Ранее я писал о положительной роли новороссийского губернатора графа М. С. Воронцова (1782 – 1856 гг.) в решении «еврейского вопроса» в годы царствования Николая I. Это был один из немногих русских государственных деятелей без «держимордных» замашек в отношении евреев. 16-томная Еврейская энциклопедия начала ХХ века уделила М. С. Воронцову специальную статью. Но в советских и российских учебниках истории деятельность Воронцова на «еврейской ниве» не упоминалась.
Зато старшего современника Воронцова – высокопоставленного чиновника Державина (1743 – 1816 гг.), среднего поэта, но известного юдофоба на государственном поприще, славили во всех советских учебниках литературы как великого предшественника Пушкина.
В той же Еврейской энциклопедии есть статья и о графе Павле Дмитриевиче Киселеве, одном из образованных и порядочных русских государственных деятелей. Привожу ее дословно, но без буквы «ять»:
«Киселев, Павел Дмитриевич (граф) – видный русский государственный деятель, министр государственных имуществ (1788 – 1872 гг.). Назначенный в 1840 г. председателем вновь образованного «Комитета для определения мер коренного преобразования евреев в России», Киселев стремился к облегчению правового положения еврейского народа,но при господствовавших условиях царствования Николая I он не мог достигнуть успешных результатов. (Те, кто смотрят российский телесериал «Бедная Настя», видят совершенно нереальный сусальный образ царя Николая I – В. С.) Со вступлением на престол императора Александра II Киселев испросил высочайшей санкции на проведение еврейской реформы путем отмены правовых ограничений; но уже вскоре, ввиду либерального образа мыслей, Киселева принудили прервать административную деятельность, и он тогда же покинул пост председателя Комитета (11 июля 1856 г.); однако новое направление, которое он успел придать деятельности комитета, привело к тому, что правительство отказалось от идеи, будто преобразование евреев может быть достигнуто лишь с помощью репрессий, и вступило на путь постепенной отмены отдельных ограничительных законов».
К числу тех, кто вынудил П. Д. Киселева покинуть свой пост, был и герой нынешних русских шовинистов граф Уваров С. М. – автор холуйской триады «Православие, самодержавие, народность», – о которой с восторгом долдонят Солженицын и услужливые идеологи путинской администрации.
В 1841 г. Государственный совет империи начал осуществлять программу еврейской реформы, согласно которой предлагалось провести «разбор» (сортировку) евреев на «полезных» и «бесполезных» или «вредных». Но глава «Комитета …» П. Д. Киселев воспротивился этому. Важно, что он оказался не единственным оппонентом Госсовета – существенную помощь в укреплении позиций графа Киселева сыграл Новороссийский губернатор граф М. С. Воронцов.
В 1855 году, после смерти Николая I, на престол вступил его старший сын Александр II – «освободитель» русских крепостных, завершитель колонизации Кавказа (1864), Казахстана (1865) и большей части Средней Азии (1865 – 1881). Новый царь слыл в России либералом, но в еврейском вопросе был непоследовательным. С одной стороны, молодой царь продолжал проводить антисемитскую политику отца. Так, 3 мая 1855 года Александр II запретил евреям приобретать земли и поселяться в Полтавской и Черниговской губерниях. С другой стороны, он уже осознал, что силой проводить преобразования не следует.
В начале марта 1856 г. председатель «Комитета …» граф Киселев направил царю «всеподданнейший доклад», в котором утверждал, что желанию царя о слиянии евреев с прочим населением «препятствуют разные ограничения, временно установленные, которые в соединении с общими законами содержат многие противоречия и порождают недоумения». Далее в докладе Киселева предлагалось пересмотреть все существовавшие на 1856 год постановления о евреях. Царь наложил визу, которая начиналась словом «исполнить», но далее указывалось лишь о возможности предоставления некоторых прав небольшому числу более «нравственных» евреев, то есть проявивших склонность к обрусению.
С этих пор в России стала преобладать тенденция предоставления «привилегий» иудеям, обладающим высоким имущественным или образовательным цензом. Например, правом проживания в Москве и Петербурге обладали: купцы Первой гильдии, крупные банкиры и промышленники, адвокаты, врачи и … проститутки.
31 марта того же года П. Д. Киселев представил на рассмотрение Комитета программу: учреждение еврейских духовных правлений; решение об образовании евреев; решение о праве на государственную службу; уничтожение разделения городских обществ на христианские и еврейские; ликвидация ограничений евреев в месте жительства и постройке домов отдельными кварталами и улицами; отмена ограничений в покупке земель; пересмотр ограничений для еврейских купцов и ремесленников; введение поощрения для евреев-промышленников; пересмотр положения о рекрутской повинности евреев. Царь утвердил программу в целом, но поручил министрам подготовить проекты законов «по их ведомствам».
Напомню, что кантонистами в России 1805 – 1856 гг. называли несовершеннолетних мальчиков, взятых принудительно для подготовки к воинской службе. Евреи, согласно Указу императора Николая I от 26 августа 1827 г. о введении для них обязательной воинской повинности, призывались формально с 12 лет, а фактически с 7 лет. При этом, годы пребывания в кантонистах не засчитывались в обязательный срок службы – 25 лет.
Первое «послабление» для еврейских юношей, принятое Александром II под напором П. Д. Киселева, запрет «назначать» еврейских рекрутов на флот.
«Комитет…» П. Д. Киселева обратил внимание царя на необходимость вообще отменить рекрутские репрессии в отношении евреев, что и было сделано в рамках «Коронационного манифеста» от 26 августа 1856 г. и указа от того же числа, запретившего брать насильно малолетних еврейских детей для службы в кантонистах. Собственно говоря, тем же указом был отменен институт кантонистов. Указ повелевал: «Рекрут из евреев принимать тех же лет и качеств, как из других состояний», а также «Рекрут с евреев взимать наравне с другими состояниями».
Отмена призыва в еврейские кантонисты стала величайшей заслугой П. Д. Киселева.
Однако другие предложения «Комитета…», подготовленные под руководством П. Д. Киселева, или не прошли вообще, или были сильно выхолощены. А самому Павлу Дмитриевичу за «проеврейское рвение» предложили уйти из Комитета.
В правления двух последних царей, Александра III и Николая II, еврейские погромы в Российской империи превратились в повсеместную зловещую вакханалию, вызвавшую массовую эмиграцию евреев в США.
В недавно компьютеризированном списке евреев, прошедших «чистилище» на острове Элис, значится годовалая двоюродная сестра моего отца (со стороны бабушки), Анна Бельская.
В статье использованы опубликованные Александром Миндлиным материалы Российского исторического и Российского государственного военно-исторического архивов.