Неточно в деталях, верно по существу

Дов Конторер

 

Досадная фактическая неточность в выступлении Биньямина Нетаниягу перед делегатами 37-го сионистского конгресса, проходящего в эти дни в Иерусалиме, позволила лидеру оппозиции Ицхаку Герцогу обвинить премьер-министра в фальскификации истории и в том, что его ошибочное заявление может оказаться полезным злонамеренным силам, отрицающим исторический факт Катастрофы европейского еврейства.

Учитывая высокую резонансность затронутой темы и то, что ее значение не ограничивается контекстом полемики между лидером левой оппозиции и главой израильского правительства, рассмотрим релевантное высказывание Нетаниягу и попробуем установить, в чем именно он ошибся, из чего проистекает допущенная им ошибка и что в его словах соответствует истине.

Итак, выступая во вторник, 20 октября, перед участниками проходящего в Иерусалиме конгресса, Нетаниягу решил перечислить «десять лживых тезисов» палестинской пропаганды, звучащих в связи с нынешним обострением конфликта.

«Первая большая ложь палестинцев состоит в том, что Израиль пытается изменить статус-кво на Храмовой горе, — заявил премьер-министр. – Ничего подобного нами не совершается. Статус-кво состоял и состоит в том, что мусульмане приходят на Храмовую гору молиться, а все остальные – евреи, христиане, представители других религий и светские люди — могут посещать это место без совершения там каких-либо религиозных обрядов. Немусульмане допускаются на Храмовую гору пять дней в неделю, с воскресенья по четверг, с 7 до 11 часов утра. Во все остальное время Храмовая гора открыта только для мусульман. За последний год ее посетили 3,5 миллиона мусульман, 80 тысяч христиан и 12 тысяч евреев. Таковы факты. Израиль не менял и не имеет намерения менять статус-кво в этом священном месте».

Интересующее нас заявление Биньямина Нетаниягу прозвучало в связи со вторым лживым тезисом палестинской пропаганды:

«Их вторая ложь состоит в том, что мы пытаемся разрушить мечеть Аль-Акса. Этой лжи уже скоро сто лет, и она была бы просто смешна, если бы ее действие не приводило к трагическим результатам. Мой дед приехал в Эрец-Исраэль в 1920 году. Вскоре после того, как он явился в здание иммиграционного бюро в Яффо, это здание было сожжено арабскими погромщиками, убившими тогда многих евреев, в числе которых был наш знаменитый писатель Йосеф-Хаим Бреннер. Арабские нападения на евреев в 1920-1921 и 1929 гг. были спровоцированы призывами иерусалимского муфтия Хадж-Амина Аль-Хусейни, который значительно позже, при проведении Нюрнбергских процессов, разыскивался для привлечения к суду как военный преступник, поскольку он сыграл центральную роль в стимуляции «окончательного решения еврейского вопроса» нацистами. Муфтий прилетел в Берлин и встретился с Гитлером. Гитлер тогда еще не собирался уничтожать евреев, он хотел изгнать их из Европы. Но Хадж-Амин Аль-Хусейни явился к Гитлеру и сказал: «Если ты выгонишь их, они все явятся к нам». Тогда Гитлер спросил: «Что же мне с ними делать?», и муфтий ему ответил: «Сожги их!». Муфтию удалось избежать суда в Нюрнберге и он умер в Каире от рака через много лет после войны. Так вот, в двадцатые годы муфтий постоянно заявлял: «Евреи хотят разрушить мечеть Аль-Акса!», и эта ложь служила стимулом многих атак. Аль-Акса и теперь стоит на своем месте, но и ложь стоит там же, как прежде».

Здесь следует сразу же признать, что Нетаниягу действительно допустил в этой части своего выступления существенную неточность. Муфтий прибыл в Берлин 6 ноября 1941 года, его встреча с Гитлером состоялась 28 ноября. К тому времени решение о тотальном уничтожении европейского еврейства давно уже было принято нацистским руководством и, более того, последовательно осуществлялось на практике на оккупированной территории Советского Союза и Югославии.

Последним серьезным планом нацистов, предусматривавшим массовую депортацию евреев из Европы, был т.н. Мадагаскарский проект, изучавшийся германским руководством летом и осенью 1940 года, когда с поражением Франции остров Мадагаскар оказался под властью коллаборационистского правительства Виши. Взвесив практические перспективы данного плана, нацистское руководство Германии пришло к выводу о том, что его невозможно реализовать в условиях британского контроля над Суэцким каналом и Южно-Африканским Союзом, бывшим в то время доминионом Великобритании.

После поражения люфтваффе в «битве за Англию» (сентябрь 1940 г.) в Берлине не ожидали скорого прекращения британского контроля над этими стратегическими районами, и поэтому уже осенью 1940 года план насильственного переселения евреев Европы на Мадагаскар выглядел нереальным. Окончательно от него отказались в декабре 1940 года, с утверждением плана «Барбаросса», предусматривавшего скорое начало войны с Советским Союзом. Еще раньше, в апреле 1940 года, нацистское руководство отказалось от плана сосредоточения всех евреев Европы в т.н. Люблинской резервации (Judenreservat).

Большая война на Востоке открывала перед нацистами возможность физически уничтожить европейских евреев, и во второй половине 1940 года в документах руководимой Эйхманом группы стало вполне тривиальным упоминание о «несомненно близящемся окончательном решении еврейского вопроса». Планомерное массовое убийство евреев началось сразу же со вторжением германских войск в Советский Союз, причем в гетто, создававшиеся немцами на оккупированной территории СССР с целью изоляции и последующего уничтожения основной массы евреев, уже осенью 1941 года свозились евреи из Австрии и Чехословакии. Массовые расстрелы евреев производились тогда же в оккупированной Югославии.

Мнение о том, что «окончательное решение» стало официальной политикой гитлеровской Германии лишь по итогам Ванзейской конференции, состоявшейся 20 января 1942 года, имеет своим источником непонимание природы и назначения данного мероприятия. Ко времени проведения Ванзейской конференции планомерная ликвидация европейского еврейства велась не только методом массовых расстрелов, но уже и в газовых камерах Хелмно, первого из созданных нацистами лагерей уничтожения (Vernichtungslager), а в Освенциме, Белжеце, Собибуре, Треблинке и Майданеке близились к завершению работы по созданию индустрии смерти.

Созвать в Ванзее высоких правительственных чиновников Третьего рейха, руководителей немецкого транспорта и промышленности потребовалось в тот момент, когда их уже следовало посвятить в детали гигантского плана, предусматривавшего уничтожение 11 млн евреев Европы, распределить между ними обязанности, установить приоритетность заказов на транспортировку евреев в лагеря смерти в условиях военного времени и представить им оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана, который станет техническим координатором данного процесса. Это и было сделано главой РСХА Рейнгардом Гейдрихом в январе 1942 года, на стадии перевода еврейского геноцида в промышленную стадию.

Таким образом, ко времени встречи муфтия с Гитлером убеждать последнего в том, что физическое уничтожение евреев станет наилучшим способом «окончательного решения еврейского вопроса», уже не требовалось. Сохранилась детальная запись беседы муфтия с Гитлером, состоявшейся в присутствии рейхсминистра иностранных дел Риббентропа и министра Гроббы (бывший германский посланник в Багдаде и Саудовской Аравии, в 1941 году Фриц Гробба стал «особоуполномоченным по арабским странам» при Зондерштабе «Ф», координировавшем арабские проекты Третьего рейха). Беседа Хадж-Амина Аль-Хусейни с вождем германских нацистов была примечательна во всех отношениях, но диалога, который Нетаниягу привел в своем выступлении, она не включала.

Тем не менее, муфтию действительно принадлежала видная роль в стимуляции еврейского геноцида. Его знакомство с нацистской индустрией смерти носило чрезвычайно интимный характер, подтверждения чему были во множестве представлены в ходе Нюрнбергских процессов и на процессе Эйхмана. Аль-Хусейни был в деталях осведомлен о том, что представляет собой «окончательное решение еврейского вопроса». Члены возглавляемой им группы арабских нацистов проходили обучение на секретных курсах СС. Вместе с ними Аль-Хусейни не раз посещал концлагерь Заксенхаузен возле Ораниенбурга и расположенную там же Инспекцию концлагерей, которая ведала и такими учреждениями, как Освенцим.

Но главный вклад муфтия в политику геноцида связан с его неустанными усилиями по перекрытию любых лазеек, суливших спасение хотя бы и самым малочисленным группам евреев. В июне 1943 года, встревоженный перспективой вызволения из Венгрии группы еврейских детей, Аль-Хусейни обратился к венгерскому министру иностранных дел с настойчивой просьбой «предотвратить выезд евреев из Вашей страны в Палестину, и если все же существуют причины, по которым устранение евреев является необходимым, то было бы в высшей степени предпочтительно высылать их в такие страны, где они оказались бы под действием активного контроля, например, в Польшу», т.е. прямо в нацистские лагеря смерти.

Такие же письма Аль-Хусейни направлял министрам иностранных дел Румынии и Словакии всякий раз, когда до него доходили слухи о возможном освобождении даже самой малой группы евреев. В январе 1943 года, когда итальянские силы готовились к отступлению из Ливии, Аль-Хусейни требовал от немцев вмешаться и «очистить Триполи от евреев». 25 июля 1944 года ему пришлось писать самому Риббентропу в связи с обсуждавшимся планом обмена немецких граждан, находившихся в странах Британской империи (включая определенное число темплеров), на соответствующее число европейских евреев. Тут уж муфтий почти угрожал:

«Арабам и мусульманам будет трудно понять подобный шаг после заявления Вашего Превосходительства от 2 ноября 1943 года о том, что уничтожение так называемого еврейского национального очага в Палестине является неизменной частью политики Великого Германского Рейха, и это способно вызвать у них чувство искреннего разочарования».

Основываясь на этих и иных фактах, в давней серии своих публикаций об арабском нацизме (2005) я назвал раздел, посвященный деятельности иерусалимского муфтия в период Второй мировой войны, «Блюститель неминуемой смерти». Что же до обсуждаемого сейчас заявления премьер-министра Нетаниягу, то о нем следует сказать, что оно, хотя и содержит в себе досадную историческую неточность, является верным по существу. Создатель и первый вождь палестинского национального движения действительно был убежденным сторонником Гитлера и активным участником нацистской политики геноцида, проявлявшим иной раз бóльшую ревность в вопросе уничтожения евреев, чем сами руководители Третьего рейха.

«Вести», 22 октября 2015

Источник Livejournal

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора