Сценарий на все эпохи

«А Йосеф был отведен в Египет…» (Берешит, 39:1).

Раздел «Ваешев» — короткий и очень напряженный, с острым драматическим сюжетом. Вместе с двумя последующими разделами — «Микец» и «Ваигаш» — он похож на киносценарий, предвосхищающий главные этапы еврейской истории. Йосеф (еврейский народ), любимый сын своего великого отца Яакова (Б-га), проданный братьями в рабство, попадает в чужую страну Египет (изгнание евреев из Эрец Исраэль и рассеяние по всему миру). Аморальные туземцы эксплуатируют и угнетают его; ненавистники хотят его уничтожить, но добиваются обратного результата: Йосеф (как и его потомки в странах диаспоры) возвышается, становится премьер-министром, лично способствует процветанию египетской империи. Благодаря его прозорливости, организаторскому таланту и энергии Египет благополучно преодолел семилетний период неурожаев. Йосеф снабжал весь мир запасенным хлебом, спасая тысячи людей от голода и обеспечивая фараонову казну гигантской прибылью.

Однако в египетских исторических хрониках Йосеф, возглавлявший крупнейшую империю Древнего мира на протяжении 80 (!) лет, нигде не упоминается. Его попросту «забыли». Потому что еще в ту эпоху «не могли египтяне есть с евреями, потому что это мерзость для египтян» (Берешит, 43:32). Антисемитизм оформился еще до становления еврейского народа.

Так же было и в последующие эпохи. Евреи укрепляли государства, в которых жили, развивали экономику и финансы, науку и культуру. Но, несмотря на это, они оставались чуждым элементом, «мерзостью для египтян», и их, как и Йосефа, неизменно «забывали».

Один из нас

«И случилось в это же время: отошел Иегуда от братьев своих…» (38:1).

Тора — не литературный памятник. Она не развлекает, а учит нас. Между двумя первыми сериями «саги об Йосефе», рассказывающими о его продаже в Египет и пребывании в доме Потифара и тюрьме, затесался, на первый взгляд, странный эпизод, не имеющий отношения к главной теме.

Исчезновение Йосефа подорвало семейное единство. Видя, как страдает отец, братья испытывали угрызения совести. Они упрекали Иегуду, своего лидера, в том, что он не предотвратил расправу: ведь идея продать Йосефа в рабство принадлежала именно ему.

Далее Тора сообщает о драме в семье Иегуды. Он женится на адуламитянке по имени Шуа, и у них рождаются три сына: Эр, Онан и Шела. Впоследствии Эр женится на Тамар, но «был он неугоден в глазах Б-га», потому что, желая сохранить красоту жены и предотвратить ее беременность, «ронял семя на землю.., когда входил к ней». Эр умирает, и Тамар, по тогдашнему обычаю, выходит замуж за второго брата — Онана. Онан повторяет тот же грех, и Б-г «умертвил и его» (как видим, слова «эротика» и «онанизм» вовсе не греческого и не латинского происхождения).

Тамар ждет, когда подрастет третий брат — Шела. Но Иегуда поспешно отсылает ее из своего дома, считая, что она виновата в смерти его старших сыновей. Вскоре умирает жена Иегуды. Однажды он приезжает по делам в город, где живет изгнанница Тамар. Узнав о прибытии свекра, она маскируется под проститутку и вступает с ним в близость. Позже Иегуде сообщают, что его невестка «развратничала… и даже забеременела». Оскорбленный тесть намерен сурово наказать Тамар, но она предъявляет его личные вещи, оставленные им в залог, и обман раскрывается.

Нет, Тамар не развратница. Зная, что от Иегуды должен произойти царский род Израиля, и не получив в мужья Шелу, она пошла на крайний шаг. «И узнал Иегуда, и сказал: «Она права, от меня она беременна…».

Вскоре у Тамар родились близнецы. От одного из них, Переца, произошла впоследствии царская династия, включая Давида, Шломо и будущего царя-избавителя Машиаха. «Но как же так?! — спросите вы. — Кровосмесительная связь в роду царя Давида и Машиаха?! Ничего себе «ихус»!

Впрочем, это еще не все. В нашей царской династии есть еще одно «слабое» звено. Прабабкой царя Давида была моавитянка Рут, принявшая иудаизм и вышедшая замуж за Боаза из колена Иегуды, хотя Тора прямо говорит: «Аммонитяне и моавитяне не войдут в общину Г-спода… вовеки» (Дварим, 23:4). Представителям других народов можно делать гиюр, а этим двум ни под каким видом. Час от часу не легче…

Эпизод с Тамар редко обсуждается в комментариях. Отмечают лишь скрытую причину его появления между двумя первыми частями рассказа об Йосефе: продажей в рабство и первым этапом пребывания в Египте. С Йосефа начинается мучительный период египетского галута. Однако, посылая евреям испытание, Вс-вышний заранее готовит «лекарство». В данном случае это зарождение царской династии, которая подарит нам Машиаха, последнего избавителя от всех бед.

Но зачем потребовалось вплетать столь сомнительные по существу греховные звенья в династию царя Давида? На самом деле, если внимательно проанализировать историю Иегуды и Тамар, выяснится, что никакой греховности тут нет. Эта история произошла задолго до дарования Торы, которая запрещает среди прочего сожительство свекра с невесткой. В те стародавние времена овдовевшая и бездетная женщина могла выйти замуж за любого близкого родственника мужа, а не только за его брата левиратным браком, чтобы продолжить род покойного.

Что касается Рут, мудрецы отмечают, что нам запрещено принимать в свою среду моавитян, но не моавитянок. Амонитяне и моавитяне произошли, как известно, от сожительства Лота с его собственными дочерьми сразу после катастрофического уничтожения Содома и Гоморры, когда им показалось, что они остались одни на всей земле. Эти два народа, самим своим появлением обязанные евреям (Лот был спасен благодаря заслугам своего праведного дяди Авраама, праотца еврейского народа), были «отлучены… вовеки, потому что не встретили они вас (евреев) с хлебом и водою на пути, когда вышли вы из Египта, и за то, что наняли против вас Билама… чтобы тот проклял вас». Однако женщины непричастны к этим непростительным грехам, и запрет «да не войдут… в собрание Б-га» на них не распространяется.

Кроме того, Рут считается образцовой прозелиткой. Она укрепила веру и духовные силы колена Иегуды. Ее слова, обращенные к ее свекрови Наоми: «Твой народ — мой народ, а твой Б-г — мой Б-г», — стали манифестом всех геров-праведников.

В родословной Машиаха можно найти еще один «сбой». Второй царь династии Шломо был сыном красавицы Бат-Шевы. В Книге Царств («Мелахим») рассказывается, как Давид послал на верную смерть ее мужа военачальника Урию, и воспользовавшись его гибелью, женился на Бат-Шеве. На самом деле, и здесь все в порядке: Урия бунтовал против царя, и по закону его полагалось казнить. Кроме того, уходя на войну, еврейские воины того периода давали «гет» (разводное письмо) своим женам. Иначе, если солдат пропадал без вести, его жена не признавалась вдовой и не могла вторично выйти замуж, получала статус «агуна». Поэтому Бат-Шева была свободной женщиной, и Давид имел право жениться на ней.

Итак, формальные обвинения сняты. Но остается неприятный осадок: зачем вообще потребовалось отягощать родословную Машиаха? Неужели нельзя было дать ему «чистых» предков?

Нам, евреям, чужды сказки про «жития святых». Наши герои — не вымышленные ангелы, а реальные люди со своими слабостями и страстями. Тора подробно разбирает ошибки, совершенные Авраамом, порицает сыновей Яакова, сообщает, что величайший пророк Моше, единственный из всех смертных стоявший лицом к лицу с Тв-рцом, не вошел в Эрец Исраэль из-за совершенного греха.

В задачу Машиаха входит возвращение людей к вере в Единого

Тв-рца, исправление общества. Стоя на пьедестале абсолютной святости, он не справился бы с этой задачей. Люди не поверили бы ему («Да что ты вообще понимаешь? Ты когда-нибудь любил по-настоящему или только мицвот исполнял?»). Благодаря своей сложной родословной он сможет заявить сомневающимся: «Я знаю, что такое страсти. Мне знакомы ложные увлечения и разочарования. Поэтому доверьтесь мне. Ведь я один из вас».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора