Сценарий на все эпохи. Недельная глава Торы «Ваешев»

25fo3Яаков поселяется в Ханаане. Его любимый сын Йосеф, которому он в знак особого расположения дарит разноцветную полосатую рубашку из тонкой шерсти, доносит отцу о плохом поведении братьев. Братья возненавидели Йосефа, особенно после того, как он пересказал им два своих пророческих сна, в одном из которых их снопы кланяются его снопу, а в другом перед ним склоняются солнце, луна (отец с умершей матерью) и одиннадцать звезд (братья). Заподозрив Йосефа в стремлении узурпировать духовную миссию семьи, сыновья Яакова замышляют убить его. Но, когда Йосеф приходит к ним на пастбище в Шхем, братья отказываются от прямого убийства и продают юношу в рабство купцам, проходящим с караваном. Затем они показывают Яакову рубашку Йосефа, смоченную кровью зарезанного козленка, и убеждают отца, что его младшего сына растерзал дикий зверь. Яаков безутешен. Оказавшись в Египте, Йосеф становится собственностью Потифара, начальника царской стражи. Здесь Тора прерывает рассказ, чтобы поведать о судьбе Иегуды и его семьи. Старшего сына Иегуды Эра постигает смерть за то, что он хотел предотвратить беременность своей жены Тамар. На ней женится левиратным браком брат Эра Онан, но и он умирает за тот же грех. Иегуда остается вдовцом, и Тамар решает обманным путем забеременеть от него, поскольку он не дал ей в мужья своего младшего сына Шелу, а ей было известно, что от Иегуды произойдет династия еврейских царей. Замысел удался: Тамар рожает близнецов. Тем временем Йосеф становится управляющим в доме Потифара. Жена хозяина домогается любви красивого раба и, разгневанная отказом, ложно обвиняет его в попытке изнасилования. Йосефа бросают в тюрьму. Там он удачно толкует сны двух царедворцев, попавших в немилость к фараону. Предсказания Йосефа в точности исполняются: начальник виночерпиев реабилитирован, а начальника пекарей казнят. При выходе на свободу главный виночерпий обещает ходатайствовать за Йосефа во дворце, но забывает о нем.

***

«А Йосеф был отведен в Египет…» (39:1).
Раздел «Ваешев» — короткий и очень напряженный, с острым драматическим сюжетом. Вместе с двумя последующими разделами «Микец» и «Ваигаш» он похож на киносценарий, предвосхищающий главные этапы еврейской истории. Йосеф (еврейский народ), любимый сын своего великого отца Яакова (Б-га), проданный братьями в рабство, попадает в чужую страну Египет (изгнание евреев из Эрец Исраэль и рассеяние по всему миру). Аморальные туземцы эксплуатируют и угнетают его; ненавистники хотят его уничтожить, но добиваются обратного результата: Йосеф (как и его потомки в странах диаспоры) возвышается, добивается больших успехов, становится премьер-министром, лично способствует процветанию египетской империи. Благодаря его прозорливости, организаторскому таланту и энергии Египет благополучно преодолел семилетний период неурожаев. Йосеф снабжал весь мир запасенным хлебом, спасая тысячи людей от голода и обеспечивая казну фараона гигантской прибылью.
Однако в египетских исторических хрониках Йосеф, возглавлявший крупнейшую империю Древнего мира на протяжении 80 (!) лет, нигде не упоминается. Его попросту «забыли». Потому что еще в ту эпоху «не могли египтяне есть с евреями, потому что это мерзость для египтян» (Берешит, 43:32). Антисемитизм оформился задолго до становления еврейского народа.
Так же было и в последующие эпохи. Евреи укрепляли государства, в которых жили, развивали экономику и финансы, науку и культуру. Но, несмотря на это, оставались чуждым элементом, «мерзостью для египтян», и их, как и Йосефа, неизменно «забывали».

Евреи в ливреях

«…И они отвели Йосефа в Египет» (37:28).
Харизма, или, как раньше говорили, личное обаяние — опасное качество для еврейского лидера, делающего карьеру в нееврейском обществе. Превратившись в любимца массмедиа и внемлющих им масс, он встает на скользкий и опасный путь.
С одной стороны, обожание может превратиться в ненависть, когда антисемитизм начинает обнажать клыки. С другой стороны, «придворный еврей» может так увлечься своим головокружительным взлетом, что легко отвернется от своего духовного наследия, примет веру и ценности того общества, которое душит его в своих объятиях. Либо, оставаясь формально евреем, он начнет продвигать фальшивый иудаизм, не имеющий ничего общего с Торой. Такие «евреи в ливреях» стремятся в первую очередь, иногда даже неосознанно, понравиться тому обществу, которое возносит их на пьедестал. Уж больно велик соблазн.
Но, если еврейский лидер заполнен до краев Торой, как бокал вином, никакие чуждые идеи не овладеют его мировоззрением. Для них просто не окажется места. Тора служит ему чем-то вроде миквы, ритуального бассейна, очищающего и облагораживающего его мысли. Она привьет ему иммунитет от окружающих его соблазнов. И наоборот, еврейский лидер, которому не достает глубокой преданности Торе и ее знания, похож на полупустой бокал, наполняемый сладкой отравой.
В сегодняшнем разделе «Ваешев» Йосеф начинает свой путь к могуществу в Египте. Йосеф демонстрирует идеальные взаимоотношения еврея и нееврейского окружения. Он прислушивается к нуждам народа, заботится о нем и прекрасно ведет государственные дела. Его ценят и осыпают благами. Он любим и уважаем во всех слоях общества. Тем не менее он ни на минуту не забывает, Кому он обязан своим успехом и Кого он представляет.
Египет трехтысячелетней давности был, пожалуй, самым трудным местом для воспитания еврейских детей. И тем не менее до сих пор, когда отец, вернувшись из синагоги в пятницу вечером, благословляет своих сыновей, он просит Б-га, чтобы они уподобились Эфраиму и Менаше, двум сыновьям Йосефа, родившимся в Египте, к которым не прилипла моральная грязь той страны.
На исходе нынешней субботы мы зажжем первую ханукальную свечу. Восьмидневный период Хануки включает в себя по крайней мере один шаббат. И в шаббате, и в Хануке содержится важная идея. Соблюдая шаббат, мы как будто утверждаем, что у мира есть Творец, который создал из ничего все, что нас окружает.
Эта концепция опровергает философское учение древних греков, утверждавших, что мир существовал всегда. Но ведь если мир всегда был, есть и будет, это значит, что нет ничего абсолютного и что все в мире относительно. Добро и зло не имеют никакого смысла в «вечном» мире, где нет Б-га.
Если убрать Б-га из нашего мира, то в обществе торжествует релятивизм: все становится «лучше» или «хуже», причем оценки диктуются прагматизмом или чувствами.
Символ Хануки — кувшинчик с чистым маслом, спрятанный в Святая Святых Храма. Ханука — это праздник света, незамутненного света, излучаемого нашей святой Торой.
Ханука как будто заявляет, что абсолютная правда не только существует в принципе, но и занимает свое место в нашем несовершенном мире. Она исключительна по своей сути, но она же и доступна. Исключительна, потому что находится только в Торе, а не в Коране, и не в Новом Завете, и не в памятнике древнеиндийской философской мысли «Бхагавадгита», и не в «Капитале» Маркса. Только в Торе.
К сожалению, многие евреи, ищущие правду, обращаются к Торе лишь в последнюю очередь. И это не случайно. В нашу эпоху святость не лежит на поверхности — она скрыта. А все, что бросается в глаза, противоречит ценностям Торы. Но перед тем, кто честно и упорно ищет правду, абсолютную правду, она в конечном счете откроет свои жемчужины и самоцветы.
Эта абсолютная правда была хорошо видна, когда она ярко воссияла на заре Творения, но затем была скрыта и сохранена для праведников в Мире грядущем. Сегодня эта правда светит нам в огнях Хануки и в глубинных идеях Торы.

Художник Елена ФЛЁРОВА

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора