Кузнецы оружия Победы

Продолжение. Начало тут

Вскоре, однако, фронтовой опыт потребовал усиления вооружения среднего танка и Рубинчик принял на себя ответственность за его перевооружение. 85-мм пушку на «Красном Сормове» стали устанавливать в башни Т-34, одновременно наращивая выпуск этих танков. Хаиму Рубинчику было присвоено звание генерал-майора инженерно-танковой службы. Он родился в 1903 году в местечке Березино, близ Могилева, окончил университет, директором военного завода стал в 35 лет. За заслуги в области производства танков награжден шестью орденами. И было за что. Под его руководством судостроительный завод сумел выпустить за годы войны более 10 тысяч танков Т-34.

90-4-1

Назову также других евреев — руководителей предприятий танковой промышленности: Яков Израйлевич Фефер — Сталинградский завод, Моисей Абрамович Длугач — Кировский в Ленинграде, Макс Яковлевич Зеликсон, Борис Яковлевич Гольдштейн, Макс Аронович Мороз, Ефим Моисеевич Кацнельсон — директора заводов, производивших детали и агрегаты для танков.

Необходимо особо остановиться на большой роли, которую сыграл в высоких боевых качествах советских танков устанавливаемый на них дизельный двигатель. Его преимущество перед бензиновым было, прежде всего, в том, что он имел гораздо меньшую огнеопасность. Но и, кроме того, дизель намного надежнее и проще в производстве, менее требовательный в эксплуатации. Основные конструктивные решения этого двигателя еще до войны были заложены в БД-2, сконструированном Я. Е. Вихманом. Они и легли в основу знаменитого быстроходного двигателя В-2, который устанавливался на советские средние и тяжелые танки и позволял им развивать скорость до 55 км/час.

Думается, все это позволяет утверждать, что евреи внесли достойный вклад во все отрасли выпуска танков, конструирование и производство. Они трудились самоотверженно на всех постах — от наркома до простого рабочего, быстро и находчиво решая сложнейшие задачи производства в тяжких условиях военного времени.

Вооружение

Ведущим ведомством, которое в годы войны обеспечивало производство стрелкового и артиллерийского оружия, был Наркомат вооружения, который возглавлял Д. Ф. Устинов. Этот руководитель к евреям, мягко выражаясь, не питал особенно теплых чувств, однако был вынужден мириться с тем, что они в годы войны занимали ряд ключевых постов в самом наркомате и в руководстве многих основных предприятий отрасли вооружения.

Так, начальником Главного управления наркомата был Наум Эммануилович Носовский, возглавивший это управление в 35-летнем возрасте. Ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы. За время войны Носовский был награжден пятью орденами. Начальником Главного управления по производству морской и тяжелой сухопутной артиллерии был Борис Абрамович Хазанов, впоследствии директор крупнейшего артиллерийского завода.

Артиллерия

Одним из таких предприятий был сталинградский завод «Баррикады» — основное в стране производство крупнокалиберных орудий. К ним относились системы большой мощности: 210-мм пушка, 208-мм мортира, 305-мм гаубица, верой и правдой служившие на поле боя во время войны. С 1939 года директором этого завода был Лев Робертович (Рувимович) Гонор, уроженец местечка Городище, окончивший Ленинградский механический институт. В годы войны ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы. Ведущую роль в руководстве завода играли главный технолог Ефим Моисеевич Ливертовский и начальник производства Лев Наумович Айзенберг.

Завод располагался в Сталинграде и уже вскоре после начала войны работал под авиационным, а потом и вообще под прямым огневым воздействием противника. И в этих условиях завод, спешно перестраивая производство, выпускал новую, нетипичную для него продукцию. К примеру, летом 1941 года «Баррикадам» было приказано перейти на выпуск 76-мм пушек и первую продукцию дать уже через два месяца. Сложность проблемы усугублялась тем, что оборудование цехов было рассчитано на производство сверхтяжелых орудий мелкосерийного характера. И тем не менее директор Лев Гонор со своими сотрудниками сумели перестроить производственный процесс, и уже в сентябре первые 76-мм пушки сошли с конвейера, а в начале 1942 года их выпуск достиг тысячи единиц в месяц.

В августе 1941 года завод получил новое задание: помимо выпуска основной продукции наладить производство 120-мм минометов. Несмотря на трудности, вызванные такой срочностью и условиями военного времени, завод почти немедленно начал выпускать минометы. Основную роль в этом сыграли директор завода Лев Гонор, начальник производства Лев Айзенберг и специально руководивший производством минометов профессор Ленинградского военно-механического института Моисей Абрамович Минков. 120-мм минометы на «Баррикадах» выпускались вплоть до августа 1942 года, когда авиация немцев обрушила на завод около трех тысяч фугасных и зажигательных бомб, фактически полностью его разрушив.

Выпуск вооружения и ремонт орудий не прекращались, пока немецкие танки не подошли к воротам завода. Только тогда была организована эвакуация его работников на предприятия Урала и Сибири. Руководил эвакуацией оставшихся работников начальник производства Лев Айзенберг, который уехал последним в ноябре 1942 года буквально под пулями.

Завод прекратил существование, и его директор Лев Гонор был назначен руководителем завода № 9 на Урале. Это предприятие выпускало основную массу пушек, которыми вооружались танки и самоходные орудия. Здесь в короткий срок было освоено производство 85-мм танковой пушки для Т-34, 100-мм и 122-мм пушек для KB и ИС-3. Когда стали производить самоходные артиллерийские установки, генерал Лев Гонор оперативно наладил выпуск орудий для этого нового вида боевой техники. Завод № 9 выпустил за время войны более 30 тысяч таких орудий.

В годы войны массовое производство танковых и полевых противотанковых орудий среднего калибра было развернуто на заводе № 92. Главным инженером этого громадного орудийного комбината всю войну был Марк Зиновьевич Олевский, и ему наравне с директором А. С. Еляном принадлежит главная заслуга, что предприятие стало головным по выпуску наиболее популярных среди фронтовиков полевых орудий. И в том числе знаменитой 76-мм пушки ЗИС-3 образца 1942 года. Об этой пушке консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф заявил, что ЗИС-3 является самой гениальной конструкцией в истории ствольной артиллерии.

Она была разработана конструкторским коллективом, который возглавлял талантливейший создатель орудий В. Г. Грабин. Его ближайшими соратниками являлись Б. Г. Ласман, Е. А. Санкин, металлург Д. И. Эфрос. Этим же коллективом были разработаны выпускавшиеся заводом № 92 76-мм и 85-мм пушки для танка Т-34. Всего за войну завод дал фронту 100 тысяч орудий.

Отцом всех орудийных заводов в России справедливо считается расположенный в Перми Мотовилихинский завод, которому в 2012 году исполнилось 275 лет. В годы войны этим заводом руководил Абрам Исаевич Быховский, 45-летний уроженец местечка Дубровино Могилевской губернии. Окончив химико-технологический институт, он работал в военной промышленности, с 1939 года директор оружейного завода в Ижевске. Заводом в Мотовилихе руководил до 1955 года. В 1944 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы. Абрам Быховский удостоен звания Героя Соцтруда, награжден шестью орденами, в том числе Суворова I степени.

Под руководством Абрама Быховского старейший орудийный завод быстро набрал темп военного времени. Именно здесь выпускались такие известные тяжелые орудия, как корпусная 122-мм пушка А-19, использовавшаяся также и для самоходной установки ИСУ-122, 152-мм пушка-гаубица МЛ-20 — из такого орудия был произведен первый огневой удар по Берлину, ею же вооружались тяжелые самоходки ИСУ-152. Когда в августе 1941 года возникла срочная необходимость в легких противотанковых орудиях, на Мотовилихе была модернизирована 45-мм пушка, и уже в начале 1942 года завод давал фронту по 700 таких пушек в месяц, несмотря на то что он специализировался на тяжелых системах.

Крупнейшей заслугой завода и его директора Абрама Быховского является создание и выпуск 76-мм полковой пушки образца 1943 года, которая заменила аналогичную образца 1927 года, показавшую низкую эффективность при стрельбе по движущимся бронированным целям. Работу над созданием нового орудия возглавил талантливый конструктор М. Ю. Цирульников. Благодаря его блестящему инженерному мышлению задача была выполнена в невиданно короткий срок, и фронт получил мощное противотанковое орудие, скорострельное и меткое.

Умелый и решительный организатор производства, генерал Абрам Быховский вместе с коллективом Мотовилихи добился того, что за время войны на конвейер были поставлены пять новых типов орудий. На этом старейшем в стране военном заводе было произведено более 48 тысяч орудий — значительная часть всего их парка, выпущенного за время войны.

Одним из старейших артиллерийских предприятий был также ленинградский завод имени Калинина, специализировавшийся на производстве зенитных орудий. До войны им руководил Н. Э. Носовский, а после его ухода в наркомат завод принял Борис Абрамович Фраткин, возглавлявший завод всю войну и в послевоенное время. Он родился в 1907 году в Бердичеве и образование получил всего лишь в объеме Киевского механического техникума, что не помешало, однако, Борису Абрамовичу успешно руководить огромным артиллерийским комбинатом в условиях его эвакуации и развертывания на Урале. Ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы, также он был награжден шестью орденами.

Уже через два месяца после эвакуации завод имени Калинина при далеко не законченном строительстве многих объектов, в тяжелейших условиях труда и быта своего персонала изготовил и отгрузил на фронт первые 118 зенитных пушек и наладил серийное производство 45-мм противотанковых орудий. И в дальнейшем он наращивал и совершенствовал выпуск этой насущно необходимой фронту продукции.

Успехом своим завод в немалой степени обязан неутомимости и творчеству главного технолога Льва Наумовича Айзенберга, имевшего большой опыт работы на сталинградском орудийном заводе «Баррикады». В создании и выпуске зенитных орудий велика была роль главного конструктора завода Товия Абрамовича Сандлера и его заместителя Героя Соцтруда Льва Вениаминовича Люльева. Основным же конструктором всех зенитных установок новых типов, выпущенных заводом за годы войны, был Лев Абрамович Локтев, еврей при сугубо русской фамилии.

Большие трудности выпали на долю орудийного завода имени Ворошилова, который развертывался в Восточной Сибири на базе небольшого предприятия, изготавливавшего угольное оборудование. В октябре 1941 года из Ленинграда сюда прибыло более 8 тысяч человек и 1100 вагонов с оборудованием. Их прибытие совпало с 40-градусными морозами, и в таких условиях надо было немедленно размещать персонал и пускать завод.

Эту сверхтрудную задачу сумел выполнить директор завода Яков Абрамович Шифрин. Его кипучая энергия, находчивость и работоспособность обеспечили развертывание предприятия, которое уже через несколько месяцев стало давать фронту зенитные орудия, минометы, авиабомбы и морские мины. К примеру, на 1 января 1942 года было пущено более 2000 станков, мартеновская печь и еще много других производственных объектов. По сравнению с мирным временем эвакуированный завод в это время увеличил выпуск основной продукции в 4,5 раза.

В конце 1942 года в связи с переводом Шифрина на новое место работы директором был назначен крупный специалист и организатор Борис Абрамович Хазанов, работавший до этого в Наркомате вооружения. Он с 1931 года служил на боевых кораблях, окончил Военно-морскую академию и технологический институт. В 1944 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы, он награжден пятью орденами. Под его руководством завод имени Ворошилова продолжал наращивать выпуск продукции, который к концу войны вырос по сравнению с довоенным в 10 раз. Здесь была освоена и выпускалась спаренная зенитная пушка В-47, 37-мм двухорудийная автоматическая зенитная установка палубного типа — весьма эффективные орудия противосамолетной борьбы.

За годы войны завод выдал 26 тысяч зенитных пушек, 5 тысяч минометов, 220 тысяч авиабомб. Что говорить — выдающиеся результаты, и достигнуты они под руководством двух директоров-евреев.

Продолжение следует

Из книги «Еврейский меч России»

 Марк Штейнберг

 

 

 

Марк Штейнберг

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора