Уважаемый господин Л. Амстиславский!
Большое спасибо за важную и интересную дискуссию, начатую письмом «Лошадь и ассимиляция» Р. Кодес («ЕМ», №738).
Позвольте мне высказать по этому поводу свою точку зрения. Начну с того, в чем я с Вами абсолютно согласна. Вы, на мой взгляд, совершенно справедливо сокрушаетесь по поводу будущего нашей русскоязычной общины, доказывая, что существовать ей осталось не более 30 – 40 лет. И причина этого – мы сами. Безусловно, все это очень грустно. Община, насчитывающая более 300 тысяч человек, исчезнет за несколько десятков лет. К сожалению, такова закономерность: всегда малочисленные народы растворяются в больших. В истории есть только одно счастливое исключение – евреи. После изгнания римлянами со своей земли – Эрец Исраэль, – несмотря на все перипетии судьбы, мы живем более 2000 лет. Вы спрашиваете:
«Чего вдруг «наездница-ассимиляция» понеслась в карьер? Тысячелетия никуда не мчалась, а тут понеслась, как оглашенная».
О том, «почему не мчалась», то есть о феномене выживания евреев, писал еще Достоевский в своем дневнике (1877 г.): «…Да и не хватило бы упорства в самосохранении на 40 веков… И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и половины из сорока веков…
Тут не одно самосохранение стоит причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова…».
Сами евреи этот феномен выживания объясняют конкретнее: евреи хранят Тору – Тора хранит евреев. Есть великая общая цель, передаваемая из поколения в поколение: миссия, для которой евреи избраны – нести человечеству законы Вс-вышнего.
Есть ли какая-нибудь объединяющая цель у нашей русскоязычной светской еврейской общины?
В качестве объединяющей цели наши лидеры ошибочно навязывают нам сохранение русского языка и русской культуры. Но зачем, когда для этого есть большая Россия?
Для общего образования детей знать дополнительно языки неплохо. Однако ассимиляции это никак не препятствует. Жизнь показывает, что скорее наоборот. Хотя бы потому, что в сутках всего 24 часа, и чем больше времени человек уделяет русской культуре, тем меньше у него остается на еврейскую и любые другие.
Нас могла бы объединять замечательная идея и очень нужная: поддержка и помощь Израилю. Но и в этом из-за отсутствия сильного лидера и пассивности мы не делаем больших успехов.
К большому сожалению, поезд американской еврейской истории вскоре пойдет без нашей общины. Зато ассимиляция на коне. Почему?
«Русская» бабка пусть уходит
Вы видите причины усиленной ассимиляции в дорогом еврейском образовании и других частностях. По собственному опыту знаю – все абсолютно верно. Но думаю, не это главное, ибо кто хочет дать детям еврейское образование, находит выход. Согласно пословице: «Кто хочет, тот делает, кто не хочет, ищет оправдание».
Вот Вы приводите душещипательный пример. Пятилетнюю девочку отдали в еврейский детский садик, и вскоре она начала учить родителей жить, произносила «ужасное слово» «кошер». В итоге родители не стали терпеть покушение ребенка на их свободу есть свинину и забрали девочку из садика. А позднее отдали дочь в обычную школу. Здесь она «успешно ассимилировалась в современную жизнь и мировую культуру без выраженной национальной окраски».
К сожалению, таких историй немало, и я, по рассказам родителей, знаю продолжение некоторых из них. Случается, что ассимилированный ребенок стал наркоманом или приобрел другие дурные наклонности. Но если даже забыть об этих проблемах, то совсем уж неудивительно, что преобладающее большинство воспитанных «без национальной окраски» молодых людей вступают в смешанные браки. И Вы напрасно иронизируете по поводу жалоб старшего поколения («наши внуки нам чужие») (Р. Кодес). Вы пишете: «Прямо слезы наворачиваются на глаза, как представлю новорожденного или годовалого карапуза, отвергающего бабушку и дедушку из-за мамы-китаянки… А вдруг, когда детеныш вырастет, он, может быть, захочет съесть что-то некошерное! Поэтому «наши внуки нам чужие»…
Мне кажется, понятно: мама-китаянка, мексиканка, темнокожая и т. д. воспитывает ребенка соответственно своей культуре, сильно отличающейся от нашей, нередко вступающей с ней в конфликт. Пример: мать-еврейка приходит в гости в семью сына. У него язва желудка, а жена – мексиканка, не любит готовить. Дети питаются чипсами и прочим. Из разговора внучек: «Опять эта русская бабка каши наварила. Зачем только приходит!?» А сколько махровых антисемитов среди полукровок (Е.Примаков, журналист М. Леонтьев …). Страшно, когда это собственные дети и внуки.
«Национальная окраска»
Вы рассказываете о Вашем семилетнем внуке: «Он добрый, умный, отзывчивый. Он – настоящий еврей. Не подозревая, что он еврей…».
Я искренне желаю Вам, чтобы внук всю жизнь радовал Вас. Но коль уж мы говорим об ассимиляции, то скажите, как он будет искать себе еврейскую пару, если он сам не знает, что он еврей? Да и будет ли?
И еще один аспект. Мои внучки старше Вашего мальчика. У нас была и дорогая очень хорошая еврейская школа, которую пришлось оставить. После – обычная школа с одновременным посещением еврейской воскресной школы. Был эпизод, когда старшую внучку в возрасте 12 лет одноклассницы, запугивая, тянули в христианство. А среднюю внучку методично обрабатывали мусульмане-пакистанцы. На даче представитель какой-то секты собирал всех русскоязычных детей и очень умело и изобретательно вовлекал их в свою веру. Что поделаешь, свободная страна. Если Вы не побеспокоитесь объяснить ребенку – кто он, есть много желающих сделать это за Вас, но уже по собственному их усмотрению.
Полемизируя с Р. Кодес, Вы пишете, почему это «ребенок не просто ребенок, источник радости, любви, а еврей!»
Это очень красиво сказано, но ребенок не цветок и не любимая кукла родителей, это человек, личность. И кому, как не родителям, задуматься о том, кем вырастет родной им человек.
Сыну наших знакомых, приехавших из Израиля несколько лет назад, тоже 7 лет. Способный ребенок, говорит, пишет и читает на трех языках (иврит, английский, русский). На наш вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» – мальчик ответил: «Поеду воевать с арабами».
Будущее никому не известно, но надеюсь, что этот мальчик больше защищен от попадания в какую-то секту и от ассимиляции, чем дети, воспитанные «без национальной окраски». Он ощущает себя евреем.
Где еврейские «Сороки-Вороны»?
Меня удивляют некоторые Ваши вопросы: «Где еврейские книжки для детей? Где мультики?» Удивляют потому, что таких книг множество. Не можем же мы себе представить, что миллионы еврейских детей в Америке, в том числе и религиозных, выросли без детской литературы. Есть, конечно, книжки и на русском языке. Возможно, они не дотягивают до упомянутой Вами «Козы-дерезы» и куда уж им до «Сороки-Вороны», но дети их любят. Помню, когда моей внучке было шесть лет, мы читали с ней детское изложение Торы. (Отец написал для своего сынишки.) Она так и называется: «И расскажи сыну своему» – автор Моше Столяр. Внучку просто невозможно было оторвать от этой книжки.
«Мои предки – священники в Храме Соломона»
Вы пишете, что учите своего внука «гордиться только тем, чего он добился сам!» А не национальностью, которую волей судьбы получил от папы с мамой.
В данном конкретном случае мне опять трудно с Вами согласиться. Ровно 514 лет назад евреев изгнали из Испании. Оставшиеся евреи приняли католичество (мараны). Они постепенно растворились и исчезли как евреи. «Среди их потомков Мигель Сервантес, Мишель Монтень, генерал Франко, Иосиф Броз Тито и даже Фидель Кастро. В нынешней Испании считается огромной честью вести свой род от тех маранов: ведь это значит, что роду твоему больше 500 лет» (Лазарь Ратнер).
Нашему древнейшему еврейскому роду (от Авраама) около 4000 лет. Мы наследники древнейшей истории.
Премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли (1868 и 1874 – 1880 гг.) на антисемитский выпад против него ответил в парламенте: «Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в Храме Соломона».
Думаю, что евреи могут гордиться своим древним родом, но это налагает еще и большую ответственность. Ведь ассимилируясь, еврей рвет многовековую цепь, сотканную сотнями поколений. Конечно, к великому сожалению, есть немало евреев, для которых все это ничего не значит. Какая уж тут гордость? Но есть и другие. Они за свою веру, за дело предков отдавали жизнь. А зачастую – это просто скромные люди, знающие кто они. Не поддаваясь никакому давлению и угрозам окружающего мира, они растят своих еврейских детей – наше продолжение, что ох как непросто, а часто и небезопасно. Эти люди – евреи не только по крови, но и по духу, что является их личным достижением. Думаю, они с полным правом могут этим гордиться.