Мы сейчас в рамках календаря находимся внутри дистанции Песах — Шавуот. Семь недель (49 дней) между этими двумя праздниками имеют особый статус. И даже праздник Шавуот называется не в честь дарования Торы, а в честь этих семи недель.
Слово «шавуот» переводится как «недели». В единственном числе неделя на иврите будет «шавуа». Это производное от слова «шэв’а», что означает «семь». Неделя равна семи дням.
В еврейском числовом пространстве популярен «переход» от семи к восьми. Самый известный пример — семь дней Суккота и следующий за Суккотом восьмой день, который так и называется — Шмини Ацерет, что можно примерно перевести как «восьмая остановка».
Сразу в виде восьми дней мы празднуем Хануку.
А наш весенний интервал имеет более сложную природу. У нас есть семь недель, а за ними следует один день, но день этот особенный — день праздника Шавуот. То есть здесь появляется структура 7 х 7 + 1 = 49 + 1 = 50. Таким образом, у нас сейчас проистекает самый длинный паттерн календаря из пятидесяти дней.
На примере этого паттерна мы можем увидеть, как одна схема проявляет себя в целой серии идей, имеющих разную глубину.
Эти дни называются Сфират а-Омер. И в самом простом варианте речь идет о счете. Эта математическая операция «посчитать от 1 до 49» доступна и маленькому ребенку, который научился считать. В таком подсчете — самая простая форма отмечания этих дней.
Слово «омер» означает меру сыпучих тел. В древности речь шла о приношении в Храм ежедневно меры ячменного зерна.
В иудаизме было принято следующее правило. Когда в конце весны начинали собирать новый урожай, то муку из зерна нового урожая не ели до наступления Шавуота. В Шавуот вместо ячменного приношения в Храм делали две булки из пшеничной муки нового урожая, и с этого момента можно было использовать новый урожай в пищу. Есть специальное выражение «кемах яшан» («старая мука»). Его используют, чтобы показать, что до Шавуота в выпечке используется мука старого урожая.
Таким образом, вторым измерением этого праздника является природно-сельскохозяйственный аспект.
И наконец — глубинное измерение. Эти семь недель в нашей мистической традиции связывают с семью сфирот. В каббале есть понятие десяти сфирот. Они делятся на три более высокие и семь менее высоких. И эти семь «низших» сфирот соответствуют семи неделям Сфират а-Омер.
Но в нашем случае 49 дней мы имеем вложенную структуру. Каждая из семи недель состоит, в свою очередь, из семи дней.
И на мистическом уровне это проявляется в том, что каждая сфира имеет внутри себя разделение на семь сфирот, или семь аспектов. Таким образом, у нас получается двухмерная схема — сфирот в сфирот.
И мы имеем для одного и того же периода три разных смысловых измерения. Самое простое — это подсчет дней. Второе измерение привязано к природе в ее сельскохозяйственном проявлении. И третье измерение связано с духовной природой человека.
В этом качестве слово «сфира» переводится на современный духовный язык как «эманация», или «проявление».
Речь идет о том, что иудаизм уподобляет семь качеств человека семи качествам Б-га.
Также иудаизм выбирает в Танахе семь персонажей — это Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид, которые олицетворяют эти качества в своем жизнеописании.
И здесь каббала находит решение одного из самых важных вызовов — сочетания единства и множественности.
Монотеизм выражает идею единого Б-га вместо множества божеств в язычестве. И, когда мы молимся, мы обращаемся в молитве к Единому Б-гу. Но проявления Б-га бывают разные.
На уровне проявлений каббала разделяет «самовыражение» Б-га в виде семи его качеств, которые и называются сфирот.
Интересно, что семь персонажей Торы выражают семь разных проявлений. Но каждый человек может выражать не одно, а все семь проявлений Б-га, то есть мы в некоторой степени выше семи великих персонажей Танаха. Каждый из них выражал одну сфиру, а мы можем выражать все семь. И более того — мы можем на самом «продвинутом» уровне учиться в каждом из семи качеств и развивать в себе эти семь аспектов.
Таким образом, мы видим три уровня реализации духовной концепции в иудаизме. И нам важно понимать эту многоуровневость. Когда мы пытаемся оценить идею, мы должны знать, что она может быть простой на поверхности и при этом сложной в глубине.