Добрый день!
Очень хочу высказаться по проблеме ассимиляции. Пожалуй, Ваша газета – единственная, кто за последние несколько лет поднимает эту тему. Мы живем в США чуть больше двух лет. Поверьте, что свежим глазом видно многое, к чему старожилы привыкли, смирились или стараются не замечать.
В отличие от тех, кому при отъезде приходилось сдавать партбилеты и удивленными глазами провожать встреченного бородатого еврея в характерной одежде, мы прибыли сюда повидавшими Израиль, соблюдающими традиции (в тех пределах, которые были возможны в Украине). А это значит, что мы, владея ивритом и идиш, в принципе, могли уже контактировать с прихожанами синагоги (не говоря уже об английском). Через три недели после прилета в Америку мы стали искать синагогу – наступал Песах. Одна соседняя синагога с англоязычными прихожанами Седер не проводила. В другой сказали, что нет места (для двух человек).
Спасибо раву Герцу. Он принял нас. Сидели мы за столом в синагоге вместе с молодыми людьми, приехавшими по гринкарте из Израиля, старожилами из Молдавии и одной ашкеназской семьей — женщиной 80 лет и сыном лет 50. Как мы поняли, живут они врозь, и синагогальный благотворительный ужин был местом их встречи. Полагаю, что следующий раз они увидятся на Рош-Хашана. Таковы американские традиции взаимоотношений поколений. Подгребая к себе львиную долю скромного угощения, сын, полагая, что никто не понимает английского, хаял иммигрантов, говоря, что мы не евреи, и вообще… Молодые не выдержали и спросили его: «Мы знаем русский, украинский, иврит и английский. А что знаешь ты»? Он опешил, но через пару минут, придя в себя, заявил, что это его страна. Тогда я спросила на идиш, знает ли он, откуда приехали его предки. Ответа не последовало.
Увы, он не одинок. Спасибо, что американские евреи в свое время боролись за право въезда в их страну. Правда, мы ждали осуществления своей мечты 12 лет. А прибыв, поняли свою невостребованность. На работу даже еврейские работодатели стараются взять в первую очередь неевреев. Да, это горькая правда. А если и берут еврея, то за гроши выжимают все соки. И даже те, чьи фотографии с улыбкой кинозвезд мелькают на страницах русскоязычной прессы, не спешат на деле помочь еврею. Уж лучше дать немного денег в какой-то из многочисленных благотворительных фондов и оплатить хвалебную статью о себе в газете, чем взять на работу конкретного еврея. На третьем году нашей жизни в США к моему сыну, который посещает ближайшую англоязычную синагогу, подошел один из ее руководителей и предложил услуги своей дочери-адвоката для решения наших иммиграционных проблем. Узнав, что у нас нет проблем и все документы в порядке, он потерял интерес к сыну. Да, с документами у нас нет проблем. Но есть другая проблема – устройство личной жизни. Где, когда и кто подумал о том, что люди 25 – 35 лет должны создавать еврейские семьи? Кто подумал о тех, кто не относит себя строго к ортодоксам, но соблюдает традиции? Объявления в газете ничего не дают. Звонят мамочки, тетушки, а молодежь ассимилируется, потому что у них нет постоянного места, куда они могут зайти вечером, в выходные, почитать еврейские газеты, просмотреть фильмы, потанцевать, поучаствовать в дискуссии, познакомиться. Не нужно, чтобы этот клуб был при каждом Еврейском центре. Этот клуб должен быть в центре Бруклина. Мне возразят многие. Как это может быть? Вы отдаляетесь от остальных евреев? Нет, это они от нас отдалились, они видят в нас только поломоек. А мы сегодня должны напрячься из последних сил, чтобы души наших детей остались еврейскими, чтобы их не завлекли сладкоголосые «Евреи за Иисуса» или евангелисты «Надежды Израиля». Мы должны спасти от ассимиляции своих детей, ибо не сделают этого общественные деятели, любящие красоваться на сцене и не оглядывающиеся на то, чей флаг декорирует эту сцену. Вы со мной согласны?