Незамеченное последствие

Недавнее сообщение Национальной разведывательной оценки (НРО) о решении Ирана отменить планы создания ядерного оружия вызвало бурю противоречий. Это сообщение ставят под сомнение представители израильской разведки, множество политических и международных комментаторов, иранские группы оппозиции (как внутри страны, так и за ее пределами), а также многие их нас, наученных горьким опытом и историческими прецедентами тому, что тираны часто открывают миру свои самые худшие намерения, а мир предпочитает им не верить до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Противники президента Буша (за малым исключением) в восторге от сообщения НРО. Они видят в нем подтверждение правильности своего отношения к президенту, как к разжигателю войн, империалисту, марионетке злых сил, которые руководствуются одной лишь жадностью и игнорируют все нормы приличия. Они считают, что данные НРО принуждают администрацию Буша признать, что ее политика по отношению к Ирану строилась на предпосылках, которые теперь можно смело считать необоснованными.

Можно только с иронией относиться к тому, что те же люди, критиковавшие Буша за то, что он руководствовался, с их точки зрения, неточными и ложными данными американских и международных разведывательных организаций (то бишь, НРО) о существовании оружия массового поражения в Ираке, расценивают недавнюю информацию НРО об Иране достоверной и достаточно надежной, чтобы руководствоваться ею в нашей внешней политике.

В этих дебатах я склонен верить израильской разведке и собственному здравому смыслу. Я согласен с израильским министром обороны Эхудом Бараком, который 4 декабря сказал: «Похоже, в 2003 году Иран приостановил программу по созданию ядерного оружия на некоторое время, но, насколько мы знаем, эта программа возобновлена». Как мне кажется, если бы Иран тогда действительно остановил ядерную программу, то внешним инспекторам было бы дозволено проверить этот факт. Таким образом, Иран мог бы избежать всех нынешних политических и экономических проблем. С другой стороны, трудно ожидать рациональной логики от диктаторов-психопатов, подобно Саддаму Хусейну, Ахмадинеджаду и Ким Юнг Илу. В конце концов Ирак так же, как Иран, запретил ООН инспектировать их ядерные проекты и оружие массового поражения, хотя уже трудно сказать, существовали ли они на самом деле.

Допускаю, что я не в состоянии занять определенную позицию в этих дебатах: время и наличие более подробной информации покажут, была ли ядерная программа действительно остановлена в Иране в 2003 году, и была ли она потом возобновлена. Однако я озадачен тем, что в дебатах никто не обсуждает очень важный фактор: синхронность предполагаемого решения Ирана с историческими событиями того времени.

В апреле 2003 года американские и британские военные силы вторглись в Ирак, и через несколько недель иракская армия прекратила свое существование, несмотря на то, что Саддам хвастался своей непобедимостью, и что авторитетные международные военные эксперты предсказывали огромные потери с американской стороны и затяжную войну. В то время никто не предполагал, что США придется годами бороться с сопротивлением не армии, а исламских фанатиков. Все считали, что оккупация Ирака будет такой же организованной и спокойной, как оккупация Германии и Японии. Для всех было очевидно, что США — это военная супердержава, способная победить любого врага. Америка победила Ирак в течение нескольких недель, точно так же, как победила Талибан в Афганистане, где Россия возилась в течение 5 лет, и откуда ей пришлось постыдно ретироваться. Эксперты прогнозировали, кто будет следующим: Сирия, Иран, Ливия? Страны, которые не присоединились к США с самого начала, спешили послать хотя бы малочисленные военные части, чтобы попасть в коалицию.

Северная Корея робко намекала о возможности контактов и переговоров, несколько бывших советских республик начали флиртовать с Америкой, а Ливия открыто отказалась от планов создания ядерного оружия и открыла страну инспекторам ООН. Можно смело сказать, что в 2003 году страны, которые не слишком дружелюбно относились к Америке, разнервничались. И именно в это время, по сведениям НРО, Иран якобы пересмотрел свои взгляды и решил отказаться от ядерных амбиций. Мы не знаем, когда это стало известно Западу, и была ли утечка информации результатом суперэффективного шпионажа или намеренной иранской дезинформацией.

Как бы то ни было, но если данные НРО соответствуют действительности, то решение Ирана было принято в результате победы американцев в Ираке, что, несомненно, является триумфом так критикуемой внешней политики Буша. Мы не знаем, было ли это решение изменено через 4 года, и продолжается ли иранская ядерная программа в наши дни. Мы также не знаем наверняка, останавливалась ли эта программа, но если да, то синхронизация этой остановки с доказательством военной мощи США должна быть важным фактором в обсуждении и оценке нашей реакции на сообщение НРО.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора