey.com
(1 апреля-2019)
В минувшее воскресенье в израильских СМИ промелькнуло любопытное сообщение: в кибуце Эйн-Харод а-Меухад, расположенном на севере Израиля, в Изреельской долине (76 км от Тель-Авива и 87 км от Иерусалима) начали выпускать мацу. Это — пресные мучные пластины, которые евреи едят, вместо хлеба и других изделий из теста, в дни праздника Песах (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику — в разделе «Праздники»).
Речь, в частности, идет о маце ручного изготовления, которая носит название «шмура» (ее производство — под раввинским контролем, начиная от уборки урожая и до завершения процесса выпечки), снабженной высокой сертификацией кашерности, способной удовлетворить запросы ортодоксальных евреев, придерживающихся в этом самых строгих критериев.
Немаловажно отметить, что основанный в 1921 году Эйн-Харод — один из старейших кибуцев, принадлежащих светскому кибуцному движению “hа-Тнуа hа-Кибуцит”.
В 1952 году социалистическое движение Израиля, испытывавшее симпатии к сталинскому СССР (в некоторых кибуцах до недавнего времени висели портреты Сталина, а в некоторых его портреты есть и до сих пор!) — раскололось надвое. Камнем преткновения стал вопрос об отношении к “делу врачей” и другим антисемитским сталинским акциям.
Тогда и в кибуце Эйн-Харод тоже произошел раскол. Одна из его частей, Эйн-Харод а-Меухад, контролировалась радикальными социалистами.
Приводим здесь историческую справку для того, чтобы было понятно, что еще двадцать и десять лет назад в Эйн-Харод а-Меухад нельзя было и думать о еврейском образе жизни, в том числе — и о выпечке мацы.
Надо понимать, что кибуц и кибуцные объединения Израиля в целом — это некий отдельный мир, со своей историей, культурой, со своими культурными кодами, своими, выработанными несколькими поколениями кибуцников традициями и своей экономикой.
В этом мире все друг друга знают и по сложившейся традиции — всей общиной принимают решения. Все это обуславливает весьма консервативное, неподвластное внешним влияниям существование “кибуцного мира”. И действительно. Где еще в Израиле сегодня бывают дискуссии на общественных собраниях о том, чей путь более правильный — ленинский или сталинский?
Тем удивительнее — метаморфоза, которая произошла со светским когда-то радикально-социалистическим кибуцем Эйн-Харод а-Меухад (впрочем, далеко не только с ним!).
Мы уже описывали схожие истории с другими “светскими кибуцами”, в которых неожиданно начинали, например, соблюдать кашрут, для чего кашеровали кибуцную кухню, где, возможно, еще совсем недавно готовились блюда из свинины (см. на сайте, к примеру, материал “Синагога и кашерная столовая на развалинах идеологий” — 17.12.15).
Все это, как писали в советских пропагандистских изданиях — “звенья одной цепи”. Находясь в израильском обществе, кибуцы, при всей их изолированности, не могут быть свободными от влияния этого общества.
В то время как общественные тенденции в стране в последние годы однозначно свидетельствуют о пугающей светских леволиберальных лидеров и идеологов “трансформации” рожденного в “светской купели” Израиля — в по-настоящему еврейское государство. Когда для подавляющего большинства его еврейских жителей важны вопросы соблюдения кашрута и выполнение других еврейских законов (галахи; см. на сайте ответ “Шокируют некоторые детали практического закона”,).
К тому же разряду “пугающих признаков евреизации” Израиля причислим и относительно новое явление в израильских масс-медиа. В передачах радиостанций, традиционно принадлежащих к “левому светскому лагерю”, предназначенных для “нерелигиозных” израильтян (например, государственная радиостанция “Решет Бет”), всё чаще звучит (достаточно дорогостоящая на этих медиа-площадках) реклама товаров, имеющих значение исключительно для еврейского религиозного мира.
Скажем, в данный момент радиостанция “Решет Бет” активно рекламирует специальные субботние бачки для горячей воды (речь — не о старом и привычном, но — о современном агрегате, способном поддерживать строго определенную температуру нагретой заранее воды на всем протяжении шаббата, так, что манипуляции с горячей жидкостью, не ведут к нарушению субботних законов).
Приобретение такого агрегата, повторим, может интересовать лишь тех, кто старается всерьез соблюдать законы шаббата. И рекламирует его крупнейшая “светская” израильская радиостанция.
Трансляция подобного рода рекламы говорит о том, что немалые вложения в эту рекламу — окупаются. А это значит, что какая-то (судя по всему, значительная) часть слушателей, по оценкам рекламодателей, умеющих считать деньги — способна заинтересоваться “шаббатним” товаром.
Отметим и то, что двадцать лет назад в Израиле не было ни одной официально зарегистрированной религиозной радиостанции. Сейчас их — целых четыре. И все функционируют на деньги рекламодателей, что свидетельствует, что их аудитория — весьма обширна.
Разведчиков для адекватной оценки состояния того или иного общества, как известно, учат обращать внимание на “мелкие детали”, которые иногда способны сказать больше, нежели огромные массивы “важных данных”.
Если перед гипотетическим разведчиком встанет задача оценить тенденции развития современного израильского общества — подобные “мелочи” неизбежно приведут его к выводу, что израильское еврейское общество отчетливо, хотя и плавно, без резких скачков, движется в сторону истинного еврейства, приближаясь к Торе и еврейским традициям.
Мы, разумеется, не можем знать, какие это примет конкретные формы. Сказанное здесь вовсе не означает, в частности, что те радиослушатели, которые приобретут субботний бачок для горячей воды — обязательно станут соблюдать и остальные законы еврейской жизни (что, впрочем, конечно же, не исключено). Неясно также — насколько готовы придерживаться законов кашрута в праздник Песах сами кибуцники, изготовители мацы (на личном уровне).
Однако важно понимать, что выбор именно такого вида деятельности — не объясняется исключительно соображениями коммерческой выгоды (более того, очевидно, что такой выбор не обещает кибуцу наибольший финансовый успех из всех возможных вариантов). Следовательно, за интересом к производству мацы стоят не столько коммерческие соображения, сколько некий внутренний интерес, тяга к еврейству и еврейской жизни, которой жители “социалистического” кибуца Эйн-Харод долгие годы были лишены практически полностью.
Всё вышесказанное создает довольно оптимистичную картину, отражающую общую позитивную динамику развития Израиля — в сторону все более “ярко выраженного” еврейского государства.
Подчеркнем, что наличие именно этой тенденции — залог дальнейшего успешного развития страны, включая ее способность эффективно противостоять постоянно назревающим внешним угрозам (см. на сайте материал “«Бактерии чумы» критикуют” — 25.03.19).